Статья на тему: Особенности формирования моральных ценностей У Детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Воротченко
Статья на тему: Особенности формирования моральных ценностей У Детей старшего дошкольного возраста

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор: Воротченко Татьяна Геннадьевна

ГДОУ г. Красный луч «Детский сад № 46 «Василек»

Актуальность проблемы формирования нравственных ценностей и воспитания обусловлена кризисом современного общества, в котором произошло размывание моральных норм, значимости института семьи, духовных ценностей, что усложняет процесс нравственного становления детей дошкольного и школьного возраста. Нравственное воспитание способствует формированию гармоничной личности, которая осознает моральные нормы и ценности, определяющие основу отношений между людьми в обществе.

Характеризуя развитие морального сознания дошкольника обратим внимание на следующие моменты. Согласно теории Же. Пиаже, развитие моральных суждений детей 4-6 лет находится на стадии «нравственного реализма», из-за этого главными ориентирами оценки поступков людей выступают не мотивы деятельности, а результаты таких поступков (кто больше причинил вреда – то больше виноват). Детям дошкольного возраста свойственно предоперационное мышление, что приводит к импульсивности поведения, неспособность мыслить в плане представлений, предвидеть последствия собственного поведения.

В старшем дошкольном возрасте появляется такое новообразование как децентрация мышления, благодаря которой ребенок избавляется от эгоцентричной позиции и приобретает способность изменять собственную точку зрения под влиянием сравнения с другими. Также возникают «внутренние этические инстанции», которые включают представление о том что хорошо, что плохо, о социально одобряемой нормы поведения и определяют поступки ребенка и характер ее взаимодействия с окружающими.

Субботский) утверждают, что у старших дошкольников развиваются оценочные эталоны. Малыши начинают проявлять повышенное внимание к нравственной стороне поступков окружающих, стремятся дать им этическую оценку. По мнению Л. Божович, если в раннем и младшем дошкольном возрасте нравственные представления и оценки ребенка носят общий, диффузный характер, слиты с ее непосредственным отношением к человеку, то в старшем дошкольном возрасте моральная оценка отделяется от непосредственных эмоциональных переживаний ребенка и становится более самостоятельной и обобщенной [2, с. 136].

Итак, к концу старшего дошкольного возраста дети уже хорошо знакомы с моральными нормами поведения, умеют правильно оценить ситуацию и найти адекватную линию поведения.

Цель статьи заключается в теоретическом обосновании проблемы формирования моральных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.

Отметим, что в современной теории воспитания ведущим является положение о том, что эффективность воспитательного процесса определяется степенью включения личности в различные виды деятельности (И. Бех Л. Выготский, А. Запорожец, Г. Костюк, И. Подласый и др.). Учет и реализация указанного требования требует от педагога сформированности умений организовать жизнедеятельность детского коллектива и воспитание в нем моральных ценностей.

Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста была предметом многих научных исследований. Так, нравственное воспитание в игровой деятельности рассматривалось в трудах т. Марковой, Н. Михайленко, С. Новоселовой, О. Смирновой; нравственное развитие детей дошкольного возраста в процессе коммуникативной деятельности исследовался в трудах М. Лисиной, т. Репиной, О. Смирновой, г. Степановой и других.

Ведущей в дошкольном возрасте является игровая деятельность, в частности сюжетнорольова игра, становление и развитие которой в наибольшей степени способствует формированию элементарной системы ценностей дошкольника. В трудах О. Смирновой и О. Гударевой обосновывается мнение о том, что только развитая форма игровой деятельности способствует осознанию детьми смыслов человеческих взаимоотношений, формированию потребностно-мотивационной сферы, развитию различных форм произвольности и, как следствие, формированию системы ценностей. К сожалению, сегодня высочайшего уровня развития игры достигает лишь 18,2 % дошкольников 6-7 лет [6, с. 127].

По нашему мнению, организация сюжетно-ролевой игры требует от воспитателя соблюдения определенных принципов. К ним можно отнести следующие: осознание игры как творческой деятельности, свободной от регламентации и указаний взрослого; выделение места и времени для детской игры; обеспечение активной позиции каждого ребенка; ориентация детей на реализацию конструктивных межличностных взаимоотношений, благодаря которым появляется возможность согласовать игровые задачи, способы их реализации; создание предметно-игровой среды, при этом игрушки и игровой материал должны быть знакомыми детям, а игровые действия с ними предварительно формироваться на ознакомительных занятиях; реализация воспитательной функции игры, акцентирование внимания на нравственной сущности взаимоотношений между персонажами игры. Также ученый предлагает выделять сюжет и содержание игры [4, с. 129].

Рассмотрим более подробно требования к реализации каждого компонента игры.

Каждой творческой игре присуща воображаемая ситуация, которая вмещает сюжет и содержание игры. Естественно, что сюжет и прежде всего содержание детских игр зависят от социальных условий жизни ребенка, от характера отношений людей, которые ее окружают.

Можно выделить еще несколько факторов, влияющих на содержание детских игр:

1. Искусство (музыкальное, изобразительное, хореографическое и др, художественная литература: результаты исследований Т. Марковой доказали, что дети хотят обыгрывать только те произведения, в которых эмоционально, доступно описана деятельность, поступки людей, их отношение к окружающим.

2. Дидактические игры, в процессе которых расширяются знания, приобретенные в досуге деятельности, закрепляются отдельные предметные действия (Г. Жуковская).

3. Экскурсии и наблюдения детей: экспериментальная работа, проведенная Н. Королевой, доказала, что для возникновения сюжетно-ролевой игры во время экскурсий, наблюдений недостаточно ознакомить детей только с предметной областью действительности, необходимо раскрыть содержание деятельности людей, их отношение друг к другу в процессе этой деятельности [6. с. 126].

Следовательно, воспитание нравственных ценностей детей в игровой деятельности целесообразно осуществлять по следующим направлениям: влияние на сюжет и содержание игры; учет при распределении ролей интересов и возможностей детей; выявление нравственных чувств и осуществления социально-нравственных поступков в процессе реализации игровых образов; постепенное повышение уровня взаимодействия детей в игре.

Нравственное развитие ребенка в значительной степени зависит от включения его в коммуникативную деятельность. По мнению И. Беха, эффективность общения зависит от уровня сформированности психологической культуры воспитателя, которая сводится к следующим требованиям: знание особенностей развития ребенка в дошкольном возрасте и умение правильно оценить ее индивидуальные особенности (темперамент, характер, жизненный опыт и др); знание особенностей выявления основных эмоций и способность адекватно реагировать на них; способность выбирать такой способ поведения с ребенком, который больше всего соответствует его индивидуальным особенностям [2, с. 134].

Общение является основным средством с помощью которого осуществляются воспитательные воздействия на ребенка, а в случае необходимости происходит коррекция воспитательного процесса. С первых месяцев жизни у ребенка формируется потребность в общении со взрослыми. Изначально инициатором общения является взрослый, впоследствии инициатива переходит к ребенку (первым признаком является комплекс «оживления»). В течение раннего детства развитие общения ребенка с взрослым преодолевает два этапа: эмоционально-личностное, ситуативное общение (от рождения до 12 мес.); практическое, действенное общение (от 12 мес. до 3-х лет). На этом этапе взрослый выступает партнером в предметно-манипулятивной деятельности, образцом для подражания, лицом, которая оценивает знания и умения ребенка. Если взрослый и в дальнейшем будет инициировать эмоциональные формы общения, а ребенок уже будет стараться деятельности с предметами, может возникнуть конфликтная поведение.

В дошкольном возрасте расширяются возможности ребенка по познанию окружающего мира и общению со взрослыми. В процессе познавательного общения ребенок у ребенка формируются представления и знания о предметах, явлениях окружающего мира, которые не находятся в поле ее зрения, воспитываются такие умственные качества как любознательность, критичность, сообразительность. Во время личностного общения ребенок удовлетворяет свою потребность в уважении, признании взрослого, в поддержке и одобрении собственного поведения. Если ребенок уверен, что взрослый справедливый и положительно к ней относится, она спокойно выслушивает его замечания и пожелания относительно своих знаний, умений, активно реагирует на них, стремится соответственно скорректировать свое поведение или действия [5, с. 255].

И. Бех утверждает, чтобы общение было эффективным, у воспитателя должна быть сформирована психологическая культура, которая сводится к следующим требованиям: знание особенностей развития ребенка в дошкольном возрасте и умение правильно оценить ее индивидуальные особенности (темперамент, характер, жизненный опыт и др); знание особенностей выявления основных эмоций и способность адекватно откликаться на поведение ребенка и его психические состояния; выбирать такой способ поведения с ребенком, который больше всего соответствует его индивидуальным особенностям [1, с. 84].

Относительно качеств личности воспитателя, то по данным экспериментальных исследований наиболее благоприятными являются: эмоциональная устойчивость, высокая самооценка и удовлетворенность самим собой, принятие социальных норм и адекватное поведение в обществе, способность к эксперименту, профессиональное мастерство, способность к творчеству. И наоборот, качества личности педагога, которые негативно сказываются на его профессиональной деятельности, это: невротизм, авторитарные и параноидальные тенденции, комплекс неполноценности, завышенный самоконтроль.

С точки зрения детей, важнейшими качествами педагога выступают те, что демонстрируют заинтересованность и уважение к детям как личностям и проявление которых не подавляет достоинства детей [1, с. 85].

Можно выделить следующие требования к организации общения: выявление любви, дружеского отношения к ребенку, заинтересованности ею; использование эмоционально-положительного обращение к ребенку (в противовес нейтральному обращению); выразительность, эмоциональность речи, мимики, жестов воспитателя; общение на понятном для ребенка языке; последовательность и постепенность приведение доказательств; при постановке требований использования аргументов, которые являются весомыми для ребенка, а не для воспитателя; развитие коммуникативной активности детей, их эмоциональной культуры; удовлетворение потребности ребенка в положительной оценке взрослого; обеспечение эмоционального комфорта.

Таким образом, проблема формирования нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста является очень актуальной; ведущей в дошкольном возрасте является игровая деятельность, становление и развитие которой в наибольшей степени способствует формированию элементарной системы ценностей дошкольника; нравственное развитие ребенка в значительной мере зависит от включения ее в коммуникативную деятельность.

Література

1. Бех И. Д. воспитание личности / И. Д. Бех / / научно-методическое пособие. – 1913. – № 2. – С. 84-87 2. Проколиенко Л. Котырло В. Воспитание гуманных чувств у детей. 1987. С. 134-140 3. Маевская К. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности / К. В. Маевская // Дошкольное воспитание. – 1913. – № 1. — С. 39-41. 4. Максимова О. А. формирование социальной компетентности ребенка дошкольного возраста как залог его успешной адаптации к обучению в школе / О. А. Максимова // педагогическое образование: теория и практика. Зб. наук. трудов / Каменец-Подольский национальный университет имени Ивана Огиенко. — Вып. 20 (1-2016). — Ч. 2 – — Каменец-Подольский, 2016 – — с. 229-234. 5. Пикож В. И. благосклонность: сущность и развитие в онтогенезе / В. И. Пикож / / Морально-духовное развитие личности в современных условиях (Теоретикометодические проблемы воспитания детей и учащейся молодежи). – Сб. наук. трудов. — К. : Мэд. мысль, 2000 – Кн. И. — С. 251-257. 6. Приходько Ю. А. Формирование положительных взаимоотношений в детском коллективе / Ю. А. Приходько // Научно – методическое пособие — 1987. – С 126-129.

Источник: maam.ru