Создание условий для развития речи воспитанников (2 младшая группа)

Алена Ларина
Создание условий для развития речи воспитанников (2 младшая группа)

Сегодня я представляю вашему вниманию центр развития речи «Говоруша».

У детей младшего дошкольного возраста происходят значительные изменения в развитии отдельных психологических процессов (памяти, мышления и т. д., как в отношениях с окружающими (взрослыми, сверстниками, так и в различных видах деятельности (прежде всего в игровой). Психологи отмечают что, в этом возрасте резко возрастает любознательность детей, которую важно использовать для воспитания интереса к языку, к языковым и речевым явлениям, для формирования зачатков контроля и самоконтроля за речью.

Цель речевого центра: создание оптимальных условий для совершенствования процесса развития и коррекции речи воспитанников.

Задачи:

1. Формировать фонематическое восприятие и слух.

2. Развить артикуляционную моторику.

3. Закреплять навыки правильного произношения звуков.

5. Активизировать словарь, обобщающие понятия и лексико-грамматические категории.

6. Развивать связную речь.

7. Развивать мелкую моторику.

Наш центр не зря имеет такое расположение, здесь и мелкую моторику можно развивать, и уголок музыки и театра не далеко, в общем все находится под рукой.

В нашем речевом центре живет озорной Зайчонок. Необходимость для его появления нам подсказали воспитанники. Т. к. занятия по развитию речи иногда очень утомительны, чтобы заинтересовать детей мы внесли в группу небольшую игрушку – Зайчонка. От его имени мы разговариваем с детьми, воспитанники показывают ему как выполнить то или иное упражнение, он предлагает ребятам различные задания или хочет услышать пересказ сказки и пр. Вот такой он у нас затейник!

Так же здесь находится игровой и дидактический материал, направленный на развитие:

артикуляционной моторики — предметные картинки-опоры, картотека артикуляционной гимнастики;

правильного дыхания – тренажеры (по темам недели): «Снежинки», ленточки и т. п. ; бросовый материал и простые игрушки: ватные шарики, вертушки,, воздушные шарики, мыльные пузыри;

Формирование звуковой культуры речи: «волшебный кубик», картотека чистоговорок, потешек.

Формирование связной речи: наборы предметных и сюжетных картинок, дидактические игры и пособия по лексическим темам: «Мамы и детки», «Мебель», «Инструменты», «Дикие и домашние животные», «Птицы», «Насекомые», «Овощи и фрукты», «Ягоды», «Грибы», «Профессии», «Времена года»;

Формирование мелкой моторики: су-джок, природный материал (фасоль, жёлуди, шишки, трафареты, игры с прищепками, шнуровки, тактильные коврики, игры с нестандартным оборудованием, картотека пальчиковых игр.

В центре речевого развития представлены следующие игры и пособия:

• Игры и пособия для автоматизации звуков: альбом для автоматизации звуков, картотеки чистоговорок, скороговорок, стихов и потешек, предметных и сюжетных картинок.

• Картотека дидактических игр для развития активного словаря.

Развивать мелкую моторику ребята могут в уголке сенсорики. Пирамидки, сортеры, книжки и игрушки с крышками, мозаика – все эти игры направленны на развитие пальчиков.

Без развития слухового восприятия невозможно полноценное овладение речевой культурой у дошкольников. Дети слышат грамотную речь, правильное произношение, логично построенные высказывания — формируется культура речи. С этой целью прослушиваются аудиосказки, аудиоверсии любимых детских стихотворений в исполнении профессиональных чтецов с музыкальным сопровождением. Играем в дидактические игры с музыкальными инструментами: на темп, высоту звука.

Магнитная доска (демонстрационная) используется для размещения текущей информации, показа фотографий и иллюстраций по теме занятия. Мобильная доска используется для выполнения упражнений воспитанниками. Например, в следующих заданиях: «Расположи картинки в правильной последовательности, чтобы получился сюжет сказки. Попробуй пересказать», «Распредели картинки по темам» и т. д.

В центре книги представлены книги в соответствии с программой и тематическим планированием. Здесь представлены авторские книги, книги о временах года, произведения устного народного творчества (загадки, пословицы, скороговорки, русские народные сказки и сказки народов мира, любимые книжки детей.

В центре драматизации находятся различные виды театра: пальчиковый, настольный, плоскостной, би-ба-бо, маски для разыгрывания сценок. Все атрибуты располагаются так, чтобы детям было удобно их брать и пользоваться ими.

Регулярные занятия в речевом уголке способствуют созданию положительной эмоциональной атмосферы внутри детского коллектива, формируют устойчивую мотивацию к активному и культурному общению. Успешность в будущем напрямую зависит от уровня развития речи ребёнка.

Хочется добавить, что вся предметно-развивающая среда нашей группы направлена на развитие речи воспитанников. Не найдется такого уголка в группе, который бы не развивал ту или иную сторону речи.

Источник: maam.ru