«Создание единого образовательного пространства ДОУ и семьи»

Ольга Аксенова
«Создание единого образовательного пространства ДОУ и семьи»

В ходе реализации областной целевой программы «Создание семейных детских садов в Нижегородской области в 2011-2023 г. г. » в нашем рабочем поселке Бутурлино было организовано первое структурное подразделение МБДОУ детского сада «Березка», расположенное в индивидуальном жилом доме с предусмотренными помещениями для размещения Семейного детского сада. Целью открытия Семейного детского сада является обеспечение доступных качественных услуг дошкольного образования семьям, имеющим детей дошкольного возраста и решение жилищных проблем воспитателей дошкольных учреждений. Это самый настоящий индивидуальный дом, в котором находятся помещения со всеми удобствами для десяти малышей, а также для семьи воспитателя. В должности воспитателя здесь тружусь я — Аксенова Ольга Ивановна, помощником воспитателя работает Естифеева А. А.

Для осуществления образовательной и оздоровительной деятельности детский сад оснащён современным оборудованием. В группе созданы условия для социально-личностного, познавательно-речевого и художественно — эстетического развития, много разных игрушек, пособий и дидактических игр для обеспечения развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Для сохранения и укрепления физического и психического детей, для развития физических качеств имеется спортивный комплекс с разнообразным физкультурным оборудованием.

Семья и детский сад – два важных института социализации детей, и их взаимодействие одинаково важно для всестороннего развития личности ребёнка.

Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Слайд 2

Все мы знаем, что в соответствии с ФГОС ДОУ обязано:

• информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;

• обеспечить открытость дошкольного образования;

• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Из всего выше указанного, следует что, педагогам необходимо установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, оказать помощь родителям в воспитании детей и активизировать их воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

На мой взгляд, цели и задачи семьи и детского сада совпадают. Обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе.

В связи с этим возникает необходимость по-иному взглянуть на проблему взаимодействия ДОУ с родителями с целью создания партнерских отношений «семья — детский сад» в совместном воспитании дошкольников.

Слайд 3

В работе я всегда стараюсь придерживаться:

Основных принципов партнёрства ДОУ и семьи:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями (создание партнерских, доверительных отношений между родителями и воспитателем)

2. Индивидуальный подход (в ежедневном контакте воспитателя, когда родители приводят и забирают детей).

3. Динамичность (быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы).

4. Открытость (посещение родителями группы для того, чтобы они могли видеть, как и чем занимается их ребенок, сами могли принимать участие в непосредственно образовательной деятельности).

5. Сотрудничество, а не наставничество. (Сотрудничество — это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать).

Слайд 4

4 основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО

1. Наглядно-информационное

2. Информационно-аналитическое

3. Познавательное

4. Досуговое

Рассмотрим каждое направление по отдельности.

Слайд 5

Наглядно-информационное направление

Подразделяется на два типа:

1. информационно-ознакомительное — является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей.

2. информационно — просветительское — оно направлено на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Сюда относятся : уголок для родителей, папки передвижки, сайты ДОУ и воспитателя.

Слайд 6

Информационно-аналитическое направление — направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.

По данному направлению провожу:

— анкетирование;

— тестирование.

— личные беседы

Данные формы помогают правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Я всегда забочусь о том, чтобы:

— все материалы для ознакомления были эстетически оформлены;

— содержание регулярно обновлено, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;

— оформление выполнено так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);

— содержание предполагаемого материала действительно интересно большинству родителей.

Слайд 7

Досуговое направление — призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное. Праздники вместе с муз. руководителем стараемся проводить не для родителей, а с привлечением родителей.

По данному направлению можно организовать:

• развлечения;

• празднование дней рождения;

Слайд 8

• праздники, которые можно закончить чаепитием.

Слайд 9

• наши родители активно принимают участие в различных выставках, как в районных, так и в выставках ДОУ.

Слайд 10

Познавательное направление — направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Это направление включает:

— проведение общих и групповых собраний, консультаций и индивидуальных бесед и др. ;

— организацию выставок детских работ, поделок, изготовленных совместно с детьми

— участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов, театрализации.

— совместное создание предметно-развивающей среды;

О предметно-развивающей среде я хотела бы поговорить более подробно.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной и отвечать потребностям детского возраста. В группе младшего возраста в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому я каждый раз пополняю и обновляю игровую среду. И в этом мне очень помогают родители.

Слайд 11

На экране вы видите спортивный уголок, в котором многий инвентарь сделан руками родителей: «Массажные коврики» из пуговиц и каштановых орешков, различные «Змейки», которые помогают нам проводить оздоровительную гимнастику после сна. А «Кошечка» — мостик, применяется для физкультурных занятий.

Слайд 12

Одна из самых любимых игрушек — это «Бизиборд». Игра в «Бизиборд» развивает логику, мышление, воображение и улучшает мелкую моторику.

Сначала у нас появился один «Бизиборд», и детям играть с ним очень понравилось. Затем по инициативе родителей появился на уличной площадке второй – переносной, на основе стула.

Слайд 13

В группе много у нас игр, которые развивают речь, воображение, зрительное восприятие (цвет, форма, величина, количество).

Слайд 14

Лучшим способом развивать и закреплять сенсорные навыки ребенка – превращать любое занятие в игру. И пополнение игровой среды – это очень важно.

1. «Мишка» (умение расстегивать пуговицы)

2. «Прищепки» (умение работать с прищепками)

3. Фетровая книжка «Новогодняя»

Слайд 15

Активное участие родители приняли при пополнении уголка экспериментирования: сделали срезы дерева, принесли камушки и ракушки, различные крупы (Игра «Клад»). А игра «Угадай-ка» учит ребенка на ощупь отгадывать предметы.

Слайд 16

На экране представлены игры, которые направленные на развитие мелкой моторики: «Елка», «Жучки», «Рыбки». А развитие мелкой моторики, мы знаем, положительно влияет на развитие речи ребенка.

Слайд 17

Игры с развивающими и тактильными ковриками. Данные игры развивают пальцы рук, что непосредственно влияет на развитие двигательных центров речи, умственную активность, стимулируют и развивают интеллектуальную и творческую деятельность. У детей развивается воображение и фантазия.

Слайд 18

Для игровой деятельности у нас в группе есть «Уголок уединения» (ширма, который также оформлен с помощью родителей. Ширма у нас «сезонная».

Много игрушек сшиты и связаны нашими дорогими родителями.

Слайд 19

Конкурс поделок проходил в ДОУ ко «Дню космонавтики». Наши родители остались не безучастны и изготовили «Космические игры»: «Желобок», «Ракета».

Слайд 20

Особое внимание я хотела бы уделить «Семейному альбому», который не только помогает сблизиться с семьей воспитанника, узнать больше об особенностях жизни и традициях в семье, но я его применяю также для развития речи детей. Ребята очень охотно показывают и рассказывают о своих родных.

Слайд 21

Большой вклад родители внесли в благоустройство игровой площадки. В смотре конкурсе ДОУ в номинации «Развивающий участок» наша группа заняла 1 место.

1. «Игровая- мобиль» (для дыхательных упражнений)

2. «Гусеница» (координация движения)

3. «Кошечки»

4. «Игра с каштанами» (очень выручают, в любую погоду)

Слайд 22

Для игр на свежем воздухе родители изготовили: «Рули» (сюжетная игра,

«Башмачки» (шнуровка, «Бусы» (мелкая моторика, ну а на «Цветочной дорожке» веселее проходят игры и зарядка.

Слайд 23

Цветы у нас не только на дорожке, но и на территории всего участка. Родители приносят семена, рассаду. В этом году сделали «Альпийскую горку».

Слайд 24

В зимнее время мы тоже принимаем участие в смотре конкурсе ДОУ и пополняем наш участок снежными постройками, а также украшаем их.

Слайд 25

Всеми своими наработками и идеями я делюсь с коллегами на Педагогических советах.

Слайд 26

В заключение, хочется сказать, что встречи с родителями нас всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт самооценка, как педагога, так и родителей. Появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет воспитателя и детского сада растет.

Я считаю, что дошкольное воспитание необходимо сделать более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах.

Источник: maam.ru