Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в рамках ФГОС

Щепкина Татьяна Викторовна
Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в рамках ФГОС

в связи с введением ФГОС-доклад на педсовет

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОС

Подготовила:Щепкина Т. В.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от «17» октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г., где прописаны требования по взаимодействию ДОУ с родителями. Если раньше педагоги ограничивались просвещением родителей, то теперь, как гласит ст. 44 ФЗ, «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

За всю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.

Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют комплекс возможностей воспитательного воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие – не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

Воспитатели и родители должны быть едины в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания в детском саду необходимые личностные качества, сформировать в основной деятельности ребёнка психологические новообразования.

И первой инстанцией на пути ребёнка в жизнь является СЕМЬЯ. Семья — первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.

Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека

В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания.

Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности.

Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения — важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество — это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности. В словаре Ожегова значение слова » взаимодействие » объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.

Наиболее распространенными в практике взаимодействия детского сада и семьи являются:

– РАЗРЕШИТЕЛЬНО-РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД;

– ПРОСВЕЩЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД;

– ПАРТНЕРСКИЙ ПОДХОД;

– ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД;

– ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД;

– ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД.

РАЗРЕШИТЕЛЬНО-РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД:

наблюдается ограничивающее взаимодействие детского сада и семьи, может наблюдаться частичное допущение семьи к участию в делах детского сада.

ПРОСВЕЩЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД:

предполагает разнообразные формы организации просветительской работы с родителями

ПАРТНЕРСКИЙ ПОДХОД:

более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родителей и педагогов, но и наиболее продуктивный

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД

учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД

к традиционным формам работы предполагает активизацию поведения родителей, включение в различные виды деятельности, организацию экспертизы с их стороны, а также внесение предложений.

ФГОС стимулируют сделать этот выбор в сторону новой модели развития отношений между детским садом и семьей – открытой модели партнерского, конструктивного взаимодействия.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как изменить такое положение?

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Так как же привлечь родителей к работе в детском саду?

.Очень важно использовать разнообразные виды деятельности, которые создают возможность для сотрудничества родителей и воспитателей.

Учитывая, что у родителей в современном обществе нет лишнего времени, работу стараюсь организовать компактной, но эффективной.

Исходя из цели всего учреждения, я поставила перед собой

Задачи: Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей ;Работать в тесном контакте с семьями воспитанников;

И сформулировала цели:

Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями;

Установление доверительных, партнерских отношений с родителями;

Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

В соответствии с ФГОС детский сад обязан:

информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;

обеспечить открытость дошкольного образования;

создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности; поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.

Принципы взаимодействия Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон.

Сотрудничество, а не наставничество. Создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива ДОУ разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

Системность. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьёзно готовить.

Динамичность. Детский сад должен находиться в режиме развития, а не функционирования.

В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьёй

Использую разнообразные формы работы с родителями по образовательным областям:

Познание» — интеллектуальное развитие ребёнка через подготовку ребёнка к конкурсам, совместные дополнительные мероприятия в семье и в детском саду.

«Социализация» — знакомство родителей с трудностями и достижениями детей на родительских собраниях, организация выставок …

«Безопасность» — информирование родителей о создании безопасных условий дома через консультации, оформлении стендов, стенгазет, плакатов, буклетов.

«Здоровье» — знакомство родителей с эффективными средствами закаливания через оформление стендов, индивидуальных консультаций, организацию «Семейных весёлых стартов»

«Физическая культура» — знакомство родителей с лучшими достижениями в физкультуре других семей, организация совместных соревнованиях и т. д.

«Коммуникация» — индивидуальное консультирование родителей по вопросам общения, круглые столы, участие в конкурсах.

«Чтение художественной литературы» — совместное чтение детей и родителей произведений художественной литературы, консультирование родителей по выбору тематики чтения, оформление выставок.

«Художественное творчество» — совместные рисунки и поделки.

«Музыка» — музыкально-художественная деятельность в семейных праздниках, концертах.

«Труд» — совместная деятельность.

Веду работу с родителями в условиях реализации ФГОС по четырём основным направлениям:

Познавательные, досуговые, информационно-аналитические, наглядно информационные.

Познавательное направление- направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Это направление включает:

• — общие, групповые собрания;

• — консультации и индивидуальные беседы;

• — выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями.

• — участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов.

• — совместные экскурсии, пешие прогулки, походы;

• — открытые занятия ;

• — мастер-класс;

• — семинары.

• Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной,

Информационно-аналитическое направление —

направлено на выявление интересов, потребностей, запросов

родителей, уровня их педагогической грамотности, установление

эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.

По данному направлению можно проводить:

— анкетирование;

— тестирование.

— личные беседы

Данные формы помогут правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду.

Из анализа сведений о семьях детей видно, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования.

Данные сведения использовались при планировании организационно-педагогической работы с родителями для привлечения родителей к оказанию помощи учреждению, для определения перспектив развития детского сада.

Важные моменты:

— все материалы для ознакомления должны быть эстетически оформлены;

— содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;

— оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);

— содержание предполагаемого

материала должно быть

действительно интересно

большинству родителей.

Досуговое направление — призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное.

Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.

Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет.

• По данному направлению можно организовать:

• — праздники, которые можно закончить чаепитием.

• Воспитанием детей в основном занимаются мамы. В детский сад ходят тоже в основном они.

• — развлечения;

• — праздники

• — празднование дней рождения;

• — выставки;

• -акции;

• -селфи-безопасности;

• -конкурсы к традиционным праздникам;

• -дни добрых дел.

В работе с семьёй я использую следующие подходы взаимодействия с родителями:

— Индивидуальный подход; дифференцируемый, инновационный.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс.

На 1 родительском собрании «Давайте познакомимся» присутствовало 80% от всего количества родителей. Родители познакомились с особенностями 3х летнего возраста детей.

Следующее родительское собрание было проведено в виде круглого стола. Прежде провела анкетирование. Выяснила — какие игрушки и как часто покупают детям и кто. Чтобы привлечь родителей – приготовила вместе с детьми пригласительные для родителей с печатью от детей в виде ладошки. Дети сами приглашали своих родителей. Думаю это и способствовало большой явке родителей.

Также проинформировала родителей, на какую тему будет родительское собрание в виде стихотворения, которое входило в пригласительный билет. Тема собрания –«Игра не забава». К нему шла презентация. Здесь родители увидели фото своих детей в разной игровой деятельности, получили советы, как можно организовать с детьми игру дома. Всё родительское собрание проходило в игровой форме. Перед собранием раздала родителям буклеты. На первом собрании «Давайте познакомимся» — буклеты на тему «Правила для родителей». А на втором «Игра не забава» – «Игрушки для наших детей». Не все родители могут запомнить или записать то, что происходит на собрании, а вот буклет напомнит им о теме собрания. Также родители могут показать его другим членам семьи.

В начале собрания предложила родителям заполнить визитку – написать свою фамилию, и нарисовать своё настроение в виде солнышка или тучки. Если и было у кого-то плохое настроение – сразу же заметно изменилось, и все родители нарисовали солнышко.

Игра на самооценку, думаю, подстегнула родителей пересмотреть свои домашние вечера и выходные дни. Здесь надо было ответить на вопросы: В какие игры играем дома? Какие игрушки покупаем и т. д.

Интересно прошла игра «Вопросы из перечницы». Здесь пришлось задуматься, ведь не каждая мама пускает ребёнка на кухню. Но оказывается и здесь можно организовать множество игр с разными продуктами и даже с тестом и ребёнок под присмотром. А заодно развивать детям мелкую моторику. В конце собрания дети пригласили родителей на чаепитие, подарив им именные бокалы. Чаепитие прошло в тёплой обстановке.

Порадовало, что кроме мам приходили на собрание папы, бабушки.

К собраниям я готовлю выставку детских работ или фотостенд, где использую фотографии из жизни группы.

На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности:

На активистах мир стоит!

И садик здесь – не исключение…

И то, что жизнь у нас кипит –

Ваша заслуга, без сомненья!

Пусть оптимизм не иссякает

И бьет фонтаном вдохновенье!

Мы Вам грамоту вручаем

За бесконечное движенье!

Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

После проведения родительских собраний, я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.

Родители – критические наблюдатели и родители наблюдатели.

Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

В работе с родителями я использовала активные формы и методы:

Традиционные:

— общие и групповые родительские собрания,

— консультирование, анкетирование родителей,

— посещение семей воспитанников на дому,

— выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями,

— праздники,

— дни открытых дверей,

— дни добрых дел, (Родители пополнили библиотеку группы детской литературой в количестве 40 книг).

— оформление информационных стендов, вручение буклетов.

Планирую проводить

Нетрадиционные формы общения с родителями:

Информация интересных дел на сайте д/сада;

Конференции родителей и воспитателей,

— выпуск тематических журналов

— занятия с участием родителей,

— «Родительские ринги», «Интеллектуальные игры»,

— участие родителей в творческих конкурсах,

— Телефон Доверия (телефонные звонки делаются в особых случаях или раз в месяц всем родителям, чтобы поддерживать неформальное общение с ними. При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.

Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная. Многие родители с большим желанием откликаются на призыв педагога к общей работе с детьми.

Источник: maam.ru