Современные направления в исследовании детской речи

Екатерина Елаева
Современные направления в исследовании детской речи

В изучении детской речи четко прослеживаются несколько направлений. Изучение специфики детской речи по сравнению с нормированной литературной речью (К. И. Чуковский, Е. И. Тихеева, Н. А. Рыбникова, С. Н. Цейтлин); психологическое направление, в рамках которого изучалась речь детей в широких обобщениях (Л. С. Выготский, П. П. Блонский, Н. И. Жинкин, Ф. А. Сохин, А. М. Леушина); лингвистическое направление, охватывающее изучение онтогегеза детской речи (А. Н. Гвоздев, А. М. Шахнарович, Н. М. Аксарина, М. И. Лисина); исследования индиви-дуальных различий в показателях речевого развития как в личностном плане, так и в общих тенденциях (В. А. Добромыслов, В. С. Филатов).

В 1960 году в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР была обра-зована лаборатория развития детской речи (зав. лабораторией – Феликс Алексеевич Сохин (1929-1992) — ученик Рубинштейна, глубокий знаток детской речи, лингвист и психолог). С его именем связано развитие ме-тодики на новом качественном уровне. В центре внимания находятся во-просы развития семантики детской речи, формирования языковых обоб-щений, элементарного осознания языка и речи.

Результаты этих исследований были отражены в новой типовой программе (1983-1984, под ред. Р. А. Курбатовой и Н. Н. Поддьякова. Она построена на основе деятельностного подхода. Программа связывала речевое развитие с ознакомлением с окружающим, учитывала возрастные особенности детей, предполагала преемственность в содержании речевого воспитания в возрастных группах, перспективность (на каждом этапе закладываются основы того, что будет развито в дальнейшем); преемственность, между, детским садом и школой.

На основе типовой программы были созданы программы воспитания и обучения в союзных республиках. В РФ — «Программа воспитания и обучения в детском саду» (1985) под ред. М. А. Васильевой. В ней сохра-нялись принципиальные подходы к развитию речи детей, содержание программных задач и последовательность их усложнения, учтена специ-фика культурно-национальных условий России.

Разработка Ф. А. Сохиным, методической теории включала психоло-гические, психолингвистические, лингвистические и педагогические ас-пекты. В центре внимания находятся вопросы развития семантики детской речи. На основе разработки данных вопросов была составлена программа речевого развития детей (1992-94, методического пособия для воспитателей, в которых прослеживается комплексный подход к речевому развитию и овладение речью как творческий процесс. Одновременно проводились исследования разных сторон речевого развития детей.

В настоящее время психолого-педагогические исследования детской речи выполняются в трех направлениях (классификация Ф. А. Сохина):

— структурном — исследуются вопросы формирования разных структур-ных уровней языка: фонетического, лексического, грамматического;

— функциональном — исследуются проблемы формирования навыков владения языком в коммуникативной функции: связная речь;

— когнитивном — исследуется проблема формирования элементарного осознания явлений языка и речи: обучение грамоте.

Результаты исследований изменили подходы к содержанию и формам обучения. Собственно речевые задачи отделяются от ознакомления с ок-ружающим, вычленяются знания об элементах языковой действительности (что обеспечивает лингвистическое развитие ребенка); разрабатываются комплексные занятия (где ведущая задача — обучение монологической речи); интегративные занятия, объединяющие разные виды деятельности (музыкальное, речевое, двигательное, изобразительное творчество).

Появляются и разрабатываются новые вариативные программы, среди которых наиболее признанными являются:

«Радуга» (под ред. Т. Н. Дороновой). — Одним из важнейших средств развития дошкольников является создание развивающей речевой среды; подобран литературный репертуар для чтения и рассказывания.

«Развитие» (под ред. А. Венгера) — в ней определены направления речевой работы: — ознакомление с художественной литературой; — освоение специальных средств литературно — речевой деятельности (средства художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи); — развитие познавательных способностей (на базе ознакомления с художе-ственной литературой); — обучение грамоте со средней группы; — обучение чтению со старшей группы.

«Детство» (В. И, Логинова, Т. И. Бабаева и др.) — содержит специальные разделы: «развиваем речь детей», «ребенок и книга», — в конце каждого раздела предлагается критерии для оценки уровня речевого развития; — определены речевые умения в разных видах деятельности.

«Программа развития речи» (О. С. Ушакова) — углубляет, дополняет, уточняет типовую программу. Программа базируется на комплексном подходе к речевому развитию на занятиях.

Таким образом, к настоящему времени методика исследования речи пред-ставляет собой интегративную дисциплину, рассматривающую лингвис-тические, психофизиологические, психолингвистические и дидактические основы развития речи детей дошкольного возраста.

Источник: maam.ru