Сообщение Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС

Татьяна Подберезская
Сообщение Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Ковдорского района детский сад №29 «Сказка»

Сообщение

«Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС ДО»

в рамках муниципального семинара-практикума

«Здоровьесберегающие технологии

как средство реализации образовательной области «Физическое развитие»

Подготовила:

старший воспитатель

Подберезская Т. К.

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:

забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В. А. Сухомлинский

В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.

Приоритетными задачами в программе модернизации российского образования являются сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а осознание ребенком правильного отношения к своему здоровью есть системообразующий фактор модернизированной физкультурно-оздоровительной деятельности. Одним из средств решения этих задач являются здоровьесберегающие технологии, они же являются важнейшим условием организации и всего воспитательно-образовательного процесса и социального благополучия любого ребенка.

В последние годы создано немало здоровьесберегающих технологий и данным вопросом занимаются многие представители науки и практики, в частности В. Г. Алямовская, М. Д. Маханёва, М. Л. Лазарев и другие. Но, к сожалению, в наш стремительный век новых технологий, исследований и разработок проблема формирования здорового и безопасного образа жизни остается очень актуальной, современной и достаточно сложной.

Возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики: как эффективно организовать воспитательно-образовательный процесс без ущерба здоровью дошкольников?

Чтобы решить эту проблему, необходимо создавать такую систему работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге будет способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

В своих трудах В. А. Сухомлинский говорит о том, что забота о здоровье детей является важнейшим трудом воспитателя. Инструмент профессиональной деятельности педагога — это педагогическая технология, которая обязательно должна быть здоровьесберегающей. От того насколько грамотно и целенаправленно педагог выдерживает все режимные моменты, графики, чередования умственной и релаксационной деятельности детей, зависит потенциал здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Здоровьесберегающая деятельность формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Чтобы вызвать у детей желание заниматься этой деятельностью, важно заинтересовать ребенка с первых минут. Для этого необходимо предварительно продумать методические приемы, которые помогут решать поставленные задачи.

Поставленные задачи будут успешно решаться только при использовании открытых педагогических принципов и методов обучения, а именно:

• Принцип доступности и индивидуальности предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий – это достигается правильным распределением материала на занятии. Индивидуальность – это учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок имеет свои функциональные возможности, поэтому материал усваивается по-разному

• Принцип постепенного повышения требований заключается в постановке перед ребенком все более трудных заданий и их выполнения. Для этого целесообразно чередовать нагрузки с отдыхом.

• Принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе.

• Принцип наглядности является основным в обучении движению. Занятия обеспечиваются рядом методических приемов, которые вызывают у ребенка желание заниматься.

• Использование технического оборудования для создания условий мотивации к занятиям.

Цель здоровьесберегающей технологии:

обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности:

1. Объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и профилактике нарушений плоскостопия и осанки.

2. Обучить детей безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в природе и мегаполисе.

3. Осуществить преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой средствами физкультурно-оздоровительной работы.

Цель здоровьесберегающих технологий в ДОУ применительно к ребенку:

– обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада;

– воспитание осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека;

– знания о здоровье и умения оберегать, поддерживать и охранять его;

– безопасное поведение, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Выделяются три группы здоровьесберегающих технологий:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж.

3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

Первоосновой в выборе оздоровительных технологий является принцип «Не навреди», т. е. все виды педагогических и оздоровительных воздействий в образовательной деятельности выбираются с учетом их безопасности для здоровья и развития ребенка.

В нашем детском саду созданы все условия для систематического, профилактического влияния на растущий организм ребенка.

Разработана целостная система воспитательно — оздоровительных, коррекционных и профилактических мер, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и сотрудников детского сада: ребёнка и воспитателя, ребенка и учителя-логопеда, ребенка и психолога, ребёнка и инструктора по физической культуре, ребёнка и музыкального работника, ребёнка и медицинского работника.

Все составные этой системы органично включены в режим дня.

В своём выступлении я хочу рассказать о здоровьесберегающих технологиях, применяемых в нашем детском саду, используемых в воспиательно-образовательном процессе с воспитанниками.

1. Технологии, направленные на сохранение и стимулирование здоровья детей.

Цель педагога – построить образовательную деятельность оздоровительной направленности. То есть существует необходимость организации образовательной деятельности с акцентом на использование технологий сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, ритмопластика, релаксация, различные виды гимнастик (пальчиковая, гимнастика для глаз, дыхательная, бодрящая, корригирующая, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.

При проведении занятий с детьми педагоги используют режим динамических поз. Смена поз ребенка во время образовательной деятельности благоприятно действует на нервную центральную систему и работоспособность дошкольников.

Динамические паузы, физкультминутки, минутки здоровья — проводятся во время образовательной деятельности, создают благоприятную для обучения атмосферу, несут элементы релаксации, снимают нервное напряжение от перегрузок, развлекают детей.

Подвижные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате — малой, средней и высокой степени подвижности. Дети удовлетворяют свою потребность в движении, общении друг с другом, и при этом получают необходимую для развития информацию

Педагогами используются спортивные упражнения и элементы спортивных игр – хоккей, футбол, волейбол, бадминтон, баскетбол, городки.

На укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, моторных функций, правильной осанки, походки, грации движений направлена ритмопластика — оздоровительная гимнастика, основанная на комплексах разнообразных гимнастических упражнений, которые выполняются под определенную ритмичную музыку и чаще всего оформлена танцевальными движениями.

Использование релаксации особенно актуально в современном образовательном процессе, когда у детей идет активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания.

Релаксация – это состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий.

В режиме дня воспитателями и специалистами детского сада активно используются различные виды гимнастик.

Пальчиковая гимнастика проводится для развития мелкой моторики и для развлечения детей, стимулирует развитие пальцев рук. Регулярное их использование способствует развитию у ребёнка памяти, мышления, внимания, речи.

Гимнастика для глаз необходима для сохранения зрения. Упражнения для глаз используем для профилактики нарушения зрения, они снимают зрительное напряжение, укрепляют глазные мышцы.

Среди основных видов гимнастик, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, особого внимания заслуживает дыхательная гимнастика. Дыхание — один из важнейших физиологических процессов. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, работоспособность и выносливость.

Бодрящая гимнастика — это упражнения, выполняемые детьми после дневного сна, позволяющие быстро включиться организму ребенка в рабочий ритм и укрепить состояние его здоровья.

Гимнастика корригирующая проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста. Направлена на формирование правильной осанки и исправление дефектов, если они уже есть.

Гимнастика ортопедическая является основным средством профилактики плоскостопия. Направлена на укрепление не только мышечно-связочного аппарата стоп и голени, но и всего организма. Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, игровой деятельности.

Инструктором по физической культуре используется в работе с детьми элементы таких технологий как cтретчинг, пилатес (благоприятно действуют на мышечную систему, элементы хатха-йоги (предназначаются главным образом для развития пластичности мышц спины и сухожилий ног, а также для развития подвижности позвоночника и ребер).

2. Технологии, направленные на обучение здоровому и правильному образу жизни.

Утренняя гимнастика. Регулярное ежедневное проведение утренней гимнастики постепенно приучает ребёнка к физическим упражнениям и связывает их с положительными эмоциями, приятными мышечными ощущениями, которые вызывают только жизнерадостность, способствуют вырабатыванию у детей привычки к систематической утренней зарядке и проявлению волевых усилий.

Главной задачей занятий по физической культуре является формирование необходимых двигательных навыков и умений, развитие физических качеств.

На приобщение каждого ребенка к занятиям физической культурой направлены физкультурные праздники – соревнования, эстафеты. Спортивные праздники оказывают значительное влияние на нормальный рост ребёнка, на развитие всех органов и тканей. Эстафеты, подвижные игры способствуют развитию положительных качеств: самостоятельность и самообладание, внимание и умение, находчивость, мужество, выносливость.

Игротерапия направлена на предупреждение развития у детей нервно-психических патологий (снятие повышенной тревожности, враждебности к окружающим, развитие творческого потенциала. Педагоги включаются в игровую деятельность с целью коррекции эмоциональных и поведенческих проблем дошкольников, организуя игры-драматизации, сюжетные, дидактические игры, подвижные игры с правилами. У ребенка вырабатывается умение увидеть и проанализировать ситуацию с различных точек зрения.

На развитие навыков волевой регуляции, снижение мышечного и эмоционального напряжения, формирование уверенного поведения, повышения самооценки, а так же на формирование навыка выражать негативные эмоции приемлемым способом направлены коммуникативные игры. Играя с детьми в эти игры, педагоги оказывают практическую помощь им в социальной адаптации.

Важное средство оздоровления организма ребенка — самомассаж. Элементарным приемом самопомощи своему организму является точечный массаж. Упражнения учат детей сознательно заботиться о своем здоровье и являются профилактикой простудных заболеваний, а также повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, бронхов.

Массаж ушных раковин — артикулярный массаж – помогает развиваться всем системам организма, улучшает интеллектуальные способности. Активизирует работу всех без исключения органов и систем тела.

3. Из коррекционных здоровьесберегающих технологий нашими педагогами используются:

— Музыкотерапия как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия на развитие ребенка в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.

— Сказкотерапия — для развития способности понимать свое эмоциональное состояние, самоконтроль поведения, эмоциональную устойчивость в ходе общения.

— Изотерапия (метод арт – терапии) разгружает нервную систему, стимулирует развитие моторики, успокаивает психику. Этот метод является одним из лучших способов, чтобы узнать о внутреннем состоянии ребёнка.

— С целью профилактики и коррекции речевых нарушений как элемент занятия с детьми, имеющими нарушения речи, учителем-логопедом применяется су-джок-терапия. Развивает не только пальчиковую моторику, ловкость и координации движений, но и активизирует словарь, развивает чувство ритма.

— Воспитателями и учителем-логопедом проводится артикуляционная гимнастика. Данная гимнастика помогает быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения.

— Логоритмика. Совместно с музыкальным руководителем проводятся логоритмические упражнения, дети выполняют движения с речевым сопровождением, в результате улучшается речь.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий, применяемых в комплексе в нашем саду, имеет оздоровительную направленность, а используемая здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни, улучшаются показатели физического развития, эмоционального состояния детей, наблюдается благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников, повышается уровень общей физической подготовленности детей.

Источник: maam.ru