Содержание коррекционно-логопедической работы в едином коррекционно-образовательном пространстве семьи и ДОУ

Мария Алейник
Содержание коррекционно-логопедической работы в едином коррекционно-образовательном пространстве семьи и ДОУ

Родительское собрание

Тема: «Содержание коррекционно-логопедической работы в едином коррекционно — образовательном пространстве семьи и ДОУ»

1. Содержание коррекционно-логопедической работы.

Логопедическая работа с детьми в логопедическом пункте МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №4 «Солнышко» проводится ежедневно. Одно занятие в неделю проводится логопедическое фронтальное занятие со всеми детьми; индивидуальные занятия проводятся 2-3 раза в неделю с каждым ребенком.

Занятия проводятся по трём направлениям: развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексическо-грамматической стороны речи и связной речи.

Формирование фонетико-фонематической стороны речи включают в себя развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза, формирование у детей правильного звукопроизношения. На занятиях дети учатся дифференцировать (различать) гласные и согласные звуки. Кроме того, вводятся такие понятия, как слово и слог (слово-часть речи, имеющая смысловое значение; слог- часть слова, в которой есть гласный звук, но не имеющая смыслового значения). На таких занятиях осуществляется развитие фонематического слуха (т. е. дети учатся различать звук на слух, вычленять его из речи) в форме упражнений. Например, «Доскажи словечко», «Повтори ряд звуков, слов в том же порядке», «Скажи наоборот» (глухой — звонкий или твердый — мягкий звуки) и пр.

Лексико-грамматические занятия. На неделю берется определенная лексическая тема, в рамках которой проводится работа:

• по расширению и активизации словаря детей;

• по освоению грамматических категорий (изменение существительных по родам, числам и падежам; употреблению глаголов разного вида и времени; согласованию существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, падеже);

• по выделению предлогов в речи, пониманию простых предложных конструкций, выражающих пространственные отношения двух предметов

• по формированию у детей умения отвечать полными предложениями на поставленный вопрос, воплощать мысль в развёрнутое речевое высказывание, и т. д.

Занятия по развитию связной речи включают обучение детей пересказу; рассказыванию по картинке или серии картинок, по плану-схеме; заучивание стихотворений; отгадывание и заучивание загадок.

Игра с родителями.

А теперь, я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру, развивающую фонематическое восприятие ваших детей.

«Поймай звук»

«Как только услышите звук «т», хлопните в ладоши, поймайте его:

— А, У, К, Т, М, П, К;

— ПА, МА, ТА, ИТ, ИШ, ИТ;

— ДОМ, ТОМ, КОМ, ПОТ;

Внимание! Согласные звуки и буквы называем не «КЭ, МЭ, СЭ…», а «К, М, С…». На начальном этапе обучения детей грамоте (в детском саду) это нужно для того, чтобы предотвратить ошибки при обучении чтению («МАМА, а не «МэАМэА»).

Развитие мелкой моторики рук происходит на фронтальных занятиях и в индивидуальной работе в форме пальчиковых гимнастик, на занятиях по изобразительной деятельности, на занятиях воспитателей по графику в старшей группе, по письму в подготовительной к школе группе.

Игра с родителями.

Еще одной целью логопедической работы является развитие речедвигательных умений и навыков у детей, которые проводятся в форме логоритмических упражнений и динамических пауз и которые способствуют закреплению полученных знаний. Такую паузу проведем и мы с вами.

«Гласные звуки»

Мы шесть гласных звуков знаем (называем 6 гласных звуков, на каждый гласный звук загибаем палец);

Шесть шагов мы прошагаем (делаем 6 шагов на месте, на каждый шаг называем гласный звук);

Шесть хлопков над головой (выполняем 6 хлопков над головой и называем гласный звук на каждый хлопок);

Шесть хлопков перед собой (выполняем 6 хлопков перед собой, называем гласный звук на каждый хлопок);

Шесть наклонов влево – вправо (выполняем 6 наклонов в левую и правую стороны, называем гласный звук при каждом наклоне головы);

И становимся мы прямо (называем 6 гласных звуков, на каждый гласный звук загибаем палец).

Как видите, дети могут осваивать знания и в движении, что более соответствует детям дошкольного возраста.

Предлагаю Вам выполнить ещё одно игровое упражнение, которое учит детей делить слова на слоги (части). Пожалуйста, придумайте каждый своё слово, а мы из них выберем самое светлое, тёплое и будем учиться делить его на слоги.

Станьте в шеренгу. Так Вам удобнее будет выполнять движения.

И так, начали:

Слово можно нам протопать (делаем притоп на каждый слог: ра — ду га)

Слово можно нам прохлопать (делаем хлопок руками на каждый слог: ра — ду — га);

Слово можно простучать (ударяем указательным пальцем по ладошке другой руки и называем слоги: ра — ду — га);

Слово можно прошагать (делаем шаг на каждый слог : ра — ду — га);

Слово можно нам пропрыгать (На каждый прыжок дети произносят слог: ра- ду — га);

Можно и ногами дрыгать (выполняем прыжки с выносом каждой ноги поочерёдно вперёд — вверх и произносим при этом слоги: ра — ду — га);

Рот пошире открывать (произносим слоги, широко открывая рот: ра — ду — га);

Звуки гласные считать (произносим слог и называем гласный звук: ра — [а], ду — [у], га — [а].

Согласитесь, что в такой форме учиться не только познавательно, но и интересно.

Что касается индивидуальной работы, то она проводится в следующих направлениях:

• проверка, отработка домашних заданий;

• закрепление материалов фронтальных занятий;

• развитие речевого дыхания, речевого слуха;

• развитие психических процессов восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания;

• артикуляционные упражнения;

• коррекция звукопроизношения, включающая постановку, автоматизацию звука, его слуховую и произносительную дифференциацию.

2. Работа в домашних тетрадях.

Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Для детей они новые, поэтому должны быть прочитаны родителями до конца, объяснены и отработаны под родительским контролем. Еще раз хочется подчеркнуть, что ребенок должен рисовать и штриховать в тетради своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание. Не стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму.

Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься с ребёнком, тем быстрее исправленный звук будет автоматизирован в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: чем больше тренировок, тем лучше результат.

3. Результаты логопедической работы на данном этапе.

В целом, за прошедший период времени: с сентября по февраль, уже заметен прогресс в речевом развитии детей. Прежде всего, это мотивационная готовность детей работать на занятиях. Это исправленные звуки в речи детей — логопатов; умение высказываться, отвечать на вопросы. Дети научились слушать и слышать обращенную к ним речь, вступать в диалог, координировать взаимодействия между собой и с учителем. В достаточной степени у них сформированы также учебные навыки. Они научились дифференцировать звуки на гласные и согласные, твёрдые и мягкие, глухие и звонкие. У них сформированы навыки звукового анализа и синтеза на материале двух – трёхсоставных слов. Они могут работать с графической моделью слова: подбирать слова к графической модели или составлять схему (графическую модель) к заданному слову.

Как вы считаете, сформированы ли перечисленные умения у Вашего ребёнка, как изменилось его речевое развитие? В чем это проявляется?

4. Вопросы родителей к логопеду.

5. Заключение

Большое спасибо за помощь, за сотрудничество. Важно помнить, что вместе мы делаем очень важное дело: помогаем нашим детям быть успешными, а значит счастливыми, уверенными в себе.

До свидания. До следующей встречи.

Источник: maam.ru