Сценарий викторины «Зимующие и перелётные птицы». Подготовительная группа

Татьяна Пожарская
Сценарий викторины «Зимующие и перелётные птицы». Подготовительная группа

ВИКТОРИНА

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

ТЕМА: «ЗИМУЮЩИЕ И ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ.

ЦЕЛЬ: выявить уровень знаний детей о птицах, расширить кругозор и словарный запас, развивать память, внимание, мышление, усидчивость, социально-коммуникативные навыки.

Оборудование: Интерактивная доска, столы, стулья по количеству детей.

Ход мероприятия:

Дети слушают композицию с разными голосами птиц.

В-ль: Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в викторину на тему «ЗИМУЮЩИЕ И ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ». Давайте вспомним, кто такие птицы и их части тела. Маленькие и большие, домашние и лесные, черные, белые и разноцветные, певчие и стучащие – всякие разные, ценимы людьми — это ПТИЦЫ. Птицами можно любоваться часами, наблюдать, как они кушают, чистят пёрышки, прыгают с ветки на ветку, это очень интересно.

Птицы — это теплокровные существа. Чтобы они могли остаться на зиму, не замёрзли и были активными, им нужно много корма. А пищи для птиц зимой нет. Поэтому они улетают в теплые края осенью. Вы все знаете и видели, что зимой повсюду – в парке, в городе, у нас в саду, возле домов на деревьях висят кормушки, это люди заботятся о птицах, подкармливают их хлебом, пшеном, семечками, синички очень любят сало. Рис, гречку, перловую крупу птичкам лучше не насыпать в кормушки, у них потом плохое самочувствие и они могут погибнуть, такая пища вредна для птиц.

Главная причина перелёта птиц — это холод и отсутствие пищи, а весной, когда теплеет, тает снег, появляются проталины, насекомые, уже можно отыскать семена прошлогодних растений, личинки жуков и птицы возвращаются домой с далеких теплых краев. Как говорится в пословице – «В гостях хорошо, а дома лучше».

Назовите мне части тела птицы?

Дети: Голова, туловище, лапки, хвост, клюв, перья.

В-ль: Правильно! Это общие части тела. А также у птиц есть спинка, уши, шея, лоб, брюшко. Птицы населяют всю нашу планету. Они живут везде, где есть растения и животные, пригодные им для пищи: в лесах, горах, на лугах, болотах, в степях, тундрах и пустынях. Есть птицы, которые большую часть жизни проводят в открытом море, всю жизнь у воды. Это альбатросы, чайки, буревестники, пингвины, пеликаны и много других. В настоящее время известно более 9000 видов птиц, это очень много. Очень много птиц обитает в тропических лесах, где всегда очень тепло-это попугаи, канарейки, павлины, колибри, кстати колибри питается нектаром цветов, ещё есть райские птицы в тропических лесах, они очень яркие, есть фламинго, фазаны, страусы и многие другие. А в суровых, холодных условиях видов птиц немного, но если есть 5-10 видов, то в больших количествах.

Свои гнезда птицы устраивают где угодно -на деревьях, на земле, под крышей, в кустах, затем в своих гнездах они высиживают яйца и выводят птенцов. Мама-птица высиживает, согревает, бережет своих деток-птенцов, из которых потом вырастают взрослые птицы. Птенцы, ребята дышат в яйце, иначе они бы погибли.

Ребята, а какие птицы остаются с нами зимовать на нашем острове?

Ответы детей: Воробьи, синицы, вороны, рябчики, совы, снегири, дятлы.

В-ль: Молодцы, очень много птиц назвали, а ещё с нами зимуют глухарь, поползень, орлан-белохвост, клёст, пищуха и т. д. А перелётные?

Ответы детей: Ласточки, лебеди, гуси, утки, журавли, кукушки, грачи, скворцы, жаворонки, цапли, зяблики…

В-ль: Умнички! А я добавлю: певчие дрозды, иволги, малиновки, соловьи, трясогузки… Давайте поговорим о том, какую пользу приносят птицы людям.

Роль птиц в природе очень важна и значительна. Птицы помогают человеку тем, что они поедают большое количество насекомых-вредителей и мелких грызунов, тем, спасая урожай.

Птицы также распространяют семена деревьев и кустарников. Склевывая сочные плоды рябины, брусники, черемухи, черники и многих других растений, они перелетают с места на место и разбрасывают семена, часто теряют их, а потом на этом месте, куда упало семечко, вырастают новые деревья и кустарники. Именно благодаря птицам тяжелые плоды дуба — желуди — оказываются вдали от дерева, на котором они выросли и потом вырастают новые дубы.

Полезны для человека и хищные птицы, уничтожающие мелких грызунов, например мышей — вредителей урожая, которые ещё и разносят инфекционные заболевания.

Птичьи перья в далекие прошлые времена использовали для письма, а девушки и женщины использовали перья птиц, как украшения.

Охрана птиц

Если мы будем беречь птиц, у нас всегда будет огромная армия трудолюбивых работников, которые не допустят гибели лесов и садов вредными насекомыми. Для того чтобы сохранить наших крылатых друзей и помощников, нужно прежде всего не губить их самих, не бросать в них камни, не стрелять с рогатки, а также не разрушать их гнезда и яйца. Мы должны заботиться о братьях наших меньших, например, зимой, когда пищи для птиц очень мало, мы изготавливаем кормушки, где птички могут пообедать и укрыться от ветра и снегопада.

Птицы – это наши друзья. Многие из них — санитары лесов, полей, парков. Птиц нужно любить и беречь не только потому, что они приносят пользу человеку, но и потому, что они веселы, красивы и своим бодрым видом и поведением украшают и оживляют природу. Кроме того, многие из них прекрасно поют и приводят человека в хорошее, радостное настроение. Давайте беречь и защищать наших пернатых друзей и помощников!

Ребята, вы очень внимательно слушали, сейчас мы с вами отдохнем и проведём викторину, заодно проверим ваши знания.

Подвижная игра «Совушка»

Цели: развитие внимания, реакции на словесную команду и произвольной регуляции поведения.

На площадке обозначается гнездо совы. Остальные – мышки, жучки, бабочки. По сигналу «День!» — все ходят, бегают.

Через некоторое время звучит сигнал «Ночь!» и все замирают, оставаясь в той позе, в которой их застала команда.

Совушка просыпается, вылетает из гнезда и того, кто пошевелится, уводит в свое гнездо. Повторить игру 2 раза.

После игры дети делятся на две команды и садятся за столы.

ВОПРОСЫ К ВИКТОРИНЕ: Две команды «Ласточки» и «Совушки» Вопросы задает воспитатель по очереди обеим командам.

1. Как на доме, на карнизе

Прилепила птичка снизу

Гнёздышко, как вазочка

Эта птичка -. (Ласточка)

2. Угадайте, что за птица:

Света яркого боится,

Клюв крючком, глаза пятачком,

Ушастая голова.

Это. (Сова)

3. С кем путешествовал Нильс? (с дикими гусями)

4. С какими птицами летала лягушка-путешественница? (с дикими утками)

5. Птенец какой птицы не знает своей матери? (птенец кукушки)

6. Какая птица является символом красоты, чистоты и нежности? (лебедь)

7. Какая птица считается хозяйкой ночного леса? (сова)

8. Кого называют царем птиц? (орла)

9. Руки и ноги птиц? (крылья и лапы)

10. Рот и нос птицы? (клюв)

11. Назовите трёх водоплавающих птиц?

12. Назовите трёх перелётных птиц?

13. Назовите лишнее: жаворонок, пингвин, чайка, пеликан

14. Назовите лишнее: синица, рябчик, снегирь, грач

15. Чем нельзя кормить птиц?

16. Чем любят полакомиться синички?

17. Зачем зимой птицам кормушки?

18. Что придаёт птицам особую красоту?

19. Какую пользу птицы несут людям?

20. Где птицы вьют гнёзда?

21. Пингвин — это птица? (Да)

22. Какая птица прилетает весной самая первая? (Грач)

23. Почему птицы улетают на юг?

24. Почему возвращаются?

25. Что птицы умеют делать лучше всего?

26. Почему пингвины не умеют летать?

27. Какая птичка питается нектаром цветов?

28. Самая крупная птица в мире?

29. Гнездо скворца?

30. Дышат ли птенцы в яйце?

В заключении подводятся итоги и определяется победитель.

Все ребята получают за участие сладкие призы.

Источник: maam.ru