Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

Елена Полякова
Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное детство — уникальный возрастной период, обладающий особой логикой и спецификой развития, это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями. Любой из нас пришёл в этот мир творить добро, надеяться, любить, смеяться, плакать, но при всём при этом Должны мы научиться Говорить. Речь — важный элемент в деятельности человека. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых значимых приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Ведущее место в речевом развитии детей имеет игра. Её характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Выполняя функцию обучения, игра служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению и закреплению знаний, дает возможность совершенствовать речь ребенка, учит мыслить и тем самым способствует развитию у них познавательных интересов, правильных представлений об окружающем мире. Использование игровых приемов повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение материала. Игра — основной вид деятельности ребенка и способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. Играя, ребенок приобретает подлинную социальную практику, разностороннее воспитание и речевое развитие. Основными задачами речевого развития в дошкольном периоде являются:

Воспитание звуковой культуры речи.

Формирование грамматического строя речи.

Словарная работа.

Развитие связной речи.

Таким образом, можно сказать, что все вышеперечисленные речевые задачи, в той или иной степени могут быть реализованы через игровую деятельность. С целью развития речи детей старшего дошкольного возраста следует подбирать игры, позволяющие реализовать ряд функций: коммуникативную, диагностическую, коррекционную и функцию социализации. При организации игры педагог выбирает в качестве основной цели одну или две функции, которые будут для него наиболее важными.

На сегодняшний день наиболее актуальными и ведущими являются следующие группы детских игр:

1. Творческие игры:

• Режиссерские

• Сюжетно-ролевые

• Театрализованные

• Игры со строительным материалом

2. Игры с правилами:

• Подвижные игры

• Дидактические игры

Использование в работе творческих игр способствует формированию у детей диалогической речи, формируются умения связной монологической речи. Ролевая игра является основой для становления у детей регулирующей функции речи. Потребность в общении и ведущей игровой деятельности ведут к интенсивному овладению языком, его словарным богатством и грамматическим строем, в результате чего речь ребенка становится более ясной и связной. Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, выразительности речи, вкуса и интереса к художественному слову. Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, развивают навык быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Положительно влияют на речи детей участие педагога в детских играх, обсуждение замысла и хода игры, привлечение их внимания к слову, образец правильной и точной речи, беседы о проведенных и будущих играх. В каждой игре заложен потенциал развития речи детей. Задача педагога заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, доступно сформулировать правила, организовать пространство, определить сюжет игры, подобрать игровой реквизит и грамотно организовать содержание игровой деятельности. Для реализации эффективной игровой деятельности, направленной на развитие речи детей, могут быть использованы следующие методы и приемы.

1. Наглядные (рассматривание картин, предметов, экскурсии).

2. Продуктивные (дидактические игры на развитие связной речи, творческие задания, пластические этюды, хороводные игры).

3. Словесные (чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал).

Приемы:

• Речевой образец.

• Повторение.

• Объяснение.

• Оценка детской речи.

• Опосредованное общение через игрушку.

• Называние.

• Показ объекта или действия.

• Включение нового слова в предложение.

• Объяснение происхождения слова.

• Загадки, дидактические игры, чтение.

Систематическое проведение игр, направленных на развитие речи старших дошкольников может послужить созданию благоприятных условий для развития всех сторон речи и успешной подготовки к обучению в школе. Развивать речь детей можно и нужно в любой игре.

Источник: maam.ru