Роль дополнительных творческих занятий в социализации младших школьников
Светлана Чепелева
Роль дополнительных творческих занятий в социализации младших школьников
Современное общество претерпевает большое количество изменений в различных его областях. Процесс реформирования накладывает печать и на ребенка, и на его развитие. Проблема социализации ребенка младшего школьного возраста является одной из первостепенной проблемой педагогики в данный период.
Г. М. Андреева дает определение сущности социализации: «Социализация – это двусторонний процесс, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях, процесс активного воспроизводства
ндивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. …Человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Этот момент преобразования социального опыта фиксирует не просто пассивное его принятие, но предполагает активность индивида в применении такого преобразовательного опыта, т. е. в известной отдаче, когда результатом ее является не просто прибавка к уже существующему социальному опыту, но его воспроизводство, т. е. продвижение на его новую ступень[1, стр. 273].
Одним из основных этапов социализации является достижение уровня физического, социального и духовного развития, адекватного своему возрасту. Социальный опыт ребенка происходит стихийно, спонтанно и в то же время требует последовательного, целенаправленного воспитания, обучения.
Обращаясь к трудам советского психолога и философа С. Л. Рубинштейна, выделяю, что «Ребенок не созревает сначала и затем воспитывается и обучается; он созревает, воспитываясь и обучаясь, т. е. под руководством взрослых осваивая то содержание культуры, которое создало человечество; ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь, т. е. самое созревание и развитие ребенка в ходе обучения и воспитания не только проявляется, но и совершается. Единство развития и обучения, развития и воспитания означает, что эти процессы включаются как взаимозависимые и взаимопроникающие стороны, как звенья в единый процесс, в котором причина и следствие непрерывно меняются местами. Развитие не только обусловливает обучение и воспитание, но и само обусловлено ими. Обучение не только надстраивается над развитием, по мере того как созревание создает готовность для него, но и само обусловливает ход созревания и развития»[2, стр. 156].
Свой первый социальный опыт ребенок получает в семье, семья является первичным источником социализации, затем уже образовательные учреждения, коллектив. Несмотря на то, что образовательные учреждения стоят в цепи социализации после семьи, но на них ложится основная задача и в первую очередь это относится к дополнительному образованию.
В социализации младших школьников одна из главных ролей принадлежит педагогу дополнительного образования. Учитывая стратегии развития творческих способностей, определив задатки ребенка, его среду окружения (в данном случае родители, школьный психолог могут оказать большую помощь, педагог помогает ребенку формировать навыки творческого труда, развивать творческие способности. На своих занятиях создает условия, при которых ребенок легко может адаптироваться в новой для него сфере занятий, проанализировать творческое отношение к своей деятельности, проникнут эстетическим содержанием и смыслом выполняемой работы.
Педагог из множества форм, методов обучения и воспитания выбирает только те, которые подходят к ребенку или определенной группе детей, находит индивидуальные, соответствующие подходы, что позволяет создавать комфортные условия в среде, где находится школьник.
Выстроив с воспитанником контакт, достигнув взаимопонимания, педагог ориентирует, нацеливает его на выполнение творческой работы, занятие вокальным пением или изобразительным искусством, все это поднимает ребенка еще на одну ступень развития личности.
Опираясь на свои наблюдения в ходе занятий с детьми, отчетливо видно, что в семьях, где приобщение ребенка к социальному опыту является значимым, школьник занимается творчеством по нескольким направлениям, успешно овладевает академическими знаниями. Всегда налаживаю связь с родителями детей, которые посещают творческий кружок, это способствует построению индивидуальной программы в дальнейшем развитии ребенка, ведем обсуждение проблемных моментов и конечно радуемся новым его достижениям и наградам.
Находясь в благоприятных условиях, создаваемых педагогом дополнительного образования, родителями, происходит качественный процесс социализации. Сохраняется социальный компонент – сохранение здоровья ребенка, его безопасность, самоорганизация, самообладание, толерантность, проявление творчества, реализация поставленной задачи, самооценка, с точки зрения общепринятых норм поведения.
Список использованных источников
1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева – Москва: Аспект Пресс, 1999. –375 с.
2. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн – СПб. : Издательство «Питер» – 2000. – С. 156 .
Источник: