Развитие мелкой моторики пальцев рук (из опыта работы)

14.02.2020

Марина Юрьевна Пешехонова
Развитие мелкой моторики пальцев рук (из опыта работы)

В логопедической практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений у дошкольников (Левина Р. Е., В. К. Орфинская, С. Н. Шаховская и др.). Но, тем не менее, предпринята ещё одна попытка разработки практического материала, направленного на оказание помощи данной категории детей. Это объясняется тем, что:

— во-первых, сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать при коррекции речевых нарушений;

— во-вторых, для того, чтобы работа была успешной, воздействия должно быть системным;

— в-третьих, у человека, работающего с детьми, имеющими речевые нарушения, должна быть возможность быстрого и эффективного выбора для методики для конкретного ребенка.

В своей работе я использую современные развивающие методы и приемы коррекции мелкой и артикуляционной моторики, развитие связной речи, такие как кинезитерапия; гидрогимнастика; игровые упражнения; метод маленьких человечков, метод «Хорошо-плохо» и другие.

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, при этом развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова и др.) была подтверждена и обоснована, связь речевой и кольцевой моторики. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Развитие мелкой моторики рук благотворно влияет не только на формирование активной детской речи, но и на исправление её недостатков.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М. М. Кольцевой, и «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». У детей, имеющих речевые нарушения, развитию моторики должно уделяться особое внимание. Работа по развитию кистей рук проводится систематически в детском саду и дома:

а) упражнения для развития мелкой моторики включаются в занятия;

б) игры с пальчиками – в режимные моменты и прогулки;

в) пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционной в специально-отведенное в режиме дня времени, а также дома;

г) игры и действия с предметами – на физкультурных занятиях и занятиях по музо и изо.

Учёные рекомендуют следующие эффективные приёмы развития мелкой моторики рук.

1. кинезитерапия (от греч. Rincsis – движение, therapia — лечение). В детском возрасте связь между телом и психикой ещё более тесная. Любое нарушение развития в детском возрасте затрагивают и двигательную сферу. Упражнения: «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Звонок», «Домик», «Счёт», «Карусель» (с карандашом, «Снеговик», «Рожица», «Умывание лица», «Ухо-нос», «Фокусник» и др.

2. гидрогимнастика (перекладывание в теплой воде различных предметов, например, резинового мячика и т. д.)

3. игровые упражнения (с счетными палочками, прищепками и т. д.).

Например: вата (щипать вату, скатывать из нее шарики, колбаски, накручивать вату на палочки).

В своей работе использую метод маленьких человечков – метод креативного речевого развития. Это метод широко применяется в ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) суть метода состоит в том, чтобы представить объект в виде множества (толпы) маленьких человечков, такая модель сохраняет достоинства эмпатии (наглядность, простота) и не имеет присущих ей недостатков (неделимость человеческого организма). Техника применения метода сводится к следующим операциям:

— необходимо выделить часть объекта, которая не может выполнять требования задачи, и представить эту часть в виде маленьких человечков;

— разделить человечков на группы, действующие (перемещающиеся) по условиям задачи.

Например задания:

1. Попробуй смоделировать с помощью метода маленьких человечков воду и сметану. Сем будут отличаться модели этих веществ?

2. Изобразить с помощью маленьких человечков дерево и т. д.

Также, использую метод «Хорошо-плохо». Этот метод развивает умения видеть во всем хорошие и плохие (полезные и вредные) стороны. Например, лексико-грамматическое занятие по теме «Весна», «Идет дождь».

Хорошо: растение будет лучше расти, по лужам можно пускать кораблики.

Плохо: нельзя гулять по улице, можно промокнуть и заболеть.

Метод: сказка «Калька».

В этой игре мы составляем с детьми как бы модель сказки и дальше по этой модели сочиняем новую, с различными степенями узнаваемости или полностью измененную. Например, сказка «Золушка». Вспоминая сказку с детьми, записывается на доске основные этапы сказки. Так как буквенное обозначение трудно запоминается детьми, можно использовать цветовое или геометрическое значение.

В старших и подготовительных группах дети любят буквенное обозначение, но каждую букву украшают каким-либо элементом, характеризующим этого героя. Например, сказка «Теремок».

По составленной модели сказки сочиняется своя, совершенно новая сказка, герои которой могут быть самые разнообразные:

— кто-то из героев этой сказки остается;

— сказка про окружающие детей предметы;

— сказка про любимого героя сказки;

— сказка про себя или про товарища.

Главное – стараться следовать сюжетным линиям сказки и «придумать» весёлый конец, как говорят дети.

Источник: maam.ru