«Развитие любознательности детей, посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментов в ДОУ»

Ольга Волкова
«Развитие любознательности детей, посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментов в ДОУ»

Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию отчёт о проделанной работе за 4 года экспериментальной площадки по теме:

«Развитие любознательности детей, посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментов в ДОУ».

Современные дети живут и развиваются в эпоху информации, от человека требуется не только владеть знаниями, но и уметь их добывать. Мы хотим видеть наших детей любознательными, общительными, самостоятельными умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать проблемы. На сегодняшний день ситуация складывается таким образом, что современная семья чаще всего не в состоянии полноценно обеспечить развитие личности своего ребёнка, поэтому эта не легкая задача, ложится на плечи дошкольного учреждения. Для решения этой серьёзной задачи необходимо знать наилучшие варианты воспитательного процесса, и использовать все методы как традиционные, так и инновационные при работе с детьми. Но не надо забывать о том, что «Ребёнок-это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Поэтому я использовала для решения этой задачи, метод экспериментирования. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнивать, классифицировать и обобщать. Учитывая практическую значимость экспериментальной деятельности для всестороннего развития ребенка, мною была выделена цель, поставлены задачи для каждой возрастной группы по экспериментальной деятельности:

1. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомить с различными свойствами веществ (мягкость, твердость, сыпучесть, растворимость и т. д.);

2. Развивать представление об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.);

3. Формировать стремление к выполнению правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов;

4. Систематизировать работу по воспитанию в детях самостоятельной познавательной активности, через экспериментирование;

5. Способстовать обогащению собственного опыта, создавая благоприятные возможности для реализации своего «Я».

Была изучена литература по данному вопросу таких известных ученых, как Л. Н. Прохоровой, А. Н. Поддьяковой, И. Э. Куликовской, О. В. Афанасьевой и др.

С целью выявления отношения родителей к опытно-экспериментальной активности детей я провела в начале исследовательской деятельности анкетирование родителей. По результатам первичного анкетирования сделала вывод, что родители заинтересованы данной проблемой, они с удовольствием заполняли предложенные анкеты. Качественный анализ полученных анкет показал, что родители положительно относятся к детскому экспериментированию, но не до конца понимают его значимость в развитии ребенка и подготовке его к школе. Наибольшее затруднение вызвал вопрос у родителей об организации и руководстве детскими опытами. Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах: разработаны и проведены родительские собрания в традиционной и нетрадиционной форме, оформлена серия наглядной информации для родителей, проведены индивидуальные и групповые консультации, использовался раздаточный материал в виде памяток и рекомендаций, совместные досуги, обмен опытом.

Начиная со второй младшей группы, определила цель и задачи:

Цель: развивать у детей любознательность, активность при проведении экспериментальной деятельности.

Задачи:

1. Расширять представление у детей об окружающем мире через знакомство с

элементарными знаниями из различных областей наук;

2. Развивать у детей элементарные представления об основных физических свойствах и явлениях;

3. Дать представление о свойствах веществ и их влияние на свойство других предметов;

4. Учить детей пользоваться приборами помощниками;

5. Развивать у детей умственные способности, мелкую и общую моторику, внимание, память, речь, наблюдательность.

Свою работу я начала с диагностики, целью которой стало выявить у детей знания о целостном представлении, о различных предметах и явлениях окружающей действительности. В результате проведенного мониторинга, вывела следующие результаты:

-высокий уровень 14% (эти дети имеют представление о физических свойствах и явлениях предметов и их влиянии на свойства других предметов, умеют пользоваться приборами помощниками и т. д.);

-средний уровень 45% (у детей не в полном объёме развиты представления об окружающем мире, о свойствах веществ и т. д.);

-низкий уровень 41% (познавательный интерес выражен слабо).

Разработала тематику игр-экспериментов для 2 младшей группы. Так, например 1 неделя-сентябрь:

— игра «Путешествие с капелькой».

Цель и задачи: Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; Познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без запаха, без вкуса). Дать понятие о значимости воды в жизни человека; Воспитывать бережное отношение к воде.

Обеспечение интеграции образования (образовательной области): Коммуникация: Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным. Находить слова противоположные по значению.

Познание: развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов…

Планируемые результаты: Должны уметь называть свойства воды, его значение, находить слова противоположные по значению, (тематика игр отражена на экране)

В результате проведенной диагностики, вывела следующие результаты на конец года май месяц:

-высокий уровень 14% (остался на том же уровне);

-средний уровень 82% (увеличился показатель среднего уровня в положительную сторону);

— низкий уровень 4% (уменьшился).

Я считаю, что с задачей, который ставила в начале года, дети справилась.

У детей расширились представление об окружающем мире, научились определять свойство воды, воздуха, песка и др. У детей развился интерес к

исследовательской деятельности. Появились первые навыки самостоятельности при работе с приборами помощниками и т. д. Дети интересуется животными ближайшего природного окружения, замечают цветущие растения, явления природы. Любопытны, многократно задают вопросы «Что такое, кто такой, что делает, как называется?», пользуются известными поисковыми действиями, помогающие понять некоторые способности объектов, явлений природы; Испытывают эмоциональное удовлетворение.

В результате проведенной работы — родители:

— познакомились, с организацией проведения элементарных экспериментов;

— был создан уголок для детского экспериментирования;

— повысился уровень педагогических знаний по экспериментальной деятельности.

Для средней группы определила следующие задачи:

1. Расширять знания детей о живой и неживой природе. Продолжать знакомить со свойствами воды, воздуха, песка, глины, металла, дерева;

2. Развивать у детей познавательную активность. Умение анализировать, делать выводы. Продолжать развивать мелкую и общую моторику, внимание, память, речь детей.

3. Через взаимосвязь с другими видами деятельности, систематизировать элементарные экологические представления детей.

На начало года мониторинг показал следующие результаты:

Сентябрь:

Высокий 10%;

Средний 72%;

Низкий 18%.

Дети не всегда видят проблему, не у всех есть стремление к самостоятельности, частично сформулированы умения вести наблюдения за живой и неживой природой. Не умеют активно обсуждать с детьми и взрослыми сам процесс и результаты обследования.

Здесь я также использовала игровые технологии, дидактические игры:

«Угадай по запаху», «Угадай, кто позвал?», «Чудесный мешочек» и другие. Словесные игры (например, «Что лишнее?», «Хорошо-плохо», «Это кто к нам пришёл?»). Строительные игры с песком, водой которые помогали решать многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый — нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти проблемные ситуации заставляли детей думать, сопоставлять и делать выводы.

Занимательные игры-опыты и игры-эксперименты побуждали детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества «Назови глину», «Сделай радугу», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», «Коробка с секретом» и другие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное — они всё проделывают самостоятельно. Тем самым я развивала у детей любознательность, наблюдательность, умение находить пути решения проблемных ситуаций.

Отслеживая динамику развития способностей в исследовательской деятельности воспитанников средней группы на конец года:

-высокий уровень 18%;

-средний уровень 76%;

-низкий уровень 6% .

У воспитанников возросла познавательная активность, интерес к миру. Расширились знания детей о живой и неживой природе. Познакомились со свойствами глины, металла, дерева. Через взаимосвязь с другими видами деятельности, систематизировались элементарные экологические представления у детей, проявился интерес к познанию, обследованию незнакомых предметов, их свойств. Воспитанники рассматривают, обследуют предметы, по-разному действуют с ними по собственной инициативе, активно обсуждают с детьми и взрослыми сам процесс и результаты обследования. Любят экспериментировать, организуют собственную деятельность по исследованию свойств и качеств предметов и материалов.

Анализируя результаты работы средней группы за год и результаты

мониторинга детей старшей группы на начало года, усложнила

программные задачи по исследовательской деятельности. Большое внимание

было уделено поддержанию в детях ощущения «взрослости» и на этой

основе вызвать детей стремление к решению новых, более сложных задач

познания, общения деятельности. Развивать самостоятельность инициативу и

творчество. При работе с детьми использовала сравнительный метод.

Предлагала сравнить,

что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед); что произойдет,

если, их соединить (снег и лед растают); изменятся ли в соединении их

свойства:

Воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем

увеличивается, так как лед тает).

«Два магнита» (магниты могут притянуться или толкнуться в зависимости от

того, какими сторонами подносить их к друг другу. Поэтому в разных

случаях, магниты могут действовать по-разному).

Как легче плавать?» (лапки с перепонками отгребают больше воды, плыть

легче и быстрее).

Метод экспериментирования: «Что произойдет с бутылкой воды в

сугробе?», «Почему все грани кубика квадратные?», «Каким станет

зернышко через 10 дней?» и т. д.

Метод проектной деятельности «Я расту — здоровым!», «Юные

исследователи» и др.

Метод решения проблемных ситуаций: «Почему на игровой площадке не

растёт трава?» (раз мы бегаем на участке почва стала твёрдой, растения не

может раздвинуть её своими корнями). «Почему у лиственницы иголки

зимой опадают, а у сосны нет?». Дети самостоятельно находили пути

решения проблемных задач, выстраивали логические цепочки.

В результате проведенной работы – у родителей поддерживался интерес к

экспериментальной деятельности, с удовольствием проводились опыты с

детьми дома, с водой, воздухом, тестом, крупами, магнитом. Кроме того

совместно с детьми, были собраны разнообразные коллекции, гербарии

растений. Дети привлекались к уходу за домашними питомцами,

комнатными растениями.

Для просвещения родителей были проведены консультации по темам:

«Организация детского экспериментирования в домашних

условиях», «Экспериментирование с водой». Большой популярностью и у

детей и у родителей пользовались тематические выставки фотографий «Моя

семья в лесу», «Моя семья на даче», «Наши домашние питомцы» и др.

Результат мониторинга на конец года показал:

— высокий уровень 30%;

-средний уровень 68%;

— низкий уровень 2%.

Дети научились видеть, определять и ставить цель, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, делать определённые выводы.

В подготовительной группе шло практическое освоение детьми знаний о свойствах и качествах различных материалов, дети активно участвовали в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомились со способами фиксации полученных результатов. У детей сложились свои представления об окружающем мире, свойствах веществ. В ходе опытов использовали приборы-заменители. Но не всегда использовали собственное решение в различных сферах деятельности, опираясь на свои знания и умения. Не умели отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими, грамматически правильно строить свои ответы, следить за логикой своего высказывания.

Результат мониторинга на начало года показал, что мы на правильном пути:

— высокий уровень 40%;

-средний – 60%;

— низкий 0%.

Например: проводя опыт с песком «Буря в пустыне», рассматривали песок через лупу, наблюдали и описывали крупинки, устраивали «бурю в пустыне», дуя через трубочку в банку с песком. Дети отстаивали свое мнение, доказывая, что в пустыне очень жарко, мало воды и вода легко просачивается через песок, дуют сильные ветры, поэтому возникают песчаные бури. А в опыте «Свеча в банке» доказали, что при горении необходим кислород, который при этом превращается в другой газ. Поэтому, когда доступ кислорода к огню затруднён, огонь гаснет. С детьми были закреплены и правила пожарной безопасности.

При изучении человека, рассматривали кожу в лупу, изучали пальцевые рисунки, определяли чувствительность кожи, остроту слуха, зрения. В процессе такой работы понимали основное назначение таких органов чувств, как глаза, ухо, нос, язык; важность гигиенических процедур для своего здоровья. Опытно-исследовательскую деятельность с детьми продолжалась не только в мини лаборатории, но и на экологической тропе детского сада. На экологической тропе проводились опыты: «Нужен ли растениям зимой снег?», «Где быстрее наступит весна?», «Где будут первые проталинки?», «Почему воздух становится грязным?» и др. Знакомя детей со свойствами снега, обращали внимание на связь между температурой воздуха и состоянием снега, на его защитные свойства. Дети учились применять условные мерки, что позволило им быстрее выделять, а затем и сравнивать качественные особенности наблюдаемых явлений, веществ.

Так, на тропе измеряли глубину снежного покрова около забора, кустов и на открытом месте; просматривали высоту сугробов, определяли слои снега. Результаты заносили в дневник наблюдений с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования. Дневник наблюдений использовался и для регистрации одиночных явлений, а также динамики изменений какого-либо объекта.

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме: «Развитие любознательности детей, посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментов в ДОУ». Я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении эффективен для развития познавательной активности детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Отмечаю положительную динамику по всем критериям овладения детьми подготовительной группы экспериментальной деятельностью. В результате получила следующие результаты:

-высокий уровень 70%;

-средний уровень 30%;

— низкий уровень 0%.

Мониторинг, оказал помощь в создании определенной системы работы по организации экспериментальной деятельности воспитанников, тем самым были решены задачи по экспериментальной площадки. Длительное наблюдение за ребенком в новой обстановке позволило родителям иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условиях. Для повышения компетентности педагогов по данному вопросу были проведены консультации, даны открытые занятия, представлена проектная деятельность.

Источник: maam.ru