Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством познавательной деятельности с использованием средств арт-терапии

Зубова Яна Владимировна
Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством познавательной деятельности с использованием средств арт-терапии

Добрый день, уважаемые коллеги и гости!

Рада приветствовать вас на моем мастер-классе, ТЕМА которого: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников через познавательную деятельность с использованием средств Арт-терапии»

Основной целью изучения этого вопроса является: Привлечение внимания педагогов к нетрадиционным методам работы по коррекции и развитию эмоциональной сферы дошкольников.

Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности.

Поэтому необходим поиск новых методов и технологий.

Меня заинтересовал научный подход, подтвержденный современными психологами – это влияние искусства на человека. Арт-терапия относится к психологическому воздействию искусством и используется в социальной, педагогической, психологической работе как средство гармонизации и развития психики человека через его занятия творчеством.

Арт-терапия наиболее подходит для работы с детьми и основывается на том, что состояние внутреннего «Я» ребенка отражается в продуктах его творчества, избавляя от чрезмерного напряжения, внутреннего конфликта.

— Уважаемые коллеги!

Приглашаю вас принять участие в моем мастер-классе. Для его проведения, мне потребуется 4 человека. Проходите, пожалуйста.

— Человека всю жизнь окружают цвета, часто они влияют на наше самочувствие. А созерцание всех цветов часто влияет на наше настроение. А где можно одновременно увидеть все цвета радуги? (это мыльные пузыри.) (ЕСЛИ НЕ УГАДАЛИ, ТО СТИХ ЧИТАЮ):

Хорошо. Отгадайте загадку:

Огнями на просторе

Играет лёгкий шар.

То в нём синеет море,

То в нём горит пожар…

В нём столько красок было,

Была такая спесь,

А в нём воды и мыла

Раздувшаяся смесь. Что это?

Вот и я предлагаю вам упражнение, которое позволит

справиться с волнением, беспокойством и страхом. А помогут нам в этом мыльные пузыри. (Раздаю мыльные пузыри).

— Откройте мыльные пузыри, сделайте глубокий вдох и медленно выдохните надувая пузыри (повторите 3 раза). Молодцы! Спасибо большое!

А сейчас, уважаемые коллеги, приглашаю присесть за столы, но перед этим оденьте, пожалуйста, фартуки.

Как вы конечно уже поняли, что мы будем рисовать. А чем можно рисовать?

Правильно. А вы знаете, что мыльными пузырями можно рисовать? Сегодня я хочу показать вам один необычный и даже странный способ, как можно не только дуть пузыри, на и делать их цветными, переносить на бумагу. Здесь важен не результат, а сам процесс, дети в восторге от этого: дуть пузыри и из этого получаются цветные картинки. Это очень интересная техника, она порадует и взрослых и детей.

Для того, чтобы рисовать мыльными пузырями сначала надо приготовить специальный цветной раствор. Сделать его не сложно.

(Я говорю и показываю, а конкурсанты пока смотрят) Добавьте в любой мыльно-пенящийся раствор, акварельную краску. Чем больше краски в растворе, тем ярче рисунок.

Возьмите трубочку и дуньте через нее в мыльную воду, чтобы образовалось побольше пузырей. Шапка из пузырей должна подняться над стаканом. А теперь возьмите альбомный лист и прислоните ее сверху к пузырям, мыльные пузыри лопнут и оставят след на бумаге. Можно так сделать несколько раз, в зависимости от вашего творческого замысла. В результате у вас получатся случайные абстрактные, разноцветные узоры.

И, теперь, начинаем всматриваться в узоры мыльных пузырей и фантазировать, дорисовывать. Но, так как мы ограничены во времени, я предлагаю вам на трех отдельных листах нарисовать по одному кружку разного цвета, который мы превратим во всем известные смайлики эмоций: положительная эмоция, отрицательная эмоция и нейтральная (безразличная)эмоция.

Приступайте к творческой работе.

А, пока коллеги работают, я хочу поделиться опытом с аудиторией и провести упражнение для снятия эмоционального напряжения (Ведь вы, наверняка переживаете за своих коллег).

Упражнение «Радуга».

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Инструкция (включить релаксационную музыку)

Ведущий предлагает участникам (всем желающим в аудитории) сядьте как можно удобнее, закройте глаза, сделайте глубокий вдох, выдох, вдох, выдох, расслабьтесь

Представьте, что над вами появилась волшебная радуга. Она очень красивая. Посмотрите, как играют ее цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Вы поднимаете руки, и один цвет радуги, нужный вам именно сейчас, опускается на ваши ладони. Вообразите, как поток этого цвета наполняет вас. Вот вы уже полностью окрашены в этот цвет. Он дарит вам свои свойства, вы купаетесь в нем. Почувствуйте, что дает вам этот цвет. Запомните один из 7 цветов, который вы выбрали…

А сейчас цвет радуги поднимается вверх и возвращается на свое место. Можете мысленно помахать ему рукой и возвращайтесь сюда, в нашу аудиторию. Откройте глаза, потянитесь, расправьте плечи, можете подвигать руками и ногами.

Посмотрите на экран, найдите свой цвет, который вы представили во время выполнения упражнения.

Рефлексия

А сейчас я предлагаю Вам оценить нашу работу и если вам понравилось вы взяли, что-то новое и интересное, то прикрепите свой смайлик с положительной эмоцией на мольберт, если вам не понравилось вам было не интересно, то с смайлик с отрицательной эмоцией. Если вы ничего не поняли, то смайлик с нейтральной эмоцией.

Если вам понравится метод, то вы в своей работе с воспитанниками можете постепенно усложнять задачу.

Ну, а я в свою очередь, хочу показать вам рисунки наших воспитанников. Если вам понравились рисунки, то мы можем поделиться опытом и подарить рисунок.

«Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой». (Василий Александр. Сухомлинский)

Мне остается поблагодарить всех за внимание, а участников за работу. Вы прекрасно потрудились!

Я желаю вам творческих успехов в освоении данного материала!

Самоанализ:

Хочу сказать, что нестандартные методы рисования помогают детям почувствовать настоящую свободу. Во время рисования у детей развивается мелкая моторика, а значит будет лучше развиваться речевой аппарат и память. Данный метод создает благоприятные условия для развития произвольности, оказывает влияние на осознание детьми своих чувств, переживаний, содействует повышению уверенности в себе.

Сочетая в своей работе традиционные и арт-терапевтические технологии, можно получить только положительный результат, так как для детей подобная деятельность является очень необычной, интересной и увлекательной, а это в свою очередь помогает, достичь желаемого результата в развитии, воспитании и обучении дошкольника.

Источник: maam.ru