Развитие элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры
Лаврушина Олеся
Развитие элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе. Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.
Величина
1. Дидактическая игра «Найди пару»
Цель: Развитие внимания, понятие величина (большой — маленький). Закрепление умений сравнивать предметы контрастных (одинаковых) размеров.
Ход игры: На середину стола выкладываются все рукавички. Дети вместе рассматривают их, называют чем они похожи, чем различаются (цветом, величиной и т. д.)
Затем воспитатель перемешивает рукавички. Каждый ребенок выбирает по одной рукавичке и находит ей пару.
Игра заканчивается, когда дети подберут все пары правильно
2. Дидактическая игра «Кто, какой по величине»
Цели и задачи: учить соотносить предметы по величине, сравнивать и сопоставлять их; закреплять значение слов «большой», «маленький», «больше», «меньше», вводить их в активный словарь детей; развивать мышление, воображение, память, внимание.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением медведей, домов и ёлок, подумать, для чего нужны эти предметы, чем они отличаются между собой.
После того как дети рассмотрели картинки, ребенку предлагается выложить картинки начиная с самого маленького, заканчивая большим и наоборот.
3. Игра-лото «Три медведя»
Цель: Умение различать предметы по величине, сравнивать и сопоставлять их.
Ход игры: Вариант №1 «Чей предмет?»
Участникам игры раздаются карточки с изображениями медведей. Задача ребёнка правильно по размеру предмета определить и рассказать, кому из медведей она принадлежит. Самая большая тарелка — папе — медведю, поменьше — маме-медведице, самая маленькая — медвежонку, и обратный ряд: маленькая, побольше и самая большая.
Вариант №2 «Сравнение»
В игре участвуют шапки — заголовки и карточки предметов. Перед началом игры ведущим раскладывается один вертикальный ряд предметов, а ребёнок должен определить предмет — пару в соответствии с заголовком. Например: при задачи заголовка «Сравни картинки и найди предмет меньше, чем» — ребёнок должен найти изображение такого же предмета, но меньшего по размеру, чем тот, который выложил ведущий.
Вариант №3 » Составь картинку»
Для этого варианта игры от большой карты с изображением медведя отрезается сюжетная картинка и разрезается на части (для первого раза возможно разрезать на 6 частей по обозначенным линиям, в дальнейшем для усложнения игры можно каждую часть разрезать ещё пополам). Цель игры — собрать правильную картинку.
Форма
4. Дидактическая игра «Собери картинку из геометрических фигур»
Задачи: закрепить знание о геометрических фигурах, упражнять в составлении картинки из геометрических фигур, развивать зрительное восприятие, память, сообразительность, умение анализировать и сравнивать, развивать мелкую моторику рук.
Ход игры: Перед началом игры воспитатель рассматривает с ребенком картинки и геометрические фигуры. Ребенок четко обводит пальчиком геометрическую фигуру и произносит ее название. Затем воспитатель предлагает ребенку из геометрических фигур сложить картинку.
5. Дидактическая игра «Веселое солнце»
Цель: Закрепление умений сравнивать предметы контрастных (одинаковых) размеров, умение пользоваться приемами наложения и приложения, обозначать результат сравнения словами: длинный – короткий, широкий – узкий, большой – маленький, развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно-моторной координации на основе действий с предметами.
Ход игры: Детям предлагается рассмотреть два солнышка большое и маленькое (сделанные из фетра, вырезанные полоски (лучики из фетра). Воспитатель предлагает подобрать лучики к солнышку, обращая внимание на солнышко и лучики, каких размеров предметы (большой или маленький, широкий или узкий, короткий или длинный).
6. Дидактическая игра «Расскажи, что где находится».
Цель: Формирование представлений о пространственных отношениях предметов; уточнение понимания, что расположение предметов по отношению друг к другу относительно и может изменяться.
Ход игры: Перед ребенком выкладывается картинка с изображением дерева, набор предметных картинок и предлагаются примерно следующие задания: «Возьми лягушку, посади ее на воду, а теперь – под дерево. Расскажи, где находилась лягушка» и т. д.
Количество и счет
«Сбор урожая»
Цель игры: развитие умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».
Ход игры. Воспитатель рассказывает о том, что зайка вырастил очень большой урожай, теперь его надо собрать. Рассматриваем, что выросло на грядках (свекла, морковь, капуста). Уточняем, во что мы будем собирать овощи. Воспитатель спрашивает: «Какая эта корзина по величине? Какие овощи мы в нее положим?» В конце игры обобщаем, что в большой корзине лежат большие овощи, а в маленькой – маленькие.
«Угости зайчат»
Цель игры: формирование у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково», поровну».
Ход игры. Воспитатель говорит: «Посмотрите, к нам в гости пришли зайчата, какие они красивые, пушистые. Давайте их угостим морковками. Я поставлю зайчат на полочку. Поставлю одного зайчонка, еще одного, еще одного и еще одного. Сколько всего зайчат? (много) Давайте зайчат мы угостим морковками. Каждому зайчику дадим по морковке. Сколько морковок? (много). Их больше или меньше, чем зайчат? Сколько зайчат? (много). Поровну ли зайчат и морковок? Правильно, их поровну. Как еще можно сказать? (одинаково, столько же). Зайчатам очень понравилось с вами играть».
«Жучки на листиках»
Цель игры: формирование умение детей сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств.
Ход игры. Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые жучки. Они хотят с вами поиграть, вы станете жучками. Наши жучки живут
на листиках. У каждого жучка свой домик – листик. Сейчас вы будете летать по полянке, а по моему сигналу найдете себе домик – листик. Жучки, летите! Жучки, в домик! Всем жучкам хватило домиков? Сколько жучков? Сколько листиков? Их поровну? Как еще можно сказать? Жучкам очень понравилось с вами играть». Далее повторяем игру, устанавливая отношения «больше, меньше», при этом учим уравнивать множества путем добавления и убавления.
Источник: