Развитие детской самостоятельности и познавательной активности в практическом применении дидактических модулей

Светлана Калашникова
Развитие детской самостоятельности и познавательной активности в практическом применении дидактических модулей

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму».

Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощь создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка. Существует прямая связь между эмоциональным состоянием малыша и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти. Если в игре ребенок, действуя предметами, активно манипулирует пальцами, то мыслительные процессы активизируются, и наоборот, их интенсивность ослабевает, если рука ребенка бездействует. Поэтому особенно полезны игры, в которых дети действуют: разбирают, собирают, сортируют, соединяют, разъединяют детали и т. п. С помощью таких игр воспитанники учатся родному языку, знакомятся со свойствами предметов, при этом у них развиваются наблюдательность, сообразительность, ловкость, смекалка, выдержка, организованность

Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием дидактических модулей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, сохранению психического и физического развития ребенка, а самое главное развитие детской самостоятельности и познавательной активности.

В группу пришли дети «домашние», у них не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т. е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.. Поэтому мы и изготовили дидактические модули для развития у детей общей и мелкой моторики, с помощью которых у детей развивается самостоятельность и познавательная активность.

Поставили перед собой цель: вызвать интерес у детей к разнообразным дидактическим модулям

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Поэтому мы и поставили перед собой эти задачи

Многофункциональность пособий заключается в том, что их можно использовать для различных видов детской деятельности: для развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, мелкой моторики, социально-бытовой ориентировки, развития речи, познавательного развития, формирования элементарных математических представлений.

В нашей группе были изготовлены такие дидактические модули:

«Веселая полянка» данное дидактический модуль развивает у детей мелкую моторику, воспитывает познавательный интерес, развивает речь, совершенствует восприятие цвета и формы, а также помогает формировать навыки самостоятельности и самообслуживания. Развивающая мягкая книжка «Очень умелые ручки», «Наш двор», «Сенсорик» развивает пальчики, знакомит с цветом, формой, величиной, цифрами, временами года.

Развитие навыков мелкой моторики важно, потому что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Поэтому мы начали со второй младшей группы активную тренировку пальцев ребенка, используя дидактические модули, сделанные своими руками

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение дидактических модулей. В результате чего мы увидели у детей проявление инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности; способность к принятию собственных решений. в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет Дети научились навыкам самообслуживания.

Находчивость, сообразительность и смекалка

достигают высшего напряжения

и получают тренировку именно тогда,

когда мысль захвачена стремлением

самостоятельно решить предложенную задачу.

Б. А. Кордемский

Дидактическое пособие «Веселая полянка»

С этим пособием можно играть за столом, на ковре или повесить его на стену. С чего начинать работать по модулю – с инициативы ребенка. Социоигровая методика – волшебная палочка и «Найдите сколько рыбок….», «Найди бабочек».

«Божьи коровки» Цель: развитие мелкой моторики, закрепление понятий «один – много», «большой –маленький», «вверх – вниз», «справа», «слева»; закрепление цветов и умения застёгивать замочек.

Ход игры: Идем гулять на поляну… а на полянке сидит «божья коровка», ползает по цветам и присела отдохнуть (расстегиваем замочек). И вывела погулять деток. Сколько деток она вывела погулять? (ответы детей). А малыши — очень любопытны, они захотели узнать, что происходит вокруг – один заглянул на полянку с цветами, а другой поднялся вверх к интересному домику, а последний побежал вниз к пруду. Сколько божьих коровок на цветке? – одна. Сколько вверху? Сколько внизу? Сколько всего божьих коровок? (Много). Божьих коровок много? А мама?- одна.

«Весёлый ежик» Цель: развитие мелкой моторики, закрепление понятий «один – много», «большой –маленький», «вверх – вниз», закрепление цветов. тактильное восприятие. Различать цвета и понимать названия цвета, учить подбирать предметы одинакового цвета, но разного размера.

Ход игры: — Отгадайте, кто это такой:

На спинке иголки, длинные, колкие.

А свернется в клубок — ни головы, ни ног.

Это ежик — найдите ежа. Покажите, где у него глазки, носик, ротик, ушки? Дети показывают (тактильные ощущения, сравнение). Давайте поможем нашему ежику собрать грибочки (закрепить понятие один –много).

«Зеленая елочка» Цель: развитие тактильного восприятия, ориентировки в пространстве, внимания, что способствует эмоциональному и творческому формированию.

Елочка, елка, — дети трогают елочку

Пушистая иголка.

Где ты выросла?

— На полянке.

— Что ты видела?.

«Солнышко» Цель: развивает мелкую моторику пальцев рук и координацию движений, сенсорное развитие, тактильное восприятие, внимание, мышление, способствуют эмоциональному и творческому формированию. Учимся застегивать, расстегивать пуговицы. Сколько лучиков – понятие «один – много». Развитие концентрации внимания, усидчивости.

Мой маленький дружочек,

Возьми-ка ты шнурочек.

Видишь желтый круг?

Сделай лучики вокруг.

Солнце улыбается –

Ребятишкам нравится!

Ход игры: А где же солнышко? Дети находят «Солнышко», которое имеет много лучиков. Оно потеряло свои лучики. Какого цвета лучики у солнца? (желтого). А теперь давайте поможем солнышку найти его лучики. Солнышко, выгляни, жёлтое, высвети.

«Тучка и дождик» Цель: развивает мелкую моторику пальцев рук и координацию движений, закрепление понятия «один – много», проигрывание ритмического рисунка с детьми.

Ход игры:

Тучка по небу гуляла

И дождинки потеряла – разворачивание полотна с капельками

Сколько капелек капнуло? (Много). А тучка – одна.

А теперь поиграем с капельками – помогите им поговорить с вами – ритмичное движение пальцев.

Вот и дождичек полил,

А полянку не намочил – сворачивание полотка с капельками.

«Соберем яблоки»» Цель: учить пристегивать и отстегивать яблоки – кнопки мелкая моторика, ребенок закрепляет понятия «один», «много», упражнять детей в назывании цвета.

Ход игры:

На яблоне румяные

Яблоки висят.

Пусть и несъедобные –

Но радость для ребят!

Ребята, давайте соберем яблочки в корзинку. Сколько желтых и красных яблок?

«Пруд» Цель: достать до рыбки (длинная короткая удочка, сравнение рыбок, массаж подушечек пальцев.

Ход игры: А сейчас отправляемся на пруд, где плавают рыбки

Удочки в руки мы возьмем

И рыбок в ведро соберем…

«Кто живет в домике» Цель: работать над усвоением знаний понятия «Дом». Называть, из каких частей состоит дом (крыша, окно, дверь). Способствовать развитию мышления, воображения. Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук.

Мы построим новый дом! Покажи, где крыша, окно, дверь

Дружно в доме заживем.

В нашем домике окошко — покажи где

Загляни туда ….

Кто там живет? –

А откроем в доме дверь – покажи где

Кто там живем. Сколько жителей? (Много). А на крыше – один.

Что мы еще не звали… замок и ключик. Закрываем дверь и продолжаем путешествие.

«Машина со светофором» Цель: развитие мелкой моторики, закрепление цветов, умения пользоваться липучками и кнопками.

Ход игры:

Что же делать? Вот вопрос.

У машины нет колес!

Их приделаем легко

И поедем далеко…

На пути нам светофор

Какие цвета у светофора…

«Радуга» Цель: развитие мелкой моторики, повышение чувствительности пальцев, закреплять знания о цвете.

Ход игры:

Дождик, дождик, не дожди,

Не дожди ты, подожди!

Выйди, выйди, солнышко,

Золотое донышко!

Я на радугу-дугу

Полюбуюсь побегу —

Семицветную-цветную — дети проводят пальчиком по всем элементам радуги.

На лугу подстерегу.

Я на красную дугу

Наглядеться не могу,

За оранжевой, за жёлтой

Вижу новую дугу.

Эта новая дуга

Зеленее, чем луга.

А за нею голубая,

Точно мамина серьга.

Я на синюю дугу

Насмотреться не могу,

А за этой фиолетовой

Возьму да дальше побегу…

«Цветочная поляна» Цель: учить пристегивать и отстегивать цветы – кнопки мелкая моторика, ребенок закрепляет понятия «один», «много»

Ход игры:

а на полянке растут красивые цветы. Сколько их… (Много). Давайте соберем букетик

«Подарок для медвежонка» Цель: формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);

Медвежонку на день рождения подарили шары воздушные шары.

Шар выбирай себе любой.

Чтобы шарик удержать

Нужно его за ленту взять

В руки ленточки возьмем

И быстро к шарику придем.

«Кто живет за забором» Цель: развитие мелкой моторики (укрепление пальцев и всей кисти руки, сенсомоторной координации, формирование навыка шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); развитие речи, творческих способностей, глазомера, внимания.

Ход игры:

Давайте посмотрим, кто живет за забором? Открываем калитку –расшнуровываем и говорим, здравствуйте. Кто это? Прощаемся – зашнуровываем.

Источник: maam.ru