Разговор с детьми дошкольного возраста как метод формирования диалогической речи

Ирина Гребенькова
Разговор с детьми дошкольного возраста как метод формирования диалогической речи

Разговор с детьми дошкольного возраста как метод формирования диалогической речи

РАЗГОВОР воспитателя с детьми – (неподготовленный диалог) — основной метод формирования диалогической речи детей дошкольного возраста в повседневном общении.

Разговор воспитателя с детьми оказывает на них развивающее влияние, если:

1. в группе создана доброжелательная атмосфера, обеспечено их эмоциональное благополучие,

2. господствует личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком,

3. ребёнок чувствует внимание, интерес и доброжелательность взрослых, комфортность, свою защищенность,

4. воспитатель разговаривает с детьми по любому удобному поводу, в разное время.

Тематика и содержание разговоров:

— Младший возраст: круг разговоров связан с тем, что окружает детей, что они непосредственно наблюдают; с игрушками, транспортом, улицей, семьей.

— Средний и старший возраст: с ребенком можно говорить о том, что он не видел, но о чем ему читали в книгах, о чем он слышал. Тематика разговоров определяется интересами и запросами детей.

Используя разговор как метод формирования диалогической речи у детей-дошкольников, необходимо учитывать их возрастные особенности:

— В младшем возрасте дети легко отвлекаются от содержания разговора,

— В среднем возрасте: постепенно переходят от отрывочных высказываний к более последовательным, развёрнутым, начинают задавать много вопросов, в том числе такие характерные: как? почему? зачем? и др.

— Дети старшего возраста способны к целеустремлённому разговору в течение довольно длительного времени. Их разговор содержит вопросы, ответы, выслушивание сообщений собеседников и т. д.

Какие виды разговора преобладают на каждом возрастном этапе? С детьми младшего возраста целесообразнее проводить индивидуальные разговоры, чтобы расположить ребёнка к себе, заинтересовать его; а после этого возможны разговоры с подгруппами детей.

В средней группе начинают появляться коллективные разговоры и в старшем дошкольном возрасте коллективные разговоры преобладают.

Требования к поведению детей во время разговора:

— Младший возраст: не предъявляется строгих требований. Допустимы коллективные ответы, ребёнок может прервать собеседника, закончить разговор на полуслове.

— Средний и старший возраст: дети не могут прерывать разговор и уходить; должны говорить спокойно, четко, не торопясь, поочередно.

Руководство воспитателя:

— Младший возраст: воспитатель побуждает детей к инициативным высказываниям.

— Средний и старший возраст: большее внимание воспитатель обращает на содержание детской речи, ее правильность. Участники вспоминают ход событий, используют образные выражения, сравнения, красивые описания.

Приёмы:

— Младший возраст:

1. Использование привлекательных игрушек, ярких картинок;

2. Словесные поручения;

3. Совместное рассматривание книг, картинок, альбомов;

4. Объединение детей разных возрастов, организация посещения другой группы;

5. Сюжетно-ролевые игры

— Средний и старший возраст:

1. Те же, что и в младшем возрасте, но усложняется тематика и содержание;

2. Рассказы воспитателя без наглядного сопровождения;

3. Проведение фольклорных, христианских, международных праздников;

4. Экскурсии в офисы, посещение музеев, выставок.

Источник: maam.ru