Разговор с детьми дошкольного возраста как метод формирования диалогической речи
Ирина Гребенькова
Разговор с детьми дошкольного возраста как метод формирования диалогической речи
Разговор с детьми дошкольного возраста как метод формирования диалогической речи
РАЗГОВОР воспитателя с детьми – (неподготовленный диалог) — основной метод формирования диалогической речи детей дошкольного возраста в повседневном общении.
Разговор воспитателя с детьми оказывает на них развивающее влияние, если:
1. в группе создана доброжелательная атмосфера, обеспечено их эмоциональное благополучие,
2. господствует личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком,
3. ребёнок чувствует внимание, интерес и доброжелательность взрослых, комфортность, свою защищенность,
4. воспитатель разговаривает с детьми по любому удобному поводу, в разное время.
Тематика и содержание разговоров:
— Младший возраст: круг разговоров связан с тем, что окружает детей, что они непосредственно наблюдают; с игрушками, транспортом, улицей, семьей.
— Средний и старший возраст: с ребенком можно говорить о том, что он не видел, но о чем ему читали в книгах, о чем он слышал. Тематика разговоров определяется интересами и запросами детей.
Используя разговор как метод формирования диалогической речи у детей-дошкольников, необходимо учитывать их возрастные особенности:
— В младшем возрасте дети легко отвлекаются от содержания разговора,
— В среднем возрасте: постепенно переходят от отрывочных высказываний к более последовательным, развёрнутым, начинают задавать много вопросов, в том числе такие характерные: как? почему? зачем? и др.
— Дети старшего возраста способны к целеустремлённому разговору в течение довольно длительного времени. Их разговор содержит вопросы, ответы, выслушивание сообщений собеседников и т. д.
Какие виды разговора преобладают на каждом возрастном этапе? С детьми младшего возраста целесообразнее проводить индивидуальные разговоры, чтобы расположить ребёнка к себе, заинтересовать его; а после этого возможны разговоры с подгруппами детей.
В средней группе начинают появляться коллективные разговоры и в старшем дошкольном возрасте коллективные разговоры преобладают.
Требования к поведению детей во время разговора:
— Младший возраст: не предъявляется строгих требований. Допустимы коллективные ответы, ребёнок может прервать собеседника, закончить разговор на полуслове.
— Средний и старший возраст: дети не могут прерывать разговор и уходить; должны говорить спокойно, четко, не торопясь, поочередно.
Руководство воспитателя:
— Младший возраст: воспитатель побуждает детей к инициативным высказываниям.
— Средний и старший возраст: большее внимание воспитатель обращает на содержание детской речи, ее правильность. Участники вспоминают ход событий, используют образные выражения, сравнения, красивые описания.
Приёмы:
— Младший возраст:
1. Использование привлекательных игрушек, ярких картинок;
2. Словесные поручения;
3. Совместное рассматривание книг, картинок, альбомов;
4. Объединение детей разных возрастов, организация посещения другой группы;
5. Сюжетно-ролевые игры
— Средний и старший возраст:
1. Те же, что и в младшем возрасте, но усложняется тематика и содержание;
2. Рассказы воспитателя без наглядного сопровождения;
3. Проведение фольклорных, христианских, международных праздников;
4. Экскурсии в офисы, посещение музеев, выставок.
Источник: