Рабочая программа средней группы

Елена Щербакова
Рабочая программа средней группы

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Нехаевский детский сад «Колосок»

Нехаевского муниципального района Волгоградской области,

МКДОУ Нехаевский детский сад «Колосок»

Утверждаю

Заведующий

МКДОУ Нехаевским

детским садом «Колосок»

___

Рабочая программа

средней группы

на 2019-2020 учебный год

Воспитатель:

Щербакова Е. С.

Нехаевская

2019-2020

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена для организации работы с детьми среднего дошкольного возраста (средняя группа). Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программе №2 муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Нехаевского детского сада «Колосок Нехаевского муниципального района Волгоградской области (в соответствии ФГОС ДО).

Срок реализации данной программы – 1 год.

Настоящая рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-творческому и физическому. Она представляет собой модель процесса воспитания, развития и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в среднем дошкольном возрасте.

В средней группе на начало учебного года 28 человек, из них 18 мальчиков и 10 девочек. Все дети развиты в соответствие с возрастом.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

В изобразительной деятельности у детей 4-5-летнего рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

Демографические особенности: анализ социального статуса семей выявил, что в средней группе воспитываются дети из полных — 19 семей, неполных – 6 семей и многодетных — 3 семей. Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с средне-специальным профессиональным образованием, также есть родители с высшим образованием и без образования.

Группа здоровья у 28 детей — вторая, медицинская группа для занятий физкультурой – основная.

Национально – культурные особенности: этнический состав воспитанников группы — русские. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке. Основной контингент воспитанников проживает в пределах нашей станицы.

Климатические особенности: при организации образовательного процесса учитываются климатические особенности региона (листопад, таяние снега и т. д.) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т. д. Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:

1. Холодный период: учебный год (сентябрь-май, составляется определенный режим дня и расписание непосредственно образовательной деятельности);

2. Летний период (июнь-август, для которого составляется другой режим дня).

Режим дня в учебное время (холодный период).

Дома

Подъем, утренний туалет 06.30 – 07.30

В дошкольном учреждении

Прием детей, игры на воздухе (в зависимости от температурного режима) 07.00 –08.00

Утренняя зарядка 08.00 — 08.10

Подготовка к завтраку, дежурство, завтрак 08.10 – 08.30

Подготовка к НОД, НОД 08.30 – 09.30

Второй завтрак 09.30 – 09.40

Подготовка к прогулке, прогулка 09.40 – 11.45

Подготовка к обеду 11.45 – 12.00

Обед 12.00 – 12.30

Подготовка ко сну, сон 12.30 – 14.30

Подъем, игры 14.30 – 15.25

Ужин 15.25 – 15.50

Прогулка, игры, самостоятельная деятельность 15.50 – 18.00

Уход домой 18.00 – 19.00

Дома

Прогулка 19.00 – 20.00

Спокойные игры, гигиенические процедуры 20.00 – 20.40

Сон 20.40 – 06.30

Режим дня в учебное время (теплый период).

Дома

Подъем, утренний туалет 06.30 – 07.30

В дошкольном учреждении

Прием детей, игры на воздухе 07.00 – 08.00

Утренняя зарядка 08.00 — 08.10

Подготовка к завтраку, дежурство, завтрак 08.10 – 08.30

Подготовка к НОД, НОД 08.30 –09.30

Второй завтрак 09.30 – 09.40

Подготовка к прогулке, прогулка 09.40 – 11.45

Подготовка к обеду 11.45 – 12.00

Обед 12.00 – 12.30

Подготовка ко сну, сон 12.30 – 14.30

Подъем, игры 14.30 – 15.25

Ужин 15.25 – 15.50

Прогулка, игры, самостоятельная деятельность 15.50 – 18.00

Уход домой 18.00 – 19.00

Дома

Прогулка 19.00 – 20.00

Спокойные игры, гигиенические процедуры 20.00 – 20.40

Сон 20.40 – 06.30

Режим дня в летне-оздоровительный период.

Дома

Подъем, утренний туалет 06.30 – 07.30

В дошкольном учреждении

Прием детей, игры на воздухе 07.00 – 08.00

Утренняя зарядка 08.00 — 08.10

Подготовка к завтраку, дежурство, завтрак 08.10 – 08.30

Культурно-досуговая деятельность, игры 08.30 – 09.30

Второй завтрак 09.30 – 09.40

Подготовка к прогулке, прогулка, культурно-досуговая деятельность, игры на свежем воздухе 09.40 – 11.45

Подготовка к обеду 11.45 – 12.00

Обед 12.00 – 12.30

Подготовка ко сну, сон 12.30 – 14.30

Подъем, игры 14.30 – 15.25

Ужин 15.25 – 15.50

Прогулка, игры, самостоятельная деятельность 15.50 – 18.00

Уход домой 18.00 – 19.00

Дома

Прогулка 19.00 – 20.00

Спокойные игры, гигиенические процедуры 20.00 – 20.40

Сон 20.40 – 06.30

Приоритетным направлением развития детей среднего дошкольного возраста (средняя группа) является культурно-историческое развитие дошкольников и воспитывающих взрослых по трем направлениям: «Природа родного края», «История и культура родного края», «Искусство родного края».

Целью данного направления развития является формирование социо-культурной компетентности дошкольников в развивающем и поддерживающем взаимодействии их с воспитывающими взрослыми.

Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:

— создание образовательного взаимодействия воспитывающих взрослых с ребенком, обеспечивающего воспитаннику возможность познать природу, историю, искусство и культуру родного края, эмоционально откликаться на предъявляемые педагогами и родителями образы, позволяющие успешно формировать основы картины мира;

— обеспечение овладение ребенком знаниями о природе, истории и культуре родного края и такими качествами, которые стимулируют дальнейшую познавательную деятельность и устремленность к новому знанию, присвоения позитивных моделей поведения гражданина в природе и обществе;

— устремление ребенка к активному познанию природы, истории родного края, его традиционной и современной культуры, искусства, развитие созидательной направленности растущей личности, неприемлемой разрушительное отношение к природному и культурному наследию;

— уважительное отношение к результатам детского творчества;

— развитие физического, сенсорного, интеллектуального, духовного «я» дошкольника;

— развитие внеситуативно-делового и внеситуативно-личностного общения, направляющего внимание ребенка к ценностям национально-региональной культуры.

— объединение семьи, детского сада, учреждений дополнительного образования, культуры и искусства в становлении, развитии, воспитании в ребенке гражданина;

— определение целей-ориентиров для каждого участника воспитательно-образовательного процесса, направляющих внимание педагогов и родителей как на развитие актуальных для жизни ребенка интегративных качеств, так и на саморазвитие и совершенствование воспитывающих взрослых, как главного условия воспитания гражданин;

— разработка содержания образовательного взаимодействия воспитывающих взрослых с ребенком, обеспечивающего воспитаннику возможность познать природу, историю, искусство и культуру родного края, эмоционально откликаться на предъявляемые педагогами и родителями образы и позволяющего успешно формировать основы картины мира;

— развитие взаимно терпимых и ответственных отношений воспитывающих взрослых, усиливающих воспитание нравственных качеств гражданина.

Задачи Программы по приоритетному направлению решаются как в детском саду, так и в семье. В детском саду это возможно в процессе разнообразным по формам организации образовательной деятельности с детьми и в ходе режимных моментов. В семье родители решают задачи программы в совместной деятельности с детьми, при участии прародителей и других родственников, ориентируясь на комплексно-тематический план и рекомендации педагогов ДОУ.

2. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ВИДОВ НОД.

Познавательное развитие (ознакомление с предметным, соц. Миром и миром природы)

Речевое развитие (совершенствование разных сторон речи) Познавательное развитие (ФЭМП) Художественное — эстетическое развитие (рисование) Художественное — эстетическое развитие (лепка/ аппликация) Художественное — эстетическое развитие (музыка) Физическое развитие Всего

средняя группа 1 1 1 1 1 2 2+1

10 НОД длительностью 20 мин

3. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ (ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ).

Приложение 1

4. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ПРИОРИТЕТНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ.

Календарно-тематическое планирование 2 ступени (средняя группа 4-5 г.)

Тема Дата Примерное программное содержание

1. Семьи наших воспитанников.

Сентябрь Что мы знаем о семьях наших воспитанников, включая старшее поколение? 1. Выстовка фотографий «Моя семья»

Цель: формировать представление о семье, умение называть членов семьи, говорить о себе в первом лице. Побуждать проявлять заботу о родных и близких и любовь к ним. Воспитывать доброе отношение к ним.

2. Игра «Обязанности в вашей семь».

Цель: спосбствовать развитию логического мышления детей.

2. Мой род, моя семья.

Октябрь Что знает семья о себе, о своем роде? Что мы знаем о прародителях и родственниках наших воспитанников? К кому привязан наш ребенок, кого любит?

1. НОД «Семья».

Цель: продолжать знакомить с понятием «семья», сформировать умение определять наименования родственных отношений между близкими членами семьи; воспитывать привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.

2. Беседа «Моя семья. Семейные традиции».

Цель: расширять представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Формировать первоначальные представления о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа и т. д.) Закреплять знание своих имени, фамилии и возраста; имен родителей. Воспитывать желание заботиться о близких. Развивать чувство гордости за свою семью.

3. Игра «Угадай профессию».

Цель: формировать представление детей о профессиях родителей. вызвать интерес к труду людей любой профессии.

3. Мой дом, мой двор.

Ноябрь Что знает семья о доме и дворе, в котором живет? Что мы знаем о ближайшем окружении ребенка?

1. НОД «В гости к бабушке». Цель: продолжать воспитывать любовь к бабушке, бережное отношение к домашним животным.

2. Открытая НОД «Мой дом».

Цель: уточнить характерные особенности домов детей, уметь рассказать о своем доме.

3. Составление рассказа по теме «Дом, в котором я живу».

Цель: формировать умение у детей содержательно, распространенными предложениями рассказывать о доме, в котором они живут, замечать вид из окна.

4. Ах, какой хороший, добрый детский сад.

Декабрь Какой образ детского сада мы формируем у детей и родителей, и как он влияет на наши взаимоотношения с семьей? 1. Беседа «Кто встречает нас в детском саду?»

Цель: продолжать расширять представления о профессиях сотрудников детского сада.

2. Создание альбом «Ай –да, мы!»

Цель: фотографирование эпизодов совместной деятельности детей группы, в том числе с воспитателем.

3. Экскурсия «Мой любимый детский сад».

Цель: Совершенствовать умение свободно двигаться в помещении детского сада, продолжать знакомить детей с сотрудниками детского сада.

4. Коллективный портрет «Я, ты, н. она — вместе дружная семья».

Цель: формировать чувство коллективизма; понятие о том, что у всех детей есть общие и отличительные черты.

5. Образы матери и отца в быту и в праздничной культуре. Январь Что мы знаем о роли матери и отца в традиционной и современной культуре? Как строят отношения с ребенком отец и мать нашего воспитанника? 1. Сюжетно-ролевая игра «Дочки – сыночки».

Цель: развивать игровые умения и навыки, которые позволят из развертывать самостоятельно творческую игру.

6. Образы матери и отца в быту и в праздничной культуре. Февраль Развитие темы января. 1. Беседа «Я и мой папа».

Цель: расширять представления детей о роли папы в семье.

7. Образы матери и отца в быту и в праздничной культуре. Март Что мы знаем о роли матери и отца в традиционной и современной культуре? Как строят отношения с ребенком отец и мать нашего воспитанника? 1. НОД «Моя семья».

Цель: формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, бабушки, дедушки. Сестры, брата, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

8. Весна на моей улице.

Апрель Что такое радость? Как ее подарить? Как можно радоваться и восхищаться весной? Как дарят радость в семье наших воспитанников. 1. Знакомство с эмоцией «Радость».

Цель: познакомить детей с эмоцией, создать доброжелательную атмосферу на НОД, привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека.

9. Моя семья: моя малая Родина. Май Что значит для семьи воспитанника слова «родитель», «родина»? Какой образ семьи вносят родители в сознание ребенка? Как взрослые предъявляют родное в окружающем ребенка мире? 1. Фотоотчет «Моя семья, моя малая Родина».

10. Лето в ДОУ и семье.

Июнь-

август Какие впечатления может дать ребенку и воспитывающему его взрослому лето?

5. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РОДИТЕЛЯМИ.

Название мероприятия Дата проведения Цели и задачи мероприятия

Общая выставка фотографий и рисунков «Красота родного края!» сентябрь Содействовать развитию интересов дошкольников к красотам родного края, развитие художественно-эстетического вкуса, создание условий для творческого потенциала родителей и детей.

Родительское собрание «Средний дошкольный возраст — какой он?» сентябрь Расширение контакта между педагогами и родителями и детьми, для разностороннего развития личности дошкольника.

Выставка-конкурс картин из природного материала «Осень, осень к нам пришла, вдохновенье принесла!» сентябрь Создание условий для реализации творческих способностей дошкольников в области составления картин из природного материала р атмосферы творческого поиска в сообществе родителей и дошкольников.

Общее родительское собрание «Организация детской деятельности в разновозрастной группе» ноябрь Расширение контакта между педагогами и родителями; повышение педагогической культуры родителей.

Акция «Покорми птиц зимой» декабрь Расширение контакта между педагогами и родителями и детьми, для разностороннего развития личности дошкольника.

Родительское собрание: «С чего начинать воспитание культуры?»

декабрь Привлечение родителей к совместной работе по овладению навыками

вежливого общения и культурой речи детьми.

Родительское собрание «Пальчики помогают говорить». март Показать важность работы по развитию мелкой моторики; обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи детей; научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики.

Общее родительское собрание «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ – что это?» апрель Расширение контакта между педагогами и родителями; повышение педагогической культуры родителей

Неделя открытых занятий для родителей «Образование в детском саду» в течение года Продемонстрировать уровень знаний, умений и навыков, получаемых детьми в условиях ДОУ, их значимость в дальнейшем обучении.

Выпуск информационного стенда для родителей: «Ребенок один дома» (информация для родителей и детей по ОБЖ) в течение года Повышение педагогической культуры родителей

6. СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА.

Целью педагогического мониторинга в ДОУ является выявление динамики развития физических, личностных, интеллектуальных качеств дошкольника.

Задачи педагогического мониторинга:

1. Выявление зоны актуального развития воспитанников, определение динамики их развития.

2. Установление причин, влияющих на качество организации образовательного процесса.

3. Поиск эффективных технологий и методов, позволяющих скорректировать педагогический процесс.

4. Совершенствование условий образовательного процесса и развивающей среды детского сада с учетом полученной в процессе педагогического мониторинга информации.

Педагогический мониторинг проводится для оценки индивидуального развития детей. Результаты педагогического мониторинга могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1. Индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построение его развития).

2. Оптимизации работы с группой детей.

Для проведения педагогического мониторинга нами разработаны:

— индивидуальная карта развития ребенка для каждого возраста;

— диагностический инструментарий оценки уровня развития (по усмотрению каждого педагога, в том числе на основе выявления динамики формирования у воспитанников социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка.

Диагностические методики распределены по образовательным областям в соответствии с Основной образовательной программой МКДОУ Нехаевского детского сада «Колосок».

Для сбора конкретных диагностических данных педагог использует следующие методы:

— метод наблюдения;

— проведение диагностических заданий в соответствии с Основной образовательной программой МКДОУ Нехаевского детского сада «Колосок»;

— беседы;

— создание диагностических игровых, образовательных ситуаций,

— анализ продуктов детской деятельности.

Полученные данные о развитии ребенка составляют информационную базу для педагогов, которая позволяет выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка, корректировать педагогические действия.

Педагогический мониторинг проводится в течение всего года.

7. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММ И ПОСОБИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ.

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 3-н изд., испр. и доп. – М. :Мозаика-Синтез, 2014 г.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

Методические пособия

Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с детьми 3–7 лет.

Формирование основ безопасности

Методические пособия

Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (3–7 лет).

Саулина Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми 3-7 лет. – М. : МОЗАУКА-СИНТЕЗ, 2015.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Методические пособия

Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 .

Ознакомление с предметным окружением и социальным миром

Методические пособия

Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Средняя группа (4-5лет)

Формирование элементарных математических представлений

Методические пособия

Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа (4-5 лет)– М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

Ознакомление с миром природы

Методические пособия

Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа (4-5 лет). – М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

Образовательная область «Речевое развитие»

Методические пособия

Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Средняя группа (4-5 лет). – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Методические пособия

Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2–7 лет.

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа (4-5 лет).

Источник: maam.ru