Психологические особенности детей раннего возраста

Татьяна Иванова
Психологические особенности детей раннего возраста

Психологические особенности детей 1,5 – 3 лет

Дети 1,5 – 3 лет относятся к раннему возрасту. Раннее детство – очень короткий период в жизни человека. Но этот период имеет непреходящее значение. Именно впервые три года жизни дети научаются тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку ребенку, он будет гораздо быстрее развиваться. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребенка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.

Основной вид деятельности этих детей – манипулирование предметами. Т. е. ребенок вначале изучает предмет, узнает его назначение, а затем начинает употреблять эти предметы для других целей. Поэтому, чтобы предметна деятельность носила развивающий характер, нужно ребенку осваивать разнообразные действия с одним и тем же предметом, а значит, предметноразвивающая среда не должна быть перегружена игрушками, но должна быть разнообразно. Игры со сверстниками не привлекают этих детей, они предпочитают самостоятельные игры. На этой основе развивается игровая и продуктивная деятельность ребенка, т. е. лепка, рисование, конструирование.

Происходит активное формирование речи:

• к 1,5 годам ребенок должен владеть 30-40 словами;

• к 2 годам – 300-400. Основными вопросами детей в этом возрасте должны быть вопросы «Кто?», «Что?», ребенок начинает употреблять не только существительные, но и прилагательные, наречия, глаголы, местоимения. Формируется фразовая речь;

• к 2,5 годам ребенок осваивает 1000 слов, основные вопросы, интересующие ребенка «Где?», «Когда?», «Куда?», «Откуда?».

Развитие познавательных процессов ребенка раннего возраста идет быстрыми темпами: стремительно развиваются внимание, память, восприятие, мышление и т. д.

Главной функцией данного возраста является восприятие, поэтому наибольших успехов ребенок достигнет не в области памяти или мышления, а в области восприятия. И именно его надо развивать в первую очередь. Восприятие ребенка этого возраста непроизвольное. Он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Задача взрослого – правильно называть признаки и действия предмета, постоянно озвучивать их, а затем и спрашивать о них у ребенка.

Детям этого возраста полезны самообучающие игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки. В этом возрасте важно знакомить детей с цветом и формой. В возрасте 1,5-3 лет ребенок способен различать:

• 5 форм (круг, квадрат, овал, треугольник и прямоугольник,

• цвет (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый, фиолетовый, оранжевый).

Важно приучать ребенка к книгам, больше читать сказок и стихов.

Основной способ познания ребенком окружающего мира – метод проб и ошибок, поэтому дети этого возраста любят разбирать игрушки. Чаще всего, это нормальная познавательная активность ребенка, а не его капризы.

Внимание и память ребенка раннего возраста непроизвольные. Т. е. привлекают и запоминаются только яркие предметы, издающие звуки, картинки и т. д.

Поведение ребенка также непроизвольное, дети не могут сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий.

Дети раннего возраста очень восприимчивы к эмоциональным состоянием окружающих и подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один ребенок начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будут рядом с ним. Проявления положительных и отрицательных эмоций зависит от физического комфорта.

Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка – это системность, ритмичность и повторяемость его жизни, т. е. четкое соблюдение режима.

Дети в этом возрасте искренние, открытые, честные. Они не умеют скрывать свои симпатии и антипатии. Чувства детей неустойчивы и противоречивы, настроение подвержено частой смене.

Источник: maam.ru