Программа дистанционного обучения педагога-психолога «По дороге с облаками» для воспитанников детского сада

Елена Ионина
Программа дистанционного обучения педагога-психолога «По дороге с облаками» для воспитанников детского сада

Программа дистанционного обучения педагога-психолога

«По дороге с облаками»

для воспитанников детского сада

В условиях эпидемиологической ситуации жить и работать всем приходится по-новому. Сегодня не осталось тех людей, кого бы ни коснулись изменения. Каждый из нас вынужден приспосабливаться к окружающей действительности и находить возможности поддерживать привычный ритм жизни. Перестраиваться пришлось всей системе образования и нам в частности. Формат дистанционного обучения требует перестройки не только в техническом плане, но и в педагогическом, и психологическом. Педагоги, обучающиеся, родители – все участники образовательных отношений, пусть даже дистанционных, нуждаются в психологической поддержке. Наряду с заботой о физическом состоянии важно уделить внимание психологическому здоровью. В современном мире, в век Интернета, находясь дома или на рабочем месте, можно общаться, работать, учиться, не подвергая опасности себя и других людей в период карантина. Данный формат работы с дошкольниками очень непрост, так как дистанционно очень сложно чувствовать понимает ли ребенок, интересно ли ему.

Несмотря на карантин, нам удалось реализовать программу дистанционного обучения для воспитанников детского сада. Мы оценили необходимость и актуальность работы с детьми с ОВЗ в рамках данного проекта. Неотъемлемым условием успешной социализации детей с ОВЗ является обеспечение адекватных условий и равных с обычными детьми возможностей для получения дошкольного образования в пределах образовательных стандартов, оздоровление, воспитание и обучение, коррекция нарушений развития. Реализация дистанционного образовательного проекта с детьми и с детьми с ОВЗ позволила создать подобные условия и обеспечить непрерывность образовательного процесса, решить поставленные задачи в этом учебном году. Итак, программа дистанционного обучения состояла из нескольких этапов.

1 этап «Весенний марафон»

Цель: развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы дошкольников.

Задачи:

1. Привлечение родительской и детской аудитории к участию в марафоне.

2. Развитие внимания, памяти, логического мышления, памяти, воображения, коммуникативных навыков.

Краткое описание 1 этапа: Марафон длился 7 дней. Каждый день выкладывалась краткая информация о том, чем необходимо будет заниматься в течение дня и какими средствами достигать определенных результатов. Так, например, первый день марафона был посвящен «вниманию» и даны упражнения, которые его развивают. Второй день памяти, третий логическому мышлению, четвертый – памяти, пятый — воображению, шестой – коммуникации.

С самим проектом вы можете познакомиться :

https://www.instagram.com/p/B9pQlA2Atbf/?igshid=1vhzr7s8cd9ku

Марафон показал, что если мотивация участника внутренняя, обусловленная его истинными потребностями и желаниями, интересом, то результат обязательно будет. Также был выявлен интерес со стороны родительской аудитории и педагогов. Выражены пожелания продолжать марафоны, в дальнейшем этот формат будет включен в рабочие задачи.

2 этап – организация дистанционных коррекционно-развивающих занятий в мессенджере WhatsApp

Цель: создание условия для формирования системы обучения воспитанников детского сада.

Задачи:

1. Стимулировать познавательный интерес у детей и родителей.

2. Развивать эмоционально-волевую и познавательную сферу детей, а также мелкую моторику.

Краткое описание 2 этапа: Для реализации поставленной цели были созданы группы в мессенджере WhatsApp для каждого возраста, затем мною выкладывались с периодичностью 2 раза в неделю полезные материалы для занятий с детьми. Также была создана отдельно родительская группа для консультативной работы со взрослой аудиторией. Конспекты одного из развивающих занятий в каждой возрастной группе приведены ниже.

Конспект развивающего занятия в младшей группе.

Цель: развитие тактильных ощущений, внимания, мелкой моторики.

Задачи:

1. Стимулировать познавательный интерес у детей и родителей.

2. Развивать тактильные ощущения, внимание, мелкую моторику.

1 упражнение: Ласковые предметы. Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, бусы, вату и т. д. (все, что безопасно для касания). Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть. Взрослый объясняет, что по руке будут ходить «ласковые предметы» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой предмет «прикасался» к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: можно прикасаться к колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

2 упражнение: Чудесный мешочек. Детям предлагается рассмотреть мелкие игрушки, которые затем складывает в мешочек. Дети поочередно ощупывают одну из находящихся в мешочке игрушек, называют ее, а затем вынимают и показывают игрушку. Взрослый обязательно спрашивает, что это и как с этой игрушкой нужно играть.

Задание можно усложнить, предложив детям достать определенную игрушку; или предварительно припомнить и назвать какую-либо игрушку, а затем найти ее и достать.

В конце игры, когда все игрушки стоят на столе, говорим ребенку, что они пришли на зарядку, которую хотят сделать только с нами. Делаем в привычном для Вас режиме (можно под музыку) зарядку, можно станцевать любимый Ваш семейный танец, можно спеть песенку, рассказать стихотворение. Под бурные аплодисменты переходим к след. упражнению.

3 упражнение: Какого цвета не стало? Перед ребенком разложены цветные карандаши или фломастеры основных цветов: красный, синий, зеленый, желтый (если легко получается, берем дополнительные цвета). Ребенок смотрит и запоминает цвета, затем закрывает глаза. Взрослый убирает один цвет. Ребенок открывает глаза и отгадывает, какого цвета не стало.

4 упражнение: Отличия. Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Можно поменяться с ребенком местами.

5 упражнение: Рисование на спине. Дети встают спиной к Вам. Мы рисует пальцем на спине ребенка любую геометрическую фигуру (круг, квадрат, овал, треугольник). Ребенок называет, какая фигура нарисована. Затем дети могут рисовать фигуры у Вас на спине.

Вариант. «Рисование на ладошках», ребенок с закрытыми глазами угадывает, что ему нарисовали.

Не забываем разминать пальчики!

Конспект развивающего занятия в средней группе.

Цель: развитие познавательной сферы детей средней группы детского сада

Задачи:

• Развитие произвольности психических процессов.

• Развитие памяти.

• Развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления

• Развитие мелкой моторики рук.

1 упражнение- «Запрещенные движения». Ребята стоят ровно. Все внимание на взрослого. Затем Вы делаете определенные движения руками, а дети внимательно все движения повторяют. Но не забывайте об одном правиле: нельзя опускать руки вниз. А если я опускаю вниз руки, вы должны в ответ поднять свои руки вверх. Готовы? Кто ошибется, выбывает из игры.

2 упражнение – «Прямой и обратный счет». Повторим обратный счет от 10 (10, 9, 8, 7, б, 5, 4, 3, 2, 1). Повтори его еще раз, но одновременно выполняй движения, какие буду делать я (простые физические упражнения, рывки руками).

3 упражнение — Нарисуй и запомни. Приготовьте листок бумаги, простой карандаш и набор из десяти не сложных, знакомых ребенку слов. Например: дом, картина, собака, праздник, прогулка, обед, очки, дружба, площадка, радость. Инструкция: «Сейчас я тебе буду говорить слова, а ты их быстро зарисовывать на листочке так, чтобы смог (смогла) потом их вспомнить. Твой рисунок должен тебе помочь в конце. Ты посмотришь на него и сможешь назвать все слова, что я произнесу. Старайся работать быстро, не трать много времени на качество рисунка. Главное – он должен тебе помочь вспомнить. Готов (а? Начинаем». Произносите слова четко, громко, чтобы ребенок услышал. Дайте время сделать небольшой рисунок и переходите к следующему слову.

4 упражнение — «Глагольные ассоциации». Выбор словесных ассоциаций ограничен: в ответ на слово, произнесенное педагогом, необходимо в качестве словесной ассоциации использовать только глаголы. (можно несколько). К примеру: стол — стоит; пруд — блестит.

1. Человек –

2. Огурец –

3. Волк –

4. Самолёт –

5. Кузнечик –

6. Трава –

7. Облака –

8. Телевизор –

9. Вода –

10. Огонь –

5 упражнение — рисуем вместе с детками общую картину, договорившись, что будете рисовать молча

Не забываем разминать пальчики!

Конспект развивающего занятия в старшей группе.

Цель: развитие познавательной сферы детей старшей группы детского сада

Задачи:

• Развитие произвольности психических процессов.

• Развитие памяти

• Развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления

• Развитие мелкой моторики рук.

1 упражение — Разминка. «Четыре стихии». Если ведущий говорит слово «земля» все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибся, считается проигравшим.

2 упражнение — «Рыба, птица, зверь». Лучше если в этой игре участвуют несколько человек. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь». Тот на ком остановится считалка, должен быстро назвать, в данном случае зверя. При чем названия не должны повторяться. Если ответ правильный ведущий продолжает игру. Если ответ неверный или названия повторяется (задержка ответа, то ребенок выбывает из пары, оставляя свой ведущему. Игра продолжается до тех пор пока не останется один игрок. (можно менять считалку «овощ –фрукт-ягода»)

3 упражнение — «Смысловой ряд». Какое будет четвертое слово:

• Лиса — нора, медведь —. (берлога)

• Больница — лечение, школа —. (обучение)

• Сахар — сладкий, лимон —. (кислый)

• Рыба — вода, птица —. (небо)

• Утка — утенок, курица —. (цыпленок)

• Птицы — перья, звери —. (шерсть)

• Осень -—зима, дождь —. (снег)

• Кастрюля — половник, тарелка —. (ложка)

• Куртка — замок, шуба —. (пуговица)

• Тепло — вода, морозно —. (лед)

4 упражение — Игра «Фотоаппарат». Игровой материал и наглядные пособия: карточки от лото или любые другие картинки.

Описание: в течение 5 секунд демонстрировать ребенку карточку. Затем убрать ее и предложить вспомнить, что на ней было изображено. Если ребенок затрудняется ответить, задать ему наводящий вопрос: сколько, какого цвета и т. д.

5 упражнение — рисуем вместе с детками общую картину, договорившись что будете рисовать молча.

Не забываем разминать пальчики!

Конспект развивающего занятия в подготовительной группе.

Цель: развитие познавательной сферы детей подготовительной группы детского сада.

Задачи:

• Развитие памяти.

• Развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления

• Развитие мелкой моторики рук.

1 упражнение «Ладошки». Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т. е. пробегала «волна» из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки, поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.

2 упражнение «Муха 1». Для этого упражнения требуется поле с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина, можно крышку от сока). Присоска выполняет роль «дрессированной мухи». Поле устанавливается вертикально и ведущий объясняет участникам, что перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд («вверх», «вниз», «вправо» и «влево») «муха» перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение «мухи» — центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями «мухи» не допустить ее выхода за пределы игрового поля.

После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры, или «видит», что «муха» покинула поле, он дает команду «Стоп» и, вернув «муху» на центральную клетку начинает игру сначала. «Муха» требует от играющих постоянной сосредоточенности.

3 упражнение: Объявите тематику, которой будет посвящена последовательность слов, и попросите ребенка хлопать каждый раз, когда он услышит неподходящее слово.

Например, тема — цветы:

мак;

роза;

тюльпан;

гвоздика;

зебра (хлопок);

ромашка;

васильки;

лютики;

тыква (хлопок…

Меняйте темы, отрабатывая тренировку слуховой памяти и знания об окружающем мире одновременно.

Вариант 2. Пусть малыш выберет книжку, которую хочет послушать в вашем исполнении. Откройте рассказ, сказку или стихотворение, которое будете читать, и несколько раз вслух прочитайте небольшое предложение ближе к концу произведения. Ребёнок должен запомнить эту фразу, а во время прослушивания обратить на неё внимание, хлопнув в ладоши или крикнув слово «стоп».

4 упражнение «Великолепная десятка». Назовите 10 произвольных слов. Произносите их чётко, медленно, делая между ними небольшие паузы. Попросите ребёнка повторить всё, что ему удалось запомнить с первого раза.

Повторите «великолепную десятку» ещё раз, а ребёнок должен называть те слова, которые забыл в первый раз.

Ещё раз произнесите «десятку», а через час малыш должен вспомнить всё, что удалось удержать в памяти за этот период.

Это упражнение для развития слуховой памяти у дошкольников тоже можно разнообразить:

можно повторять слова за взрослым в любом порядке (что удалось вспомнить);

все слова надо называть строго в том порядке, в котором их произносит взрослый;

взрослый называет слова произвольно, а ребёнок должен упорядочить их в алфавитном порядке;

слова для «великолепной десятки» можно выбирать произвольно или по одной тематике (цвета, фигуры, столицы, посуда и т. п.);

прочитайте «великолепную десятку» один раз, а затем повторите её, но добавьте лишнее слово (конечно, добавлять его лучше в середине последовательности, а малыш пусть ищет затесавшегося новичка;

прочитайте «десятку», а затем повторите последовательность, «забыв» назвать одно слово. Сможет ли ребёнок вспомнить «пропажу»?

Пример 10 слов: дом, машина, брат, мед, вода, лед, утюг, мяч, стул, платье.

5 упражнение Загадки – шутки.

В садике гулял павлин.

Подошел еще один. Два павлина за кустами. Сколько их? Считайте сами.

Летела стая голубей: 2 впереди, 1 сзади, 2 сзади, 1 впереди. Сколько было гусей?

Назовите 3 дня подряд, не пользуясь названиями дней недели, числами. (Сегодня, завтра, послезавтра или вчера, сегодня, завтра).

Вышла курочка гулять, Забрала своих цыплят. 7 бежали впереди, 3 осталось позади. Беспокоится их мать И не может сосчитать. Сосчитайте-ка, ребята, Сколько было всех цыплят.

Сколько глаз у светофора?

Сколько хвостов у четырех котов?

Сколько лап в двух ежат?

Сколько хвостов у двух коров?

Не забываем тренировать пальчики!

3 этап — «Сказки на ночь»

Цель: помочь взрослому и ребенку решать внутренние психологические проблемы

Задачи :

• ненавязчивое обучение и развитие;

• мягкая коррекция поведения;

• накопление ситуационного опыта.

Для чтения были приглашены мои дети Владимир и София и взят сказочный герой Тимоша (мягкая игрушка-котик). Сказки подбирались по определённым темам. С самим проектом вы можете познакомиться :

https://www.instagram.com/p/B-wNU_oKdin/?utm_source=ig_web_copy_link

Источник: maam.ru