Проектная деятельность. Отчёт о реализации педагогического проекта «Сказка в гости к нам приходит» по музыкальному воспитанию

Ольга Топчий
Проектная деятельность. Отчёт о реализации педагогического проекта «Сказка в гости к нам приходит» по музыкальному воспитанию

Проект. Проектная деятельность.

Отчёт о реализации педагогического проекта в детском саду

«Сказка в гости к нам приходит» для старших дошкольников и детей разновозрастной группы четырёх-пяти лет.

Автор. Топчий Ольга Владимировна, музыкальный руководитель МБДОУ №56 г. Шахты

Актуальность проекта.

Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребёнка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Приобщение к искусству вводит ребёнка в мир волнующих и радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни. Искусство является стержневым компонентом современного дошкольного образовательного процесса. Искусство влияет на формирование целостной, всесторонне и гармонично развитой личности, становление его культуры, потребностей, интересов, способностей необходимых для дальнейшего успешного обучения, развития, социализации в обществе.

Искусство – важнейший компонент духовной культуры, который включает в себя литературу, живопись, музыку. Все эти виды связаны и переплетаются между собой особыми узами, глубоко внутренними, имея под собой одну и ту же основу – многообразные проявления природы. Для того чтобы формировать у детей целостную картину мира, необходимо максимально синтезировать виды искусства, которые позволяют «озвучить» и «оживить» картину, музыку, пробудить целую гамму чувств и ассоциаций.

В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах», единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и оглушительной какофонии звуков. Это создаёт обстановку духовной бедности и художественной серости и не способствует гармоничному и нравственному развитию.

В детском саду необходимо создавать условия для всестороннего развития личности ребёнка, развития его творческих способностей. Наиболее ярко проявляются творческие способности в музыкальной деятельности. У детей, которые часто соприкасаются с музыкой, более богатый мир чувств, они более отзывчивы на переживания других людей, более жизнерадостны, лучше воспринимают всё новое, хорошо учатся в школе. У каждого ребёнка можно пробудить интерес и любовь к музыке, развить музыкальный слух и голос. Это подтверждается и жизненной практикой и наукой.

Целевая аудитория проекта: Дети разновозрастной группы №2 и старшей группы №2, воспитатель старшей группы Гуторова В. А., воспитатели разновозрастной группы №2 Мирошниченко В. В., Тагильцева М. В., родители.

Цель: Формирование у детей основ музыкальной, художественной и эстетической культуры, создание богатого внутреннего мира ребёнка, развитие творческого потенциала детей старшего возраста средствами музыкально-театрализованной деятельности.

Предмет исследования — педагогические условия, необходимые для эффективного использования темы проекта для развития потенциальных музыкально- творческих возможностей детей старшей и разновозрастной (4-5 лет)групп.

Тип проекта: творческий, среднесрочный, ролево-игровой

Гипотеза: Если создать благоприятные условия для использования сказки в музыкальной деятельности, то возможно увлекательной игровой формой и интересным сюжетом сказки:

• развить более глубокое эмоциональное восприятие музыки;

• выработать более совершенные умения и навыки исполнительства;

• расширить возможности умений выражать переживания музыки с помощью освоенных детьми представлений и творческих способов действий (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах).

Задачи:

• Теоретически обосновать тему, как способ ознакомления с классической музыкой, развития представлений детей о связи речевых и музыкальных интонаций, творческого воображения;

• приобрести практические знания и умения по внедрению данной темы в воспитательно -образовательный процесс ДОУ, выявить стиль взаимодействия с детьми «внутри» темы «Сказка в музыке»;

• проследить динамику формирования творческой активности и развития эмоциональной сферы у воспитанников старшего дошкольного возраста;

• разработать модель организации работы по теме «Сказка в музыке» в образовательном процессе ДОУ для детей 5-6лет.

• обеспечить эмоционально-психологическое благополучие детей;

• накопить у ребёнка опыт восприятия искусств;

• развить творческое воображение;

• развить ассоциативное мышление;

• активизировать проявления творчества.

Результаты:

1. Воспитанники получили удовлетворение от результатов процесса перевоплощения, импровизации; ощущение собственной необходимости.

2. У детей сформировались познавательные интересы в различных видах музыкальной и театральной деятельности, что способствовало возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

• системности;

• сезонности;

• учёта возрастных особенностей;

• интеграции;

• координации деятельности педагогов;

• преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях ДОУ и семье.

3. Мною, как музыкальным руководителем разработана программа репертуара для выступления с детьми на новогоднем утреннике.

4. Разработано и проведено две консультации для педагогов ДОУ и родителей детей старшей группы:

• «Зачем ребенку кукольный театр. «

• » Создаем театральный костюм».

5. Совместно с воспитателем оформлена папка – передвижка «Сказка в жизни ребёнка» для родителей детей старшей группы.

— Проведена выставка рисунков: «Сказка в музыке», «Я рисую музыку»;

6. После прочтения сказки Алексея Толстого «Золотой ключик» создан альбом рисунков детей «Наши любимые сказочные персонажи».

7. Разучены песни и танцы к новогоднему утреннику

8. Подготовлена презентация: «Сказка в музыке, как средство развития творческого потенциала старших дошкольников» для педагогов ДОУ и родителей детей старшей группы.

9. Повысила уровень профессиональной компетенции пройдя обучение: курсы музыкальных руководителей «Организационно-педагогические условия музыкальной деятельности в соответствии с ФГОС ДО».

10. Организован мастер-класса для педагогов ДОУ: о полезности от исполнения собственной роли.

• » Кукольный театр своими руками».

11. Разработано и проведено анкетирование для родителей детей старшей группы и анкетирование для воспитателей МБДОУ.

12. Прочитаны с детьми книги художественной литературы музыкально-эстетического направления.

13. Проведены беседы и музыкальные игры, являющиеся частью подготовки к театрализованным выступлениям.

14. В группах воспитателями оборудованы театральные уголки в которые содержат «Пальчиковый театр», «Театр картинок», Варежковый театр, коллекцию театральных масок.

15. Приняла участие, совместно с воспитателем подготовительной группы Родионовой Г. Е., в создании театральной костюмерной, коллекции атрибутов и декораций к сказкам и т. д.

16. Создана картотека:

• Музыкальных сказок и мюзиклов

• Иллюстраций к сказкам, мини галереи репродукций картин

• Художественной и музыкальной литературы

• Фонотека музыкального материала

Картотека интернет ресурсов перечня сказок, мультфильмов и аудиоспектаклей по мотивам сказок по возрастам предложена родителям в период пандемии в форме консультации дистанционно.

17. Создана книга рисунков детей «Мой любимый сказочный герой»; «Сказки Пушкина», «Сладкая сказка» и т. д.

18. Принимала участие в подготовке помещения к встрече артистов Шахтинского театра, Ростовского театра ростовых кукол и других гостей МБДОУ.

19. Проведены музыкально-игровые праздники:«Колядки», «День Защитников Отечества», «Масленица»;

Театральные постановки к празднику мам.

20. Проведены музыкальные новогодние театрализованные представления (совместно с родителями).

21. Организована фотовыставка воспитателями группы «Мы играем в сказку»

22. В 2019 году предоставила презентацию на педагогическом совете на тему «Музыка как средство развития творчества».

23. Совместно со школой искусств организовывались творческие встречи.

Выводы:

Прогнозируемыми результатами проекта осталась довольна. В процессе работы я создала благоприятные условия для использования сказки в музыкальной деятельности, используя возможно увлекательную игровую форму и интересный сюжет сказки: «Золотой ключик» Алексея Толстого.

• у детей развила глубокое эмоциональное восприятие музыки;

• выработала более совершенные умения и навыки исполнительства;

• расширила возможности умений выражать переживания музыки с помощью освоенных детьми представлений и творческих способов действий (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах).

Благодаря осмысливанию и сопереживанию литературным героям, дети научились оценивать свои поступки в различных ситуациях. Маленькие артисты овладели навыками драматизации, могут теперь воспроизводить черты характера героя, используя мимику, жесты, речевую интонацию.

Дети охотно участвовали в театрализованных играх и представлениях.

представляли театрализованное действо детям младших групп, родителям, выступая на утренниках; а также в библиотеке.

• Разработала конспекты занятий по теме «Сказка в гости к нам приходит».

• В своей работе использовала творческие задания, направленные на формирование музыкального и импровизационного творчества, восприятие музыкального образа через синтез искусств.

• использовала диагностическую методику по определению уровня формирования музыкального восприятия и передачи образа через различные виды художественно-творческой деятельности и диагностическую методику по развитию творческих способностей дошкольников Котова Е. В., Кузнецова С. В., Романова Т. Н.

Источник: maam.ru