Проектная деятельность «Морские путешествия из снега»

Юлия Махонина
Проектная деятельность «Морские путешествия из снега»

Тип проекта: информационно — творческий;

Длительность проекта: краткосрочный (1 неделя)

Участники проекта: дети, родители, воспитатели средней группы. Проблема: Недостаточный запас знаний у детей о морских обитателях.

Актуальность проекта: Вот и выпал первый снежок – пушистый, мягкий, беленький. Так и манит к себе и взрослых, и детей. Какое наслаждение, набрать в руку пригоршню снега и сформировать шарик. А потом еще один да побольше. И еще, да совсем большой. Вот и получится черепаха, морская звезда, морские рыбки, целый морской мир. Малыши в восторге от обитателей морских просторов. Наверное, еще и потому, что их так легко воплотить в своем творчестве: нарисовать, слепить, вырезать и наклеить. Много вокруг нас еще неизведанного и прекрасного. Подводный мир моря труднодоступен для повседневного обозрения. И в то же время, человек чаще является потребителем, нежели созидателем в отношении обитателей морских глубин. Это позволит акцентировать внимание детей на бережном отношении к дарам моря и разумном их использовании.

Знакомство с морскими путешествиями предоставляет возможность внести в сознание детей образ человека как «созидателя», обладающего большими возможностями.

Для знакомства детей с загадочным и таинственным миром моря был создан данный проект «Морские путешествия из снега».

Идея проекта: получение всесторонней информации о животных морского мира, и воплощение их образа в творческой деятельности.

Цель проекта: Систематизировать, обобщить и дополнить знания детей о морских обитателях. Приобщение к культуре зимних забав, праздников, развитие детских впечатлений и художественно-эстетического восприятия.

Задачи приоритетной образовательной области:

«Познавательное развитие»:

1) Познакомить детей с историей и развитием морского мира.

2) Углубить и систематизировать знания о живой и неживой природе;

3) Формировать представления об окружающем мире природы в зимнее время.

Задачи образовательных областей в интеграции:

«Художественно-эстетическое развитие»:

1) Развивать творческую активность детей;

2) Формировать умение создавать образы морских животных различными способами.

«Социально-коммуникативное развитие»:

1) Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях.

2) Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

«Речевое развитие»:

1) Развивать умение составлять рассказ о морских обитателях морей.

2) Активизировать словарь детей: море, морской,

3) Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;

«Физическое развитие»:

1) Укреплять здоровье детей.

2) Прививать навыки здорового образа жизни.

3) Развивать мелкую моторику.

Ожидаемые результаты:

• владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски»;

• иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает, способах маскировки, об уникальности каждого вида;

• знать о взаимосвязи с другими обитателями;

• иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;

• сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;

• составлять описательный рассказ о морском обитателе с использованием опорной схемы.

• развитие творческих способностей дошкольников в ходе совместной практической деятельности детей с педагогом и родителями.

• развитие памяти детей, посредством запоминания стихотворений, о обитателях морского мира

• формирование интереса у родителей к жизни ДОУ.

Основные этапы проекта:

1. Подготовительный этап: (выявления проблемы)

1. Подобрать методическую литературу по теме.

2. Подобрать детскую художественную литературу.

3. Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры).

4. Систематизировать и оформить дидактический материал в соответствии с планом проекта;

5. Информационный материал для родителей.

6. Составить перспективный план мероприятий.

Основной этап:

1) Организация работы над проектом:

Задачи:

1. Создать развивающую среду по теме проекта.

2. Оформить выставку рисунков «Море и морские тайны».

3. Построить снежные постройки из снега: «Морские обитатели»

4. Подобрать дидактические, настольно-печатные игры.

2) Реализация проекта в разных видах деятельности с учетом интеграции образовательного процесса.

Реализация проекта

Совместная деятельность детей и педагогов.

Цель: Активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин. Закрепить знания детей о разнообразии подводного мира; поощрять навыки поисковой деятельности; обогащать речь детей; формировать бережное отношение к природе.

Беседы: О рыбах, о морях и океанах, о подводном мире. «Кораллы — это растения или животные?», «Кто в море живет?».

Рассматривание иллюстраций (энциклопедий «Море и его мир», «Рыбы которые светятся»;

Рассматривание видеороликов «Морской мир». «Подводный мир», «Млекопитающие в зоопарке: Выступление дельфинов, морских котиков, кита Белухи». Мультфильмы: «О рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина; «Немо». Видеоролики: «Рыбка немо», «Рыбка зебра»… «Рыбка – клоун»;

Альбомом с видовым разнообразием животного, растительного мира, их средой обитания;

Рассматривание картин художников, изображающих подводный мир картины Марка Сузино.

Чтение художественной литературы

Цель: Формировать интерес к художественным произведениям различных жанров, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром; учить выделять главную мысль произведения;

Объяснить, как важны в книге рисунки; показать, как много интересного можно узнать, рассматривая книжные иллюстрации.

Х. -К. Андерсен «Русалочка». А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», скандинавская народная сказка «Волшебная рыба», норвежская народная сказка «Почему вода соленая», С. Сахарнов «Как краб кита из беды выручал», Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Баранов «Дельфины», В. Орлова «Для чего морю наряды?»;

Творческие рассказы детей: «Как я ездил в дельфинарий» (выборочно).

Вечер загадок, о морском мире.

Настоящий он циркач —

Носом отбивает мяч.

Знают и француз, и финн:

Любит поиграть. (дельфин)

Он, как дом, огромный,

Но спокойный, скромный.

В море ест и в море спит —

Так живет на свете. (кит)

Эта рыба — хищник злой,

Всех проглотит с головой.

Зубы показав, зевнула

И ушла на дно. (акула)

Он клешнями щиплет больно

И кричит: «С меня довольно!

Я устал. Я вам не раб».

Распугал соседей. (краб)

И на суше, и в воде —

Носит дом с собой везде.

Путешествует без страха

В этом доме. (черепаха)

Заучивание стихов о жителях подводного мира.

Кит работает фонтаном.

Как-то утром рано-рано.

Он крадется тихо в бухту,

Притворяется, как будто.

Просто так сюда заплыл,

Может, здесь чего забыл.

О дельфинах всем известно —

Нет животных интересней:

Острый ум, движенья ловки

И легки для дрессировки.

Посреди морских глубин

Проплывает рыба-блин,

Электрический разряд

Носит в теле рыба – скат.

Дидактические игры:

Цель: Уточнить и закрепить и знания об обитателях моря. Развивать находчивость, сообразительность, внимание, умение доказывать правильность своего суждения.

«Русалочка»

«Четвертый лишний»

«Чей силуэт»

«Угадай звук животного»

«Чья тень?»

«Собери Дельфина»

«Укрась аквариум»

«Угадай, какой водоем»

«Кто здесь живет?»

«О ком расскажу»

Настольно-печатные игры:

«Парные картинки»

«Узнай, что изменилось»

«Найди, такую же»

«Лото»

«Соедини точки»

Словесные игры:

Цель. Развивать умение описывать водоем, его обитателей по описанию.

Расширить словарь детей: медуза, осьминог, креветка, рыба-пила, краб, морской конёк, камбала.

«Опиши животное»

«Отгадай загадку»

«Кто, что слышит?»

«Чьи детки?»

«Найди предмет по описанию»

«Назови, одним словом»

«Кто больше заметит небылиц?»

Продуктивные виды деятельности:

Выставка рисунков «Море и морские тайны».

Цель: Обучать детей различным приёмам работы с различными изобразительными средствами, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики. Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности. Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.

Аппликация «На дне морском»

Коллективная аппликация «В морских глубинах»

Лепка из пластилина «Рыбка клоун»

Конструирование из бумаги — макет морского дна

украшения в морском стиле (кулоны и браслеты из ракушек)

Оригами «Морские рыбки»

Изготовление альбома с иллюстрациями «Как прекрасен этот подводный мир…»

Музыкальная деятельность

Цель: Учить воспринимать характер животных с помощью музыкальных произведений. Упражнять детей в создании выразительных образов морских обитателей. Прививать любовь к различным музыкальным жанрам.

• Прослушивание песен о море.

• Слушание музыки: «Звуки моря», «Звуки дельфина».

Оформление игротеки дидактических игр

Подбор пазл на морскую тематику.

Разрезные картинки «Морские животные».

Сюжетно – ролевые игры:

«Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция»

(опыты и эксперименты).

«Путешествие на корабле в сказочную страну»

«В океанариуме», «Где мы только не бывали, что мы только не видали».

Подвижные игры:

Цель: Формирование двигательных навыков, развитие воображения, внимания.

«Рыбак и рыбки»

«Море волнуется»

«Рыбки и камушки»

«Водяной»

«Водолаз»

Музыкальные игры:

Цель: Устойчивость внимания, точное выполнение словесных инструкций; Двигательно-слуховая координация; Распределение внимания. Ритмизированная речь, дикция; Слуховое внимание.

«Веселые рыбки»;

«Русалочки»;

«Рыболовы»;

Викторина «Чудеса подводного мира»

Цель: Закрепить знание детей о море и морском мире. Привить интерес детей к окружающему миру. Развивать связную речь детей. Расширить словарь. Учить различать рыб от млекопитающих.

Оборудование и материалы: пазлы, картинка — загадка, загадки, карта, морские атрибуты.

Взаимодействие с родителями: Фотоальбомы «Как мы отдыхали на море».

Консультация для родителей: «Как заинтересовать детей тайнами необычного морского мира».

Итоговый этап.

1. Тематическое развлечение «В гостях у Нептуна».

2. Выставка рисунков «Море и морские тайны».

3. Снежные постройки из снега: «Морские обитатели»

Источник: maam.ru