Проектная деятельность как способ развития взаимодействия ребенка со взрослым

наталья корепанова
Проектная деятельность как способ развития взаимодействия ребенка со взрослым

В настоящее время в дошкольном образовании осуществляются большие перемены, начатые государством. В целях улучшения, обновление образования и воспитания детей дошкольного возраста введен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, задачей которого считается улучшение качества развития детей дошкольного возраста, а также взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе на базе создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Задача сотрудничества с семьями воспитанников не должна ограничиваться высококачественным выполнением их социального заказа по надзору, воспитания и обучения детей, которых сегодня хотят видеть «конкурентоспособными» и максимально подготовленными к школе. Важной составляющей в сотрудничестве с каждой семьей является помощь родителям понять и воспринять современные гуманистические идеи и ориентиры, основанные на уважении к личности ребенка, заботе о ее всестороннем развитии.

Крайне значимым в современном образовании является восоздание единого пространства взаимодействия педагогов, детей и родителей для обмена опытом, знаниями, идеями а так же их решениями.

Одним из многообещающих способов, содействующих решению этой задачи, считается метод проектной деятельности. Проектная деятельность как прогрессивная педагогическая образовательная технология является особенным средством обеспечения познавательной, исследовательской, творческой, самостоятельной уникальной работы детей, направленной на достижение установленной цели и предусматривающая взаимодействие детей со взрослыми.

Метод проекта — это воспитание и обучение ребенка через деятельность, а в работе с семьей — через совместную деятельность детей и взрослых, которая позволяет ребенку понять окружающую его предметную действительность, а так же выступает условием личностно-ориентированного взаимодействия, и в следствии этого дошкольник познаёт не только свойства предметов, но и характер отношений между людьми, обучится согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослых, обучится сотрудничать в условиях совместной работы (проекта). У него появляется реальная возможность как можно шире реализовать свои возможности в познании того или иного объекта.

Проектная деятельность базируется на формировании профессионального взаимодействия воспитателей с детьми дошкольного возраста, базирующегося на признании детской личности, индивидуальном подходе, доброжелательном отношении к ребенку. В ходе проектной деятельности нужно развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой а так же с преподавателями образовательного учреждения).

Отсутствие взаимодействия между взрослыми и детьми в период дошкольного развития может привести к весьма негативным последствиям: Отсутствие интереса к учебе, низкая читательская культура, инфантильность, неуважение к старшим, нигилизм и суицидные настроения — далеко не полный список негативных реакций, с которыми придется столкнуться родителям в любой из кризисных периодов процесса «взросления» ребенка.

Использование проектного метода в дошкольном образовании, дает возможность значительно повысить самостоятельную активность детей. Этот метод становится способом организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, родителей, а так же воспитанников между собой и окружающей средой. Все это делает образовательную систему более открытой для активного участия родителей в образовании их детей.

Проектная деятельность обладает целым рядом положительных характеристик, которые оказывают позитивное воздействие на развитие ребенка-дошкольника:

— расширение познаний ребенка об находящимся вокруг него мире, связанное с выполнением исследовательских и творческих проектов;

— развитие совокупных возможности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные;

— всесторонние развитие, обусловленное тем, что выполнение проекта предусматривает усвоение уникального плана, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, предопределять этапы его реализации, следовать задуманному ранее плану, компетентно излагать свои мысли и т. д. ;

— приобретение социальных способностей: в ходе проектной деятельности дети дошкольного возраста становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько личными мотивами, сколько установленными нормами;

— изменение содержания игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дети становятся интересны друг другу.

В ходе проектной работы развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок оказывается во всестороннем внимании своих родителей, потому что он выдвигает различные идеи, раскрывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь малыша и родителей наполняется разнообразным содержанием.

Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., требуют большого внимания, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе его реализации. Спецификой применения проектного метода в дошкольной практике считается то, что взрослым необходимо «наводить» малыша, помогать выявлять проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом необходимо не перестараться с опекой и помощью родителей.

Все это позволяет сделать вывод, что одной из основных проблем, стоящих перед дошкольными образовательными учреждениями в настоящее время, стоит проблема организации грамотного и эффективного взаимодействия в системе «ребенок – родитель». Такое взаимодействие возможно лишь при условии модернизации всей системы дошкольного образования в целом, качественной перестройке принципов, методов и приемов обучения и воспитания, а также поиска новых интегрированных подходов, педагогических технологий и механизмов содействия формированию целостной личности каждого ребенка.

Источник: maam.ru