Проект «Театр как средство формирования связной речи дошкольников 4–5 лет»

Ирина Калачева
Проект «Театр как средство формирования связной речи дошкольников 4–5 лет»

Проект «Театр – как средство формирования связной речи дошкольников 4-5 лет».

Проект Вид проекта: познавательно-творческий Продолжительность: долгосрочный

Участники проекта: -дети 4-5лет (ср. гр.)

-воспитатели

-родители

Актуальность проекта:

Развитие речи дошкольника — актуальная проблема, так как речь влияет на процесс социализации и развития личности, результативность обучения детей. Театрализованная деятельность, помогает ребенку раскрыть его способности, индивидуальность, творческий потенциал, а также способствует развитию связной речи, диалогической и монологической. Ребенок должен научиться рассказывать, соблюдать последовательность событий в этом случае мы будем иметь дело со связной речью, т. е. с речью содержательной, последовательной, не требующей дополнительных вопросов и уточнений. Огромную помощь в этом оказывает – театрализованная деятельность. Театральная деятельность связана с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование собственных эмоциональных состояний. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка.

Цели проекта:

Сформировать интерес к театрализованной деятельности.

Создать условия для развития речевых способностей детей через театрализованную деятельность.

Создание единого пространства ДОУ и семьи.

Задачи проекта:

для детей:

обучающие:

1. Формировать у детей интерес к театру, творческое воображение, память, фантазию.

2. Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей.

3. Формировать умение обыгрывать сказки, при помощи настольного театра.

Развивающее:

1. Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, способность к восприятию текста, понимать главные характеристики героев, несложные мотивы их поступков

2. Развивать сплоченность, самооценку детей.

Воспитательные:

1. Воспитать любовь к искусству.

2. Воспитывать бережное отношение к книгам, театральным персонажам, атрибутам.

Для родителей:

Расширение знаний о развитии речи детей по средством театральной деятельности и художественного воспитания детей, по средствам консультаций.

Формирование позиции сотрудничества родителей и детей, умение организовывать детскую деятельность.

Для педагогов :

Создание условий стимулирующих развитие творческой деятельности, содействовать развитию гармоничной личности.

Создание развивающей среды, направленной на развитие интереса к театральной деятельности.

Организация совместной деятельности детей и родителей в рамках решения проекта.

Ожидаемые результаты:

для детей:

Посредством театрализации у детей совершенствуется речь. Продолжается знакомство с художественной литературой, улучшается грамматический строй речи. Совершенствуется диалогическая (ответы на вопросы, беседы) и монологическая (словесное творчество) речь. Дети активно могут использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.

Дети эмоционально и активно участвуют в театральных постановках, формируется умение веси диалог, давать оценку поступкам героев, участвовать в обсуждении.

Выражают с помощью мимики, интонации, жестов- эмоциональное состояние героев.

Интонационно выразительно воспроизводят слова и фразы из текста в процессе театрализации, разыгрывают несложные сюжеты по знакомым литературным произведениям, используя выразительные средства (мимику, интонацию, жесты)

Чувствуют и понимают эмоциональное состояние героев, вступают в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

Для родителей:

Со стороны родителей поддерживается интерес детей к театрализованной деятельности. Принимается участие в походах на детские спектакли, обсуждение увиденного. Помогают разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр. в домашних условиях.

О значимости театральной деятельности и художественного воспитания, его влияние на развитие речи детей.

Для педагогов:

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов.

Методическое обеспечение проекта.

Предварительная работа:

1 этап-подготовительный.

-подбор методической и художественной литературы;

— изготовление пособий для театрализации;

— подбор дидактических, подвижных, малоподвижных, сюжетно — ролевых игр; Пополнение развивающей среды настольными видами театра по сказкам.

— составление плана совместных мероприятий педагогов и детей;

— работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

Работа с родителями:

• Анкетирование родителей по теме «Театр и дети»

•Консультация для родителей по теме:

«Театрализованная деятельность как средство развития речи детей».

«Роль книги в жизни ребенка»

«Развиваем речь играя»

«Театр своими руками».

«Что читать детям 4-5лет»

«Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет».

•Совместная творческая деятельность с детьми, выставка рисунков

«Моя любимая сказка», «Сказка по новому», «Мы придумываем театр», Семейный проект «Сказочный персонаж», изготовление сказочных персонажей и атрибутов для театральных игр.

•В индивидуальных беседах рассказать о целях и задачах реализуемого проекта; о роли родителей в проекте: оказание помощи детям в творческом процессе, обыгрывание знакомых сказок в домашних условиях.

•Рекомендации: «Мы идем в театр».

2этап-основной:

•Чтение, рассказывание, театрализация сказок.

•Настольный театр к сказке «Теремок», «Репка», «Колобок», «Маша и медведь», «Лиса и заяц», «Рукавичка».

• Ситуативная беседа на тему: «Путешествие в мир сказок»

«Моя любимая сказка»

«Придумываем новую сказку»

«Здравствуй, сказка!»

«Как дружба в беде помогла».

•Просмотр презентации по теме:

«В гостях у сказки»

«Что такое театр?»

«Виды театра»

«Как себя вести в театре»

•выполнение работ по изобразительной деятельности

рисование на тему «Сказочный герой»

лепка из пластилина «Мы лепим сказку»

раскраски по теме «Сказки»

Аппликация «В гостях у сказки»

•Дидактические игры: «Пазлы» -собери любимую сказку.

«Назови действие»- активизация глагольного словаря

«Подскажи словечко»- произносить многосложные слова

«Испорченный телефон»- развивать у детей слуховое внимание.

«Назови ласково»-образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Оформление альбома: правила поведения в театре.

«Подбирай, запоминай, называй» Цель: учить находить картинку, называть изображение на них в соответствии со сказкой.

«Продолжи сказку»- развитие связной речи.

•Картотека игр – драматизаций

«Котята»- дети показывают мимику хозяйки, озябших котят, сладкий сон согревшихся котят.

«Курочка-рябушечка»

«Жили у бабуси два весёлых гуся».

«Матросская шапка»

•Пальчиковые виды театра («Колобок», «Идет коза рогатая», «Маша и Медведь»).

•Строим «Новый дом- Теремок для зверей»

•Экспериментирование

Опыт с разными видами бумаги (св-ва бумаги: мнется, рвется, намокает) опыты с деревом, с тканью.

•п/и «Зверята». Имитация движений сказочных героев: зайка-прыжки; лиса-ходьба на носочках; медведь- ходьба косолапой походкой; волк-бег.

3 этап – заключительный.

Обобщение результатов работы, анализ, закрепление полученных знаний, выводы.

Итоговое мероприятие:

Музыкальная сказка для родителей «Лето- припасиха, зима –подбериха»

Музыкальная инсценировка «Прогулка по зоопарку»

Список литературы:

1. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников».

2. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду

3. Доронова Т. Н. Театрализованная деятельность как средство развития детей 4–6 лет

4. АНТИПИНА Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии.

5. Маханева М. Д.

Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного

учреждения

6. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду.

7. Мигунова Е В Театральная педагогика в детском саду.

8. Агапова И. А. Давыдова М. А. Театральные занятия и игры в детском саду. Развивающие упражнения, тренинги, сценарии.

Источник: maam.ru