Проект «Сагаалган»

Светлана Шарапова
Проект «Сагаалган»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Сэсэг»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Сэсэг»

Проект

Во второй младшей группе «Одуванчики»

На тему:

«Сагаалган»

Воспитатель: Шарапова С. Г.

Намсараева В. А.

Павлова С. Я.

2019 г.

Цель:

Знакомство детей с культурой, бытом и обычаями бурятского народа. Развитие познавательных навыков через бурятский фольклор.

Способствовать формированию знаний о Сагаалгане, как важном и значимом празднике в жизни жителей Бурятии.

Привлечение детей к активному участию в бурятских национальных играх, ритуалах; развивать познавательную и двигательную активность.

Совершенствовать творческие навыки детей через знакомство с творчеством бурятского народа.

Воспитание чувств толерантности и взаимоуважения, воспитывать любовь к родной республике и гордость за нее.

Участники проекта: Воспитатели, музыкальные руководители, дети, родители.

Сроки: с 04 по 15 февраля.

Актуальность проекта: Значима для детей дошкольного возраста, т. к. в детстве закладываются ценностные основы мировоззрения, отношения к миру и поэтому особенно важно знакомить детей, прежде всего, с ближайшим для них окружением – сложившимися традициями, обычаями культурой, бытом, духовностью родного края. Приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям обуславливает объективную необходимость постижения ими норм и ценностей духовной, национальной и региональной культур. Практика работы образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения возможностей участников образовательного процесса, повышения качества образования, формирования компетентностей. Открытое информационно – образовательное пространство – особое социокультурное явление, в основе которого лежит многоплановое взаимодействие участников образовательного процесса (родителей – детей — педагогов). В результате взаимодействия возникает не только общность интересов и взглядов на традиции, но и создается единое образовательное пространство, в котором вся деятельность ДОУ направлена на изучение истории своего края, освоения общечеловеческих ценностей, уважения национальной культуры, развитию толерантности.

Подготовительная работа:

1. Подобрать художественную литературу, картины, иллюстрации, открытки, фотографии.

2. Разработать темы для бесед, подобрать материал, разработать конспекты занятии.

Работа с родителями:

1. Изготовить папку – передвижку на тему «Детям о празднике Сагаалган»

2. Беседя с родителями о помощи в проведении мероприятий в рамках празднования Сагаалгана.

Ожидаемый результат:

Разработать системы занятий для детей дошкольного возраста по ознакомлению с культурой, традициями и обычаями бурятского народа.

«Праздник Сагаалган»

Что мы знаем. Что мы хотим узнать. Как мы это сделали Продукт исследования.

Праздник, угощения, подарки,

едем в гости, кушаем позы, поем песни на бурятском языке. Традиции проведения праздника «Сагаалган» в Бурятии, хадак, национальный костюм, лунный календарь, ехор, национальные блюда, быт бурят, бурятские народные игры. Просмотр фотографий, картин, открыток.

Провели беседы по темам.

Просмотр лунного календаря и беседа.

Прослушивание мелодий.

Просмотр праздника «Сагаалган» в старшей группе.

Лепили из пластилина пиалу, рисовали узор на сапожках,

Изготовили из бумаги юрту.

Слушали бурятскую народную сказку и смотрели кукол кукольного театра сказки «Как собака нашла себе хозяина».

Познакомились с бурятскими народными играми. Название года по лунному календарю.

Название отдельных фрагментов бурятского костюма.

Мелодии бурятских песен, бурятских композиторов, просмотр ехора.

Сказки народов Бурятии.

Содержание проектной деятельности

Беседа «Сагаалган – праздник белого месяца»

Познавательная презентация «Лунный календарь»

Папка – передвижка для родителей на тему «Детям о празднике Сагаалган»

Прослушивание бурятских песен и мелодий бурятских композиторов.

Просмотр народного танца ехор на видеозаписи.

Беседа на тему «Бурятский национальный костюм»

Презентация костюмов.

Декоративное рисование «Укрась узором сапожки»

Чтение бурятской народной сказки «Белка и мышь»

Лепка «Пиала»

Подвижная игра «Овцы и ягнята», «Бээлэй»

Показ кукольного театра бурятской сказки «Как собака нашла себе хозяина друга»

Аппликация «Юрта»

Выставка поделок «Символ нового года»

Просмотр праздника «Сагаалган» в старшей группе.

Пополнение патриотического уголка: Альбом «Животные Бурятии», «Мир природы», «Памятные места в Бурятии»

Просмотр мультфильма «Жадный Хасан»

Области развитие. Содержание работы. Дата проведения. Материал

Социально – коммуникативное

(Нравственное воспитание, семья) Беседа на тему «Сагаалган – праздник белого месяца»

Сюжетно – ролевая игра «Мы идем в гости» 04. 02. 2019год.

06. 02. 2019год. Фотографии, иллюстрации, картины с изображением празднования праздника Сагаалган в Бурятии.

Бурятские шапочки, хадак, подарки, угощенье, игрушечная посуда, аудиозапись с мелодией бурятских композиторов.

Познавательное. (Ознакомление с социальным миром, предметным миром) Беседа на тему

«Лунный календарь»

Презентация «Бурятский национальный костюм» 07.02.2019год.

08. 02. 2019год. Лунный календарь, картинки с изображением животных.

Видеозапись картин с изображением бурятских национальных костюмов.

Речевое. (Чтение художественной литературы

пополнение словарного запаса новыми словами, бурятская разговорная речь) Чтение бурятской народной сказки «Белка и мышь»

Показ кукольного театра, сказки «Как собака нашла себе хозяина» 07.02.2019. год.

14.02.2019 год. Сборник бурятских народных сказок, куклы кукольного театра.

Художественно – эстетическое.

(Лепка, рисование, аппликация, музыкальные занятия) Декоративное рисование «Украсим сапожки узором»

Лепка «Юрта»

Аппликация «Малгай»

Прослушивание бурятских

песен.

Прослушивание музыки бурятских композиторов.

Просмотр праздника «Сагаалган» в старшей группе. 12.02.2019 год.

13.02.2019 год.

14.02.2019 год.

14.02.2019 год.

15.02.2019 год.

08.02.2019 год. Краски, гуашь, кисти для рисования, салфетки, образцы узоров, изображение сапожков на каждого ребенка, картинки с изображением частей бурятских национальных костюмов.

Физическое. Подвижная игра «Овцы и ягнята»

Подвижная игра «Бээлэй» 08.02.2019. год.

15.02.2019 год. Большие и маленькие мячи на каждого ребенка, палочки, варежка.

Самоанализ по работе проекта.

За время проведения проекта дети познакомились с традициями проведения праздника Сагаалган на Бурятской земле, узнали животных, символизирующих название года по лунному календарю, атрибуты национальной одежды бурятского народа, прослушали несколько песен на бурятском языке. С детьми украшали бурятский сапожок несложным узором, лепили пиалу новым приемом из разного по цвету пластилина, рисовать и лепить детям понравилось. Посмотрели и прослушали сказки бурятского народа, посетили праздник «Сагаалган» в старшей группе, разучили правила подвижной игры «Бэлэй», начали учить правила другой подвижной игры «Овцы и ягнята»

Для родителей изготовили папку – передвижку «Детям о празднике Сагаалган».

Воспитатель: Шарапова С. Г.

Намсараева В. А.

Павлова С. Я.

2019 г.

Цель:

Знакомство детей с культурой, бытом и обычаями бурятского народа. Развитие познавательных навыков через бурятский фольклор.

Способствовать формированию знаний о Сагаалгане, как важном и значимом празднике в жизни жителей Бурятии.

Привлечение детей к активному участию в бурятских национальных играх, ритуалах; развивать познавательную и двигательную активность.

Совершенствовать творческие навыки детей через знакомство с творчеством бурятского народа.

Воспитание чувств толерантности и взаимоуважения, воспитывать любовь к родной республике и гордость за нее.

Участники проекта: Воспитатели, музыкальные руководители, дети, родители.

Сроки: с 04 по 15 февраля.

Актуальность проекта: Значима для детей дошкольного возраста, т. к. в детстве закладываются ценностные основы мировоззрения, отношения к миру и поэтому особенно важно знакомить детей, прежде всего, с ближайшим для них окружением – сложившимися традициями, обычаями культурой, бытом, духовностью родного края. Приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям обуславливает объективную необходимость постижения ими норм и ценностей духовной, национальной и региональной культур. Практика работы образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения возможностей участников образовательного процесса, повышения качества образования, формирования компетентностей. Открытое информационно – образовательное пространство – особое социокультурное явление, в основе которого лежит многоплановое взаимодействие участников образовательного процесса (родителей – детей — педагогов). В результате взаимодействия возникает не только общность интересов и взглядов на традиции, но и создается единое образовательное пространство, в котором вся деятельность ДОУ направлена на изучение истории своего края, освоения общечеловеческих ценностей, уважения национальной культуры, развитию толерантности.

Подготовительная работа:

1. Подобрать художественную литературу, картины, иллюстрации, открытки, фотографии.

2. Разработать темы для бесед, подобрать материал, разработать конспекты занятии.

Работа с родителями:

1. Изготовить папку – передвижку на тему «Детям о празднике Сагаалган»

2. Беседя с родителями о помощи в проведении мероприятий в рамках празднования Сагаалгана.

Ожидаемый результат:

Разработать системы занятий для детей дошкольного возраста по ознакомлению с культурой, традициями и обычаями бурятского народа.

«Праздник Сагаалган»

Что мы знаем. Что мы хотим узнать. Как мы это сделали Продукт исследования.

Праздник, угощения, подарки,

едем в гости, кушаем позы, поем песни на бурятском языке. Традиции проведения праздника «Сагаалган» в Бурятии, хадак, национальный костюм, лунный календарь, ехор, национальные блюда, быт бурят, бурятские народные игры. Просмотр фотографий, картин, открыток.

Провели беседы по темам.

Просмотр лунного календаря и беседа.

Прослушивание мелодий.

Просмотр праздника «Сагаалган» в старшей группе.

Лепили из пластилина пиалу, рисовали узор на сапожках,

Изготовили из бумаги юрту.

Слушали бурятскую народную сказку и смотрели кукол кукольного театра сказки «Как собака нашла себе хозяина».

Познакомились с бурятскими народными играми. Название года по лунному календарю.

Название отдельных фрагментов бурятского костюма.

Мелодии бурятских песен, бурятских композиторов, просмотр ехора.

Сказки народов Бурятии.

Содержание проектной деятельности

Беседа «Сагаалган – праздник белого месяца»

Познавательная презентация «Лунный календарь»

Папка – передвижка для родителей на тему «Детям о празднике Сагаалган»

Прослушивание бурятских песен и мелодий бурятских композиторов.

Просмотр народного танца ехор на видеозаписи.

Беседа на тему «Бурятский национальный костюм»

Презентация костюмов.

Декоративное рисование «Укрась узором сапожки»

Чтение бурятской народной сказки «Белка и мышь»

Лепка «Пиала»

Подвижная игра «Овцы и ягнята», «Бээлэй»

Показ кукольного театра бурятской сказки «Как собака нашла себе хозяина друга»

Аппликация «Юрта»

Выставка поделок «Символ нового года»

Просмотр праздника «Сагаалган» в старшей группе.

Пополнение патриотического уголка: Альбом «Животные Бурятии», «Мир природы», «Памятные места в Бурятии»

Просмотр мультфильма «Жадный Хасан»

Области развитие. Содержание работы. Дата проведения. Материал

Социально – коммуникативное

(Нравственное воспитание, семья) Беседа на тему «Сагаалган – праздник белого месяца»

Сюжетно – ролевая игра «Мы идем в гости» 04. 02. 2019год.

06. 02. 2019год. Фотографии, иллюстрации, картины с изображением празднования праздника Сагаалган в Бурятии.

Бурятские шапочки, хадак, подарки, угощенье, игрушечная посуда, аудиозапись с мелодией бурятских композиторов.

Познавательное. (Ознакомление с социальным миром, предметным миром) Беседа на тему

«Лунный календарь»

Презентация «Бурятский национальный костюм» 07.02.2019год.

08. 02. 2019год. Лунный календарь, картинки с изображением животных.

Видеозапись картин с изображением бурятских национальных костюмов.

Речевое. (Чтение художественной литературы

пополнение словарного запаса новыми словами, бурятская разговорная речь) Чтение бурятской народной сказки «Белка и мышь»

Показ кукольного театра, сказки «Как собака нашла себе хозяина» 07.02.2019. год.

14.02.2019 год. Сборник бурятских народных сказок, куклы кукольного театра.

Художественно – эстетическое.

(Лепка, рисование, аппликация, музыкальные занятия) Декоративное рисование «Украсим сапожки узором»

Лепка «Юрта»

Аппликация «Малгай»

Прослушивание бурятских

песен.

Прослушивание музыки бурятских композиторов.

Просмотр праздника «Сагаалган» в старшей группе. 12.02.2019 год.

13.02.2019 год.

14.02.2019 год.

14.02.2019 год.

15.02.2019 год.

08.02.2019 год. Краски, гуашь, кисти для рисования, салфетки, образцы узоров, изображение сапожков на каждого ребенка, картинки с изображением частей бурятских национальных костюмов.

Физическое. Подвижная игра «Овцы и ягнята»

Подвижная игра «Бээлэй» 08.02.2019. год.

15.02.2019 год. Большие и маленькие мячи на каждого ребенка, палочки, варежка.

Самоанализ по работе проекта.

За время проведения проекта дети познакомились с традициями проведения праздника Сагаалган на Бурятской земле, узнали животных, символизирующих название года по лунному календарю, атрибуты национальной одежды бурятского народа, прослушали несколько песен на бурятском языке. С детьми украшали бурятский сапожок несложным узором, лепили пиалу новым приемом из разного по цвету пластилина, рисовать и лепить детям понравилось. Посмотрели и прослушали сказки бурятского народа, посетили праздник «Сагаалган» в старшей группе, разучили правила подвижной игры «Бэлэй», начали учить правила другой подвижной игры «Овцы и ягнята»

Для родителей изготовили папку – передвижку «Детям о празднике Сагаалган».

Источник: maam.ru