Проект «Реки, родники, пруды — Нету жизни без воды»

Нина Мокрушина
Проект «Реки, родники, пруды — Нету жизни без воды»

Пояснительная записка.

Одним из приоритетных направлений государственной политики России является обеспечение экологической безопасности и оздоровления окружающей среды. Выполнение этой задачи невозможно без высокой сознательности населения, особенно подрастающего поколения. Формировать его, призвано экологическое образование.

Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить; оберегать разумно, пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Если воспитывать, приучать детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей, замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка разовьётся художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.

Природа полна необыкновенных чудес, она никогда не повторяется, и нам, педагогам, следует учить детей искать и находить новое уже в известном, виденном.

Любой край, город, любая деревня- неповторимы. У каждого своя природа, свои традиции, свой быт. Мы живем в городе Энгельсе Саратовской области.

Природа нашего края поражает своим великолепием и необыкновенной красотой. У нас есть на что посмотреть и чем полюбоваться: огромные смешанные леса, богатые грибами и ягодами. Ещё в нашем крае есть реки и родники. Родники — это очарование родной земли.

В нашем саду, в частности нашей группе при активной помощи родителей, детей и воспитателя создан проект «РЕКИ, РОДНИКИ, ПРУДЫ – НЕТУ ЖИЗНИ БЕЗ ВОДЫ», представляющий собой целенаправленную деятельность воспитателя по обучению детей младшего возраста, формированию ценностного отношения к родному краю, природе родного края. Воспитывая у детей любовь к родному городу, необходимо подвести к пониманию, что наш город (река) — частица России.

Реки всегда являлись основными источниками пресной питьевой воды и играли огромную роль в жизни человека. В реках постоянно контролируется качество воды. Рекам испокон веков давали красивые имена, например у нас, в Энгельсе зарегистрировано множество названий рек : Волга (самая крупная река области, р. Сазань, р. Саратовка, р. Штонь и др.

Сколько былин, легенд, сказов, поверий связано с водой. Есть вода — есть жизнь. Живет река, значит, живёт и здравствует население. Конечно, нам с вами гораздо удобнее и привычнее пользоваться водой из крана, но вода, взятая в тиски железных труб, лишена свободы, а значит и своей живительной силы.

1. По доминирующей деятельности: познавательно- исследовательский проект.

2. По содержанию: информационно — творческий проект.

3. По участникам: детско-взрослый коллектив.

4. По времени проведения: краткосрочный (3 месяца).

5. По характеру контактов: групповой, при активном участии семьи, сотрудников ДОУ.

Актуальность проекта.

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.

Прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.

Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.

Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников.

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

В настоящее время проектная деятельность—одна из эффективных форм воспитательно — образовательной работы с детьми в ДОУ. Наш проект познавательно — исследовательский, где дети узнают много нового, будут исследовать, экспериментировать, проводить разные опыты. А также проектный метод позволит объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности. Всё это подчеркивает актуальность данного проекта.

Проблема.

Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды и о природоохранной работе по сохранности рек.

Гипотеза.

Если воздействовать на чувства ребенка с помощью практической экологически ориентированной и творческой продуктивной деятельности на основе проектного метода, то можно сформировать личность, способную бережно относиться к природным ресурсам (богатствам) родного края, проявлять заботу и беспокойство об их состоянии.

Цель проекта.

Формирование у детей гуманных чувств, бережного отношения к природным ресурсам родного края, то есть воспитание экологического сознания.

Задачи проекта.

1. Расширить представления детей о значении воды в жизни человека, о водных источниках – реках, экологических проблемах, связанных с их загрязнением, которые необходимо решать на современном этапе. Ознакомить детей с реками, расположенными в Саратовской области, их целебными свойствами. Формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром, умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности.

2. Развивать творческие способности, исследовательские навыки в процессе детского экспериментирования и разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций.

3. Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность при проведении опыта, а также воспитывать любовь к малой Родине, расширять кругозор, передавать знания об истории достопримечательностях и экологии родного края.

Принципы проекта.

• систематичность

• поиск в согласии в решении главных вопросов

• осознанная деятельность педагогов и родителей.

Форма работы.

• занятия,

• познавательные игры, способствующие реализации цели проекта,

• экологические эксперименты,

• беседы,

• игры- путешествия,

• викторины,

• дидактические игры,

• подвижные игры,

• создание альбомов,

• чтение,

• отгадывание загадок,

• праздник.

Содержание работы над проектом.

Проект включает в себя следующие тематические блоки:

1. «Волшебный мир воды»

Вода сама по себе не имеет питательной ценности, но она – непременная составляющая часть всего живого. Ни один из живых организмов нашей планеты не может существовать без воды.

Из воды состоят все живые растительные и животные существа.

На протяжении всей своей жизни человек ежедневно имеет дело с водой. Он использует ее для питья и пищи, для умывания, летом – для отдыха, зимой – для отопления.

Для человека вода является более ценным природным богатством, чем уголь, нефть, газ, железо, потому что она незаменима.

Вода занимает большую часть планеты. И поэтому нашу планету называют «голубой» планетой.

2. «С чего начинается река»

Родник — это ключ, бьющийся из — под земли. Родник – начало реки. Родник — водный источник, бьющий, текущий из глубины земли; естественный

выход подземных вод на земную поверхность.

3. «Реки нашего края». Изготовление макета «Река Волга».

4. «Природоохранная работа».

1 этап – подготовительный.

Январь

1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта

2.. Пополнить развивающую среду:

— подбор художественной литературы по теме;

— подбор энциклопедий,

— составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок;

-составление картотеки опытов с водой;

-подготовка оборудования для опытов с водой.

— подбор иллюстраций с изображением реки, предметных картинок с сюжетами использования воды.

3. Разработать план работы по реализации проекта «РЕКИ, РОДНИКИ, ПРУДЫ – НЕТУ ЖИЗНИ БЕЗ ВОДЫ»

4. Создать творческую группу в помощи реализации проекта: родители, сотрудники детского сада.

5. Подготовить информацию для родителей по темам:

— Эксперимент в детском саду;

— Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников;

— Почему воду нужно беречь?

— Памятка «Что почитать детям о воде».

6. Создание проблемной ситуации: Письмо от Капитошки.

2 этап – основной (планирование и организация деятельности)

Февраль

1 неделя

Тема 1: “Вода, вода – кругом вода”.

Цель: дать представление детям о значение воды в нашей жизни и о том, в каком виде существует вода в окружающей среде.

Тема 2: «Ручейки и озера».

Цель: Дать детям представление о том, какое большое значение имеют родники и другие источники чистой воды, для всего живого на земле. Познакомить детей с традиционным добрым отношением людей к родникам. Научить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, который нужно беречь и сохранять.

1. Беседа «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?»

2. Подвижная игра «Ручеек»

3. Чтение произведений Н. А. Рыжовой: «История одного пруда», «Как люди речку обидели», Г. — Х. Андерсен «Русалочка», сказки «Путешествие Капельки». Постановка проблемы: путешествуя с Капелькой, узнать о реках нашего края.

4. Наблюдение за природными явлениями, связанными с водой (изморозь, снежинки, иней, сосульки, капель, ручейки и т. д.).

5. Экскурсия в лесопарк, наблюдение как зарождается река.

6. Просмотр фильма «Реки».

7. Дидактическая игра: «Отвечай быстро»

8. Пословицы и поговорки о воде.

2 неделя

Тема 3: “Превращения воды”

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, показать разнообразие состояний воды в окружающей среде

Тема 4: «Родник, его целебные свойства»

Цели: Расширить представления о значении воды в жизни человека, водных источниках — реках, экологических проблемах, связанных с их загрязнением. Развивать познавательную активность детей. Воспитывать заботливое отношение к водным ресурсам, чувство уважения к окружающему миру.

1. Беседа «Какие свойства воды ты знаешь?»

2. Беседа «Чистая вода нужна всем и всегда»

3. Опыты: «Вода способна смачивать и очищать предметы», «Как выйти сухим из воды», «Поверхностное натяжение воды».

4. Выпуск книги: “Реки родного края». Участники-дети; Материал: папка с файлами, картинки или фотографии с изображением реки

5. Рассматривание снежинок.

6. Игра «Мельница»

7. Чтение художественной литературы о природе:, сказка «День рождения Дельфинёнка», «Сказки и были о морях и океанах», «Живая вода» (сказки народов Сибири)

8. Д. и. «Четвертый лишний»

9. Просмотр мультфильма: «Сладкий родник»,

3 неделя

Тема 5: “Уроки Айболита”

Цель: познакомить детей с основными правилами гигиены и поведения на воде.

Тема 6: “Путешествие Капельки”. Создание коллажа «Круговорот воды в природе.»

(Круговорот воды)

Цель: дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.

1. Беседа «Где живут капли воды в детском саду».

2. Рассматривание капелек воды через лупу.

3. Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

4. Загадки о воде.

5. «Наша семья на реке» — создание альбома (родители, дети)

6. «Волшебница- водица» — познавательные игры, составление рассказов о воде

7. Опыты: «Капельки»

8. Чтение худ. лит. : стихи А. С. Пушкина «О море», Н. А. Рыжова «Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки», К. Чуковский «Мойдодыр»

9. Д. и: «Да-нет»

4 неделя

Тема 7: «Берегите воду».

Цель: Учить детей беречь водопроводную воду. Доходчиво объяснить, что для получения чистой воды людям приходится затрачивать много сил и средств. Научить детей не лить воду без нужды и плотно закрывать водопроводный кран.

Тема 8: “Вода – начало всех начал”. (Итоговое занятие)

Цель: обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды, о круговороте воды в природе, ее значении в жизни растений, животных и человека.

1. Познавательная беседа-«Реки»

2. Подвижная игра «Мы – водные животные».

3. Опыты: «Очистка грязной воды», «Вода нужна всем», «Растения пьют воду», «У растения внутри есть вода».

4. Чтение сказки Н. А. Рыжовой «Жила-была Река», Лиман Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», сказки о живой воде, «Путешествие Капельки»

5. Проведение акции «Живи, река, живи!» + Изготовление макета реки «Волга».

6. Чтение энциклопедии «Обитатели моря», «Жизнь в соленой воде»

7. Д. И. : «Кто быстрее соберет», «Круги на воде»

3 этап – заключительный.

Начало марта.

Итог проекта:

• Презентация проекта.

• Альбом «Наша семья на роднике» (родители, дети)

• Макет родника «Иван да Марья».

• Фотовыставка «Если б не было воды, не купались в речке мы».

• Альбом «Этика поведения около водоемов».

• Коллекция видеофильмов о родниках.

• Музыкальное развлечение «Праздник волшебной воды».

Совместная деятельность с родителями

1. Посещение с ребенком городской библиотеки для накопления и обмена информации о воде.

2. Сбор материала о реках.

3. Организация экскурсии на реку.

4. Создание фотовыставки «Если б не было воды, не купались в речке б мы», «Наша семья на реке».

5. Создание коллекции видеофильмов «Реки Энгельса — частица нашей Родины».

Совместная деятельность с педагогами ДОУ

1. Привлечение узких специалистов: логопеда и муз руководителя.

2. Поиск методической литературы.

Ожидаемые результаты

Дети:

После проведённой работы дети узнают, что без воды не может быть жизни на Земле, что в природе все взаимосвязано. У дошкольников расширятся представления о том, что вода – очень ценный продукт, она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку. Сформируются знания о значении воды, вода – источник жизни, вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека. Дети узнают о круговороте воды в природе, научатся составлять схемы круговорота воды в природе.

У детей разовьётся объемно- пространственное воображение, сформируются основы экологической культуры, дети узнают: какой бывает вода, научатся самостоятельно проводить лабораторные опыты с водой, определяя ее качества и свойства. Знание свойств воды поможет понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде: что растет в водоеме, кто живет, почему?

Узнают о явлениях кислого дождя, который получается от загрязненности воздуха, о его вредности для живой и неживой природы, человека.

Дети научатся экономно использовать воду, станут понимать необходимость бережного отношения к воде, как к природному ресурсу. Получат знания о природоохранительной деятельности на воде, о сохранении природы. Будут бережно относиться к рекам. Вырастут экологически грамотными людьми.

Возможно, это в будущем и решит глобальную проблему человечества. Ведь, прежде всего, чем изменить мир, начни изменять себя.

У детей расширится кругозор, появился интерес к своей малой Родине. Дети станут замечать красоту окружающей природы.

Повысится познавательная активность, заинтересованность историей возникновения названий рек.

Родители

Родители станут активными участниками проекта. Оценят важность и необходимость формирования у детей ценностного отношения к природе. Родители в результате деятельности в образовательном проекте расширят свои знания о родниках нашего района, важности знакомства с ними детей, а также о сохранении природы.

Педагоги.

Получат позитивный эмоциональный контакт, при разработке проекта, с родителями. Будет реализован единый подход к воспитанию любви к родной природе, в семье и в детском саду.

Источник: maam.ru