Проект «Насекомые»

Наталья Куприяненко
Проект «Насекомые»

Проект «Насекомые».

(подготовительная группа №7 «Солнечные лучики»).

Проект проводится в рамках тематической недели

«Насекомые».

Насекомых разных много,

Кто питается травою,

Кто пыльцу с цветка снимает,

Кто коренья поедает.

Кто-то кровь употребляет,

Кто-то фрукты поглощает,

В общем разные бывают,

Насекомых мы всех знаем!

Актуальность темы:

Насекомые являются одними из древнейших представителей животного мира нашей планеты. Они появились раньше, чем звери, птицы, рыбы. К тому же, насекомые – самые многочисленнее обитатели нашей земли. Существует около 5 000 разновидностей стрекоз, 20 000 кузнечиков,170 000 бабочек и моли, 120 000 мух, 360 000 жуков, и 110 000 пчел, ос и разновидностей муравьев, описанных до настоящего времени. Активно участвуя в круговороте веществ, насекомые играют глобальную планетарную роль в природе.

Человек в своей повседневной жизни и практической деятельности постоянно сталкивается с различными насекомыми. Одни из них имеют для него положительное, а другие отрицательное значение.

Любому человеку с детства известны такие типы насекомых как бабочки, пчелы, жуки, мухи, комары и многие другие. Каждый ребенок сталкивается с ними, выходя впервые в сад на прогулку. Пожалуй, это первые представители дикой природы, с которыми встречается в своей жизни малыш. Структура насекомого очень интересна маленькому ребенку, так как она разделена на три заметные части: голова, брюшко и грудь.

Каждое насекомое имеет три пары ног и одну, а иногда две пары крыльев. Также всем насекомым свойственны усики на голове, которые выполняют у них функции органов чувств.

Жизнь насекомых очень разнообразна и увлекательна для наблюдения, особенно приятно смотреть за такими насекомыми как пчелы и муравьи, деятельность которых, к тому же, являются полезной для человека.

Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно — они насекомые.

Актуальность проекта:

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.

Участники проекта:

— Дети подготовительной группы «Солнечные лучики».

— Воспитатель: Куприяненко Наталья Ильинична.

— Родители.

Тип проекта:

краткосрочный, исследовательский, познавательно-речевой.

Длительность проекта:

с 30 апреля – 4 мая 2018г.

Цель проекта:

Формирование у детей общих представлений о строении и многообразии насекомых.

Задачи проекта:

— Расширять и систематизировать знания детей о насекомых, их строении, местах обитания, характерных особенностях.

— Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы.

— Развивать эмоциональную отзывчивость.

— Формировать навыки исследовательской деятельности.

— Закреплять представление о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней всё целесообразно, всё находится в великом равновесии: вредные с нашей точки зрения насекомые являются пищей для птиц и некоторых животных, которые, в свою очередь, тоже играют роль в эволюции планеты.

— Развивать творческие способности, речь, мышление.

— Пополнять словарный запас.

— Развивать коммуникативные способности.

— Воспитывать любовь к природе и бережливого отношения к ней.

Образовательные области:

Познание, коммуникация, художественное творчество.

Задачи по работе с родителями:

— Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.

Виды деятельности:

— Познавательно — исследовательская деятельность.

— Продуктивная деятельность.

— Беседы.

— Организованная деятельность.

— Дидактические игры.

Предполагаемый результат:

— Проявится ярко выраженный интерес к объектам природы — насекомым.

— Различают и называют насекомых.

— Узнали о пользе и вреде, которую насекомые приносят людям и растениям.

— Научатся составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.

— Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым.

— Сформировано стремление к исследованию объектов природы, научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

— Уверенно называют и отличают характерные признаки разных насекомых.

— Сформировано представление о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

— На основе проблемных ситуаций и вопросов будут иметь возможность проявить свое воображение, творчество, с опорой на полученные знания.

— Родители активно примут участие в педагогическом процессе и повысят свою компетенцию по данной теме.

Этапы проекта:

I. Подготовительный.

— Постановка цели и задач, приемов,

— предварительная работа с детьми и родителями,

— выбор и подготовка оборудования и материалов.

II. Поисково-познавательный.

— Поиск ответов на поставленные задачи, вопросы разными способами.

III. Обобщающий (заключительный).

— Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний.

— Создание поделки из бросового материала на тему «Насекомые».

— Итоговое мероприятие – Викторина «Мир насекомых».

Ресурсы:

Информационные: демонстрационный материал, книги, интернет ресурсы, телевидение, игры, подборка загадок и пословиц по теме проекта.

Интеллектуальные: знания детей, родителей и педагогов, стихи о насекомых.

Материально-технические: фотоаппарат, компьютер, иллюстрации, книги.

План реализации проекта:

Деятельность педагогов: подводят к теме, принимают участие в распределении обязанностей, помогают, уточняют, проверяют, обобщают, контролируют, оценивают результаты проекта.

Деятельность детей: анализируют, сравнивают, выбирают, изучают, формулируют, рисуют, создают, контролируют, выполняют, оформляют, участвуют в оценке проекта.

Деятельность родителей:

Беседы с детьми.

Помощь в составлении рассказа на тему «Интересные факты из жизни

насекомых».

Помощь в создании поделки для макета «Мир насекомых».

I этап – подготовительный.

Цель.

— Изучение методической и специальной литературы по теме проекта.

— Подбор наглядного и демонстрационного материала, стихов, загадок, пословиц по теме проекта.

— Сбор информации о насекомых.

— Оснащение развивающей среды:

Подбор методической и художественной литературы:

Д. Мамин — Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и мохнатого Мишу — короткий хвост».

В. Зотов «Лесная мозаика».

И. Крылова басня «Стрекоза и муравей».

Стихи, загадки, скороговорки, пословицы, песни, частушки о насекомых.

К. Павлов сказка «Находка» (Познакомить детей с литературным произведением о пчеле).

Энциклопедии: «Всё о насекомых», «100 детских вопросов и ответов».

Подбор презентаций и мультфильмов:

Презентация «Насекомые» для дошкольников.

Презентация «Увлекательное путешествие в мир насекомых».

Презентация «Все о бабочках».

Презентация «Муравьи».

Презентация «Кое – что о пчелах».

Презентация «Кузнечик».

Мультфильмы: «Муха-Цокотуха», «Как муравьишка домой спешил», «Пчелка Майя», «Приключения кузнечика Кузи», «Сороконожка», «Муравьишка – хвастунишка».

Беседы:

«Осы и пчелы».

«Что вы знаете о насекомых?».

«Во что превратится гусеница?».

«Держитесь подальше от гусениц».

«Из жизни муравьев…»

Ситуативный разговор

«Почему нельзя ловить бабочек?».

«Живые опасности».

«Правила поведения при встрече с опасными насекомыми».

Пальчиковые игры:

«Пчелки».

«Улитка».

«Улей».

«Сороконожка».

«Божья коровка».

«Светлячок-червячок».

«Бабочка».

Подбор дидактических игр:

«Посчитай точки у божьей коровки».

«Бабочка и цветок».

«Кто где живёт?».

«Медведь и пчёлы».

«Угости насекомое».

«Узнай, чьё крылышко».

«Бывает – не бывает».

«Найди лишнего».

«Бабочка».

«Сложи картинку».

«Часть – целое».

«Карточная викторина».

«Лабиринт».

«Друзья спешат на день рождения к паучку».

«Найди 10 отличий».

Словесные игры:

«Что есть, чего нет».

«Как передвигаются насекомые».

«Чем питаются насекомые».

«Назови насекомое по описанию».

«Я знаю 5 названий насекомых».

«Подбери признак».

«Закончи предложение».

«Нелепицы».

Кроссворд «Насекомые», ребусы, головоломки.

Настольно-печатные игры:

Лото «Насекомые».

«Четвертый лишний».

«Божьи коровки».

«Паучок».

«Парные картинки».

«Домино».

Подвижные игры:

«Паук и мухи».

«Бабочка» (дети говорят и выполняют движения).

«Пчелы и медведь» (развитие физических качеств, двигательной активности).

«Летает, прыгает, ползает» (изображать способы передвижения насекомых).

«Поймай комара» (развивать ловкость, прослеживающие функции глаз).

«Поймай бабочку» (развитие физических качеств).

Психогимнастика «Бабочка и цыплята» (развитие выразительности движений, раскованности, групповой сплоченности).

Артикуляционная гимнастика «Оса».

Гимнастика для глаз «Стрекоза».

Релаксация под звуки природы.

Физкультминутка «Сороконожка».

Игра-перевоплощение «Если бы ты был бабочкой».

Зарядка для язычка

«Цветы и насекомые».

«Летняя прогулка».

Ситуации:

Что случилось бы, если…

1. «Исчезли совы?».

2. «Исчезли комары и мухи?»

Инсценировка басни «Стрекоза и муравей».

Итоговое мероприятие Викторина «Что мы знаем о насекомых».

Оформление родительского уголка:

Информация о проекте.

Рекомендации по теме проекта:

— Показать ребенку картинки с изображением насекомых.

— Рассказать об их внешнем виде, характерных особенностях, среде обитания.

— Задать вопросы ребенку: «Какие насекомые опасны для человека? Чем они питаются? Где живут?».

II этап — основной, практический.

Интеграция образовательных областей по теме «Насекомые».

Цель: Обогащение и закрепление у детей представлений о разнообразии насекомых, среде обитания, образе жизни.

Задачи:

Развивать у детей познавательный интерес.

Формирование представлений о приспособлении насекомых к среде обитания.

Формировать умение получать информацию из разных источников.

Углубление и систематизация знаний детей об экзотических насекомых.

Формировать изобразительные навыки (насекомое в движении, фон).

Воспитывать любознательность.

В течение всего проекта происходит интеграция образовательных областей.

Образовательная деятельность с детьми.

Образовательная деятельность с родителями.

Понедельник.

Беседа

«Что вы знаете о насекомых?».

Просмотр презентаций:

«Насекомые в природе».

«Насекомые – наши друзья».

НОД.

Окружающий мир

«Насекомые и цветы созданы друг для друга».

Художественно эстетическое развитие

Рисование «Волшебные бабочки».

Дидактические игры:

«Угости насекомое».

«Узнай, чьё крылышко».

Подвижные игры:

«Поймай бабочку» (развитие физических качеств).

Игра-перевоплощение «Если бы ты был бабочкой, пауком, кузнечиком».

Ситуация:

Что случилось бы, если… «Исчезли комары и мухи?».

Выставка книг в книжном уголке на тему

«Все о насекомых».

Просмотр мультфильма «Муха-Цокотуха».

Рассматривание альбома «Бабочки».

Центр художественного творчества. Задание «Дорисуй насекомое и раскрась».

Настольно-печатные игры:

Лото «Насекомые».

Привлечь родителей к совместному составлению творческих рассказов «Интересные факты о жизни насекомых».

Четверг

Беседа

«Из жизни муравьев».

Просмотр презентации «Муравьи».

Дидактические игры:

«Найди лишнего».

«Бабочка».

«Сложи картинку».

«Часть – целое».

НОД

Подготовка к обучению грамоте.

Окружающий мир «Муравьи – санитары леса».

Игровое упражнение «Загадки – движения».

Ситуативный разговор

«Живые опасности».

«Правила поведения при встрече с опасными насекомыми».

Пальчиковые игры:

«Сороконожка».

«Божья коровка».

Ситуация:

Что случилось бы, если… «Исчезли совы?».

Рассказывание и показ на фланелеграфе сказки «Сова».

Конструирование «Стрекоза».

Настольно-печатные игры:

«Парные картинки».

«Домино».

Центр художественного творчества

— Подготовить выставку, совместного творчества (рисунки, игрушки, фигурки насекомых из природного или бросового материала).

Пятница

Беседа

«Во что превратится гусеница?».

Презентация презентации «Все о бабочках».

НОД.

Чтение художественной литературы

«Синий махаон».

Конструирование «Бабочка».

Дидактические игры:

«Угадай и покажи».

Инсценировка басни «Стрекоза и муравей».

Словесные игры:

«Как передвигаются насекомые?».

«Чем питаются насекомые?».

Подвижные игры:

«Поймай комара» (развивать ловкость, прослеживающие функции глаз).

«Поймай бабочку» (развитие физических качеств).

Кроссворд «Насекомые».

Просмотр и обсуждение мультфильма «Приключения кузнечика Кузи».

Итоговое мероприятие Викторина – «Мир насекомых».

III этап — заключительный.

Цель: Обобщение знаний и представлений детей о насекомых, их среде обитания.

Продукты проекта:

Составление связных рассказов. «Интересные факты о жизни насекомых».

Выставка рисунков «Бабочки».

Итоговое мероприятие Викторина – «Все о насекомых».

Источник: maam.ru