Проект «Моя маленькая семья»

Елена Прокопенко
Проект «Моя маленькая семья»

Вид проекта: социально – познавательный.

Продолжительность проекта: 1 неделя (краткосрочный) .

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, родители воспитанников.

Возраст детей: средняя группа.

Актуальна:

Поскольку, дети зачастую не знают даже имен родителей. В данном возрасте, дети впитывают информацию как губки, поэтому, считаю средний дошкольный возраст наиболее благоприятным для знакомства с понятием «Семья», с простыми терминами семейно-родственных связей и с различными традициями семей воспитанников.

Образовательных областей:

познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество музыка.

Цель проекта: укрепить детско-родительские отношения; способствовать развитию связной речи детей

Задачи проекта:

Образовательная:

1. формировать у детей представления о семье;

2. формировать представления о родственных отношениях;

3. закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек;

Развивающая:

1. развивать у детей память, внимание;

2. Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни.

Воспитательная:

1. воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким;

2. воспитывать уважение к труду и занятиям членам семьи.

Проблема проекта:

Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей;

Недостаток знаний у дошкольников о своей семье.

Актуальность проблемы:

Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика по своей важности.

В семье должна проходить вся его жизнь. Ребенок, живя в семье, переживает всю гамму чувств и взаимоотношений в ней. Это ложится неизгладимой печатью на его душу. Даже в самой «плохой» семье вырабатывается нечто, незаменимое для ребенка.

Предполагаемый результат:

1. владеть понятием «семья»;

2. знать информацию о своей семье, профессии родителей;

3. иметь представления о родственных отношениях

4. знать свои права и обязанности;

Предполагаемые итоги реализации проекта.

1. Знание детьми информации о своей семье.

2. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.

3. Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.

4. Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи

5. Реализуются потребности детей в продуктивных видах деятельности.

Планируемые продукты проекта:

• Выставки художественного творчества:

Лепка «Цветы любимой мамочке»

Аппликация «Платочек для бабушки»

Рисование «Я и моя семья»

Распределение работы по этапам проекта:

1. Организационный

Создание условий для реализации проекта.

Подбор иллюстративного и аудио-видео материала по теме.

Введение родителей в проект.

2. Исследовательский

Знакомство с материалами проекта.

Поиск решения проблемы.

Организация работы через виды деятельности

Объём и содержание работы:

Чтение произведений «Гуси-лебеди» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Кукушка»

Пословицы и поговорки

Творческое, речевое развитие, беседа

«Моё имя, имена моих родных», «Права и обязанности в семье»

«Как я помогаю дома»

«Мой домашний любимец»

«Как проходят мои выходные»

Сюжетно-ролевые игры: Семья» «Дочки-матери», «Магазин»

Дидактические игры: «Ласковые слова», «Мамины помощники»

Художественное творчество

Лепка «Цветы любимой мамочке»

Аппликация «Платочек для бабушки»

Рисование «Я и моя семья»

Информационный материал для родителей

Консультации для родителей «Как провести с ребёнком выходной день».

Вовлечение родителей в совместную познавательную, творческую деятельность (совместный отдых родителей с детьми).

После проведенной работы дети узнали, что семья — это мама, папа, бабушки, дедушки, братья и сестры.

Семья дает нам опору, поддержку, тепло, навыки общения, первые уроки любви. Она помогает нам развивать характер, учит преодолевать трудности и т. д. И чем семья благополучнее, чем больше в ней уделяется внимания каждому члену семьи и малышу в том числе, тем увереннее ребенок будет чувствовать себя в жизни.

ПРОЕКТ

формирования представлений о труде

у детей 4 – 5 лет

по теме:

Подготовили и провели:

Воспитатели средней «Б» Группы «Вишенка»

Гречко Елена Владимировна и

Красильникова Ия Николаевна

Пгт. Палана

июнь 2018 год

Информационная карта проекта

Актуальность:

Дети всегда в своих играх, помыслах – «зеркало общества».

Дошкольное детство — это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в период младенчества ребенок, находясь в кругу семьи, получал необходимые условия для своего развития, то в раннем дошкольном возрасте расширяется круг его интересов. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разные виды деятельности взрослых людей. Он испытывает огромное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать.

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Полное название проекта: «Маленькие помощники».

Авторы проекта: Гречко Елена Владимировна и Красильникова Ия Николаевна – воспитатели средней «Б» группы.

Продолжительность проекта:

краткосрочный (3 недели: с 11.06.2018 г. по 29.06. 2018 г.).

Тип проекта по количеству участников: групповой.

Тип проекта по доминирующему виду проектной деятельности:познавательный.

Тип проекта по содержанию: информационно практико-ориентированный,познавательно — игровой.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Возраст детей: 4 – 5 лет.

Проблема: у детей наименьшим образом развит интерес к труду близких взрослых, это важно, так как на данном этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду.

Цель проекта: Дать понятие о труде в общем смысле слова: взрослых, сверстников через наблюдение, через трудовую деятельность, через беседы и игры.

Задачи проекта:

Для детей:

— Развить трудолюбие и желание помочь.

— Развить познавательные способности.

— Развить коммуникативные навыки.

— Научить детей узнавать и называть некоторые трудовые действия.

— Сформировать различные представления об орудиях труда.

Для педагога:

— Обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей.

— Приобщить детей к процессу познания.

— Привлечь детей к совместной с взрослым деятельности.

Для родителей:

— Активизировать желания искать пути приобщения своих детей к труду в

семье + оказанию помощи родным (вместе с детьми).

Форма проведения итогового мероприятия проекта:

— сбор фотографий «Маленькие помощники».

Продукты проекта:

Для детей:

Материализованные – рисунки, постройки, чистота в группе,

пересадка растений, чистое бельё кукол….

Нематериализованные – знания о труде взрослых и детей.

Для педагога:

Получение опыта работы с дошкольниками 4 – 5 лет в сфере трудового воспитания.

Для родителей:

Получение новых знаний о трудовом воспитании детей в семье и в детском саду.

Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей:

— Знания о труде в целом и взрослых и детей.

— Развитие трудолюбия и желания помочь.

Для педагога:

— Научить эмоционально откликаться на просьбу взрослого о помощи.

— Обогатить и активизировать словарь: веник, совок, швабра, тряпка, подметать, убирать, мыть, протирать и т. п.

Для родителей:

— Вызвать интерес и желание к совместной работе с педагогом и детьми.

Интеграция образовательных областей.

Речевое развитие.

Социально-коммуникативные развитие.

Художественно-эстетическое развитие.

Познавательно развитие.

1 ЭТАП ПРОЕКТА – подготовительный – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.

Сбор материала, необходимого для реализации проекта.

Разработка конспектов мероприятий по ознакомлению и привлечению детей к труду.

Изготовление пособий и подготовка необходимого материала для трудовой и продуктивной деятельности.

Организация предметно развивающей среды для самостоятельной деятельности детей в игровых центрах.

2 ЭТАП ПРОЕКТА – основной – ПРАКТИЧЕСКИЙ.

• работа с детьми:

• Беседа с детьми о труде младшего воспитателя, после беседы поставлена задача: узнать, почему в нашей группе так чисто? Ответ на этот вопрос дети получат в результате реализации проекта.

• Беседа «Не сиди, сложа руки – так не будет скуки».

• Совместная деятельность – экскурсия в прачечную «Труд взрослых – прачка» (посещение

кухни, прачечной, медицинского кабинета, склада рабочих).

• Наблюдения (за трудом взрослых).

• Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы («Колосок», «Федорино

горе», «Что такое хорошо и что такое плохо»).

• Организация дидактических и сюжетно – ролевых игр.

• Генеральная уборка группы «Моем, моем чисто-чисто…».

• Дежурство детей в столовой зоне группы (помощь няне).

• Привитие навыков самообслуживания (сложим сами салфетки для губ в вазочки).

• Подготовка горшков с землёй для пересадки комнатных растений.

• Пересадка комнатных цветов в горшки с землёй.

• Совместное с воспитателем мытьё игрового материала группы

и детских игрушек.

• Стирка кукольного белья.

• Уборка за собой игрушек после самостоятельных игр.

• Просмотр презентации «В мире профессий».

• Формирование эстетического чувства через аккуратное красивое складывание

и расстановку детской литературы на книжной полке.

• Продуктивная деятельность (аппликация, ручной труд).

• Ручной труд «Подарим няне красивое ведро и веник» (из бросового материала и бумаги).

• Ручной труд «Мисочка для наших поваров» (папье-маше).

• работа с родителями)

• Консультация «Трудовое воспитание ребёнка в семье»

• Рекомендации по воспитанию трудолюбия «Маленький помощник»

3 ЭТАП ПРОЕКТА – заключительный – ПОДВЕДЕНИЕ

ИТОГОВ.

Конспект проекта в методический кабинет.

• Выставка детских работ по продуктивной деятельности по теме проекта.

• Фотоотчёт.

Ожидаемые результаты:

Дети поняли, какие профессии есть в ДОУ, для чего они нужны.

Поняли, что надо трудиться, чтобы было чисто, красиво, эстетично…

Появилось уважение к труду взрослых.

Научились ориентироваться в помещении ДОУ.

Научились трудиться сообща, распределяя обязанности со сверстниками группы.

Окрепла дружба и сплочение детей друг с другом.

План реализации проекта:

• Беседа с детьми о труде младшего воспитателя, после беседы поставлена задача: узнать, почему в нашей группе так чисто? Ответ на этот вопрос дети получат в результате реализации проекта.

• Беседа «Не сиди, сложа руки – так не будет скуки». (см. Приложение 1)

• Совместная деятельность – экскурсия в прачечную «Труд взрослых – прачка» (посещение кухни, прачечной, медицинского кабинета, склада рабочих).

(см. Приложение 2)

• Наблюдения (за трудом взрослых).

• Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы и загадок о профессиях («Колосок», «Федорино горе», «Что такое хорошо и что такое плохо»).

(см. Приложение 3)

• Организация дидактических и сюжетно – ролевых игр.

• Генеральная уборка группы «Моем, моем чисто-чисто…».

• Дежурство детей в столовой зоне группы (помощь няне).

• Привитие навыков самообслуживания (сложим сами салфетки для губ в вазочки).

• Подготовка горшков с землёй для рассадки комнатных растений.

• Пересадка комнатных цветов в горшки с землёй.

• Совместное с воспитателем мытьё игрового материала группы и детских игрушек.

• Стирка кукольного белья.

• Уборка за собой игрушек после самостоятельных игр.

• Просмотр презентации «В мире профессий».

• Формирование эстетического чувства через аккуратное красивое складывание и расстановку детской литературы на книжной полке.

• Продуктивная деятельность (аппликация, ручной труд).

• Ручной труд «Подарим няне красивое ведро и веник»

(из бросового материала и бумаги).

• Ручной труд «Тарелочка для наших поваров»(папье-маше).

В заключении хочется отметить, что данная деятельность нами была проведена впервые и считаем, что цели и задачи были нами успешно решены, дети приняли активное участие в реализации проекта.

Результат достигнут!

Паспорт информационного проекта по теме:«Маленькие помощники»

для детей средней группы ДОУ

Тип проекта

• По доминирующей в проекте деятельности:информационный.

• По содержанию: информационно практико-ориентированный,

• познавательно — игровой.

• По числу участников проекта: групповой (15-20 человек).

• По времени проведения: краткосрочный (3 недели).

• По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.

• По профилю знаний: многопредметный.

• По характеру участия ребенка в проекте:участник от зарождения

идеи до получения результата.

Состав проектной группы:

Руководители проекта – воспитатели Гречко Е. В. и Красильникова И. Н.

Дети и родители средней группы.

Цель проекта:

Привлечь детей к выполнению трудовых поручений.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с предметами необходимыми для трудовой деятельности.

2. Расширять знания детей о профессиях родителей и работающих в ДОУ взрослых.

3. Вызвать интерес к результатам трудовых действий.

4. Вызывать желание детей участвовать в выполнении трудовых поручений.

5. Формировать представления об уходе за комнатными растениями: пересадка, полив, уход.

6. Предоставление возможности каждому ребенку поучаствовать в уходе за растениями.

7. Расширять и закреплять знания детей о содержании в порядке и чистоте группы, игрушек,

книг и т. п.

8. Расширять и закреплять знания детей о помощи взрослым группы и родителям в семье.

Актуальность проблемы:

Приобретение детьми знаний о труде в общем смысле слова: взрослых, сверстников через наблюдение, через трудовую деятельность и художественную литературу, через беседы и игры. Умение включаться в коллективный труд со сверстниками группы.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный – организационный.

Основной – практический.

Заключительный – подведение итогов.

Значение проекта для всех его участников:

• Дети: получают и закрепляют на практике правила трудовой деятельности, помощи взрослым и безопасности.

• Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

• Родители: расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

• Воспитатели: организуют образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.

• Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.

• Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.

Обеспечение проектной деятельности:

Методическое:

Художественная литература.

Материал для продуктивной деятельности

Предполагаемый результат проекта

Дети охотно выполняют трудовые поручения.

Реализация проекта по этапам:

• Подготовительный этап

• Определение темы проекта.

• Формулировка цели и определение задач.

• Подбор материалов по теме проекта.

• Составление плана основного этапа проекта.

• Основной этап

• Распределение образовательной деятельности по дням и по времени.

• Заключительный этап

• Конспект проекта в методический кабинет.

• Выставка детских работ по продуктивной деятельности по теме проекта.

• Фотоотчёт.

Ожидаемые результаты:

• Дети поняли, какие профессии есть в ДОУ, для чего они нужны.

• Поняли, что надо трудиться, чтобы было чисто, красиво, эстетично…

• Появилось уважение к труду взрослых.

• Научились ориентироваться в помещении ДОУ.

• Научились трудиться сообща, распределяя обязанности со сверстниками группы.

• Окрепла дружба и сплочение детей друг с другом.

Список используемой литературы

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 352 с.

2. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим / Н. В. Алешина. -М. : «Педагогическое Общество России», 2000.

3. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой. — М. : Просвещение,1974.

4. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников /Н. Н. Захаров. — М. : Просвещение, 1988.

5. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.

6. Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/ В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание. — 1978.- № 10.

7. Мир детства. Дошкольник. / Под ред. А. Г. Хрипковой. – М. : Педагогика, 1987.

8. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4 – 7 лет/Т. В. Потапова. — М. : ТЦ Сфера, 2008.

9. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н. С. Пряжников. — Воронеж, 1996.

10. Федоренко В. Формирование представлений о профессиях. / В. Федоренко // Дошкольное воспитание. — 1978.-№10.

11. Пособие «Трудовое воспитание в детском саду» / Л. В. Куцакова- Мозаика-Синтез Москва. 2014.

12. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми — 2-7 лет. / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.

13. Беседы с дошкольниками о профессиях. / Т. В. Потапова – М: Сфера,2005. (Серия «Вместе с дошкольниками»).

14. Куцакова «Нравственно-трудовое воспитание

в детском саду», Методические рекомендации

к программе воспитания и обучения в детском

саду /под ред. Васильевой М. А., Гербовой

В. В., Комаровой Т. С., М., Мозаика-синтез, 2007

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Беседа с детьми по теме:

«Не сиди, сложа руки – так не будет скуки»

Трудолюбие К. Ушинский назвал самым большим богатством, которое родители могут оставить детям в наследство.

На пятом году жизни в игре закладываются основы общественно полезной деятельности, совершенствуются навыки самообслуживания. Постепенно дошкольники начинают относиться к труду как к серьезной деятельности, одобряемой и поощряемой родителями и воспитателями. Такое отношение к труду следует всячески поддерживать.

В ходе бесед воспитатель рассказывает детям о важности труда в жизни человека, о его полезности и значимости; знакомит дошкольников с различными профессиями; на конкретных примерах показывает, что труд, даже самый простой, требует определенных усилий.

Не сиди сложа руки – так не будет и скуки (4–5 лет)

В ходе беседы воспитатель рассказывает детям о полезности и значимости труда.

– Бывает ли вам скучно? – интересуется у детей воспитатель. – А как вы избавляетесь от скуки?

– Послушайте, что делала Света, когда ей было скучно (С. Баруздин «Когда не бывает скучно»).

.

Поиграли ребята и стали собираться гулять. Светлана осталась в группе.

– Ты сегодня кашляешь, тебе лучше посидеть в комнате, – сказала Зинаида Федоровна. – Поиграй, а мы скоро вернемся.

Светлана постояла посреди комнаты, посидела на стуле, походила из угла в угол, и так скучно ей стало! На улицу хочется!

– Вовсе я не кашляю! Почему меня гулять не взяли?

Пришла няня Нина Марковна, стала прибирать в комнате. Нужно стулья по порядку расставить, пол подмести, стекла протереть.

Много дел у Нины Марковны! Никак одной не управиться.

– Я помогу! – говорит Светлана. – Давайте вместе убирать.

И они стали работать вместе. Светлана расставляет стулья, а Нина Марковна подметает пол. Света складывает книги, а Нина Марковна оправляет постели в спальне…

– Скорее, – говорит Светлана, – а то не успеем!

– Скорее! – говорит Нина Марковна. – Нужно все до прихода ребят убрать. Тикают часы на стене, бегут стрелки: пять, десять, пятнадцать минут… Время летит быстро, а работа идет еще быстрее. Только Нина Марковна со Светой кончили уборку, как на улице пошел дождь и все ребята прибежали домой. Вошли к себе в группу, посмотрели… Чисто в комнате, уютно, хорошо!

– Ну как, тебе не скучно было? – спрашивает Свету Зинаида Федоровна.

– Нет, – отвечает Светлана, – мы с Ниной Марковной работали!

– Какое настроение было у Светы, когда все ушли гулять? (Ей было скучно, хотелось на улицу к ребятам.)

– Как Света нашла себе интересное занятие?

– Кому Света помогала? Что она делала?

– Что увидели ребята, когда вошли в группу?

– Что сказала девочка в ответ на вопрос воспитательницы: «Ну как, тебе не скучно было?»

– Кто из вас любит работать?

– Как мы называем человека, который любит работать, приносить пользу окружающим? (Трудолюбивый, работящий.)

– Расскажите о том, что вы умеете делать.

– Объясните пословицу «Не сиди сложа руки – так не будет и скуки».

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Совместная деятельность – экскурсия в средней группе:

«Труд взрослых – прачка».

Задачи:

• продолжать знакомить детей с работой сотрудников детского сада;

• показать детям, что сотрудники детского сада заботятся о детях;

• формировать у детей представление о содержании и структуре труда прачки, о характере стирального трудового процесса (цель, материал, бытовая техника, результат);

• рассказать об опасности бытовых электрических приборов и бережном с ними обращении;

• воспитывать уважительное отношение к труду прачки, облегчить их труд (труд в прачечной очень тяжёл, и если дети будут хорошо мыть руки, сотрудникам легче будет стирать полотенца).

Ход мероприятия:

I. Беседа «Кто стирает нам бельё?»

Воспитатель: Ребята, послушайте, я прочитаю вам отрывок из знакомого вам стихотворения, попробуйте вспомнить его:

Одеяло убежало,

Улетела простыня,

И подушка, как лягушка,

Ускакало от меня…

— Как называется это произведение? («Мойдодыр».)

— Да это произведение К. И. Чуковского «Мойдодыр».

— Кто помнит, почему вещи убежали от мальчика? (Он был грязнуля.)

— У нас группе грязнуль нет, но всё-таки иногда некоторые ребята могут испачкать полотенце, если не очень хорошо помоют руки.

— Кто заботится о том, чтобы у детей были чистые полотенца? (ответы детей.)

— У каждого из вас есть не только полотенце, но и постельное бельё: простыня, пододеяльник, наволочка. Вам их тоже часто меняют – стелят чистые. К то же это так заботится о вас? (прачка)

— Что делает прачка в детском саду?

— Кому и для чего нужно чистое бельё?

II. Игра имитация: «Стираем бельё».

Дети имитируют все компоненты стирки белья (по сигналу воспитателя): наливаем воду в таз, стираем, выжимаем, стряхиваем и развешиваем, гладим.

III. Экскурсия в прачечную.

Воспитатель: Сегодня мы пойдём с вами в прачечную нашего детского сада, где стирают бельё для всех детей детского сада, и посмотрим, как работникам прачечной удаётся постирать так много белья.

— Куда мы с вами сейчас пойдём? (в прачечную)

— Как зовут работников прачечной? А как называется профессия?

— Не забудьте поздороваться, когда придёте в прачечную.

В прачечной.

— Куда мы с вами пришли, ребята? Кто здесь работает? Давайте познакомимся с работниками прачечной. Это …. А сейчас …. расскажет вам, как им удаётся постирать так много белья. Посмотрите, сколько тут белья. (Показывает приготовленное к стирке бельё.)

Рассказ работника прачечной о своей работе с показом действий.

IV. Составление рассказа.

Детям предлагается схема трудового процесса стирки белья: дети рассказывают последовательность и выкладывают картинки.

V. Минутка безопасности: правила общения с бытовыми электроприборами.

Игра «Можно или нельзя».

Дети становятся в круг. Воспитатель называет

какое-нибудь действие. Кому из детей он бросит мяч,

тот отвечает, можно или нельзя:

— детям включать утюг;

— играть рычагом управления стиральной машины;

— самостоятельно гладить бельё на гладильной доске;

— детям стирать бельё в стиральной машине?

….

Источник: maam.ru