Проект «Культура русского народа. Вербное воскресенье» в подготовительной к школе группе

Амина Керимова
Проект «Культура русского народа. Вербное воскресенье» в подготовительной к школе группе

Паспорт проекта.

Тема проекта:

«Культура русского народа: «Вербное воскресенье»;

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели4.

Место реализации проекта: МБДОУ детский сад № 247.

Тип проекта:

по ведущему методу — познавательно-творческий;

по содержанию — общество и его культурные ценности;

по характеру контактов — внутри одной возрастной группы;

по количеству участников – в группе;

по продолжительности — средней продолжительности;

по характеру участия ребенка в проекте — как субъект созидания проекта от зарождения до получения результата.

Сроки выполнения проекта: март 2020 года;

Цель проекта: Формирование духовно-нравственных качеств посредством приобщения детей к православным традициям (праздник Вербное воскресенье, через организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности

Задачи проекта.

• Познакомить детей с христианским, православным праздником Вербное воскресенье, с его историей возникновения, обычаями празднования;

• Пробудить у детей интерес к истории и культуре своей Родины.

Развивающие задачи:

• Развивать нравственные и эстетические чувства ребенка, через беседы, чтение художественной литературы и продуктивную деятельность, оказать помощь в становлении творческой личности ребенка;

• Содействовать развитию речи: обогащению словаря, повышению выразительности, навыкам речевого общения в совместной деятельности;

• Развивать интерес к культуре предков, к обычаям и обрядам связанных с праздниками развитие творческих способностей детей; расширение знаний о фольклоре;

• Воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа, к народному творчеству.

Актуальность проекта. Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Сейчас, нам педагогам, необходимо познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций. Наши дети должны знать историю и смысл православных праздников, понимать и активно участвовать в праздновании наших традиционных праздниках, уметь отмечать их так, как того требуют обычаи.

Знакомя ребёнка с природой Родного края, мы даём толчок к расширению его горизонта, познанию и направляем детей в мир общечеловеческих ценностей. Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность детей. Решается проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного. Особенность существующего проекта в том, что он содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами православной культуры. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Рождение проблемы: Перед праздником Вербное воскресенье в музыкальном зале были поставлены в воду веточки вербы. У детей стали возникать вопросы: Верба, что это за дерево? Почему именно верба стала символом светлого праздника — Вербного воскресения? Складывают ли поэты стихи о Вербе? Есть ли песни о Вербе?

Проблема: Верба-вербочка, что за веточка?

Виды деятельности: художественно-творческая; музыкальная, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность, игровая, коммуникативная.

Методы и приемы:

— словесные (объяснение, художественное слово, чтение стихов, потешек, заучивание поговорок, загадывание загадок и др.);

— игровые (сюжетно-ролевые игры, праздники и развлечения, русская народная игра);

— наглядные (показ слайдов, рассматривание иллюстраций, показ презентаций, иллюстраций, картин, портретов и др.);

— практический (изготовление веточек вербы).

Обеспечение проекта:

— методическая литература;

— детская литература (сказки, приметы, загадки, рассказы);

— информационный материал по теме;

— фотографии, иллюстрации;

— музыкальное сопровождение (обряды, русские песни, хороводы, игры) ;

— художественные средства для продуктивной деятельности.

Предполагаемый результат.

• Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.

• Формирование чувств национального достоинства.

• Повышение уровня знаний о православном событии, его значение в жизни православного человека, проживание семьёй по традициям русского народа.

• Расширение кругозора детей.

• Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.

• Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

• Взаимодействие с семьями в целях осуществления духовно-нравственного развития личности ребёнка.

Продукт проектной деятельности.

Семейная гостиная «Творческая выставка «Уж верба вся душистая».

Этапы проектной деятельности.

1 этап (организационный)

Сбор информации по теме «Культура русского народа: «Вербное воскресенье»;

Подобрать материал для продуктивной деятельности; составить план мероприятий работы над проектом;

Подбор детской литературы, методических пособий с целью уточнения представлений детей о христианских праздниках;

Уточняется содержание и формы взаимодействия с воспитателями;

Разрабатываются материалы для привлечения родителей в проект (консультации, папка-передвижка — рекомендации)

Разработка сценариев праздника, мастер-класса, НОД по художественно – эстетическому развитию и другое;

Составление игротеки русских народных, хороводных игр;

Обсуждение с родителями вопросов, связанных с проведением проекта.

2 этап (реализация)

Выделяются организационно-педагогические и культурно-досуговые формы, которые становятся условием реализации проекта и определяется содержание работы в каждой из форм;

Беседа о празднике Вербное воскресенье;

ООД «Чудесное Вербное воскресенье»;

Досуг «Вот веселье на Вербное воскресенье»;

Разучивание фольклорных песен и хороводов о весне, цветах;

Заучивание и чтение стихов о празднике, о вербе;

Проводится МК для детей «Ветка вербы – своими руками»;

Праздник «Вербный базар»;

Творческая мастерская: составление композиции и оформления «Вербный букет»; подарки-открытки «Поздравление с Вербным воскресеньем»;

Проводятся консультация «Традиции и их значение для семьи»; «Традиции Вербного воскресенья»; «Как провести выходные вместе с ребёнком во время праздников Вербное воскресенье»;

Оформляются продукты, полученные в ходе реализации проекта.

3 этап (презентация)

«Семейная гостиная. Творческая выставка «Уж вербочка пушистая», где все участники (воспитатели, дети и их родители) проекта презентуют свои результаты.

4 этап (рефлексия)

Оформляются и систематизируются материалы проекта;

Проводится самоанализ каждого из участников проекта «Что изменилось для меня в ходе реализации проекта»;

Намечаются пути продолжения проекта (продолжать знакомит детей с русской культурой, традициями и праздниками).

Источник: maam.ru