Проект «Космическое путешествие»

30.06.2020

Матвеева Ольга
Проект «Космическое путешествие»

Проект «Космическое путешествие»

Тип проекта: творческий, информационный, игровой.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети, логопед, воспитатель, родители.

Цель проекта: Развитие связной монологической и диалогической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи через активизацию их творческого потенциала, формирование активной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной личности в процессе исследовательской деятельности на примере изучения темы «Космос».

Задачи:

1. Уточнять, расширять и систематизировать знания детей о космосе и космонавтике.

2. Расширять и активизировать словарь детей: антонимами, синонимами, многозначными словами по теме.

3. Развивать связную монологическую и диалогическую речь старших дошкольников с ОНР.

4. Совершенствовать детей в правильном использовании грамматических форм русского языка для точного выражения своих мыслей.

5. Развивать и совершенствовать творческие способности, психические процессы, общую и мелкую моторику.

6. Продолжать формировать у детей интерес к чтению художественной, познавательной, справочной литературы.

7. Продолжать учить сотрудничать и взаимодействовать в группе.

8. Воспитывать патриотизм и чувство гордости за советских, донбасских и российских космонавтов, за нашу родину.

Актуальность проекта

Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов.

Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в от же время далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизвестному? С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.

Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, оторванными от современной жизни. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за советских, донбасских и российских космонавтов, нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т. д.).

Основная часть

Этапы реализации проекта «Неизведанный космос»:

Первый этап: Подготовительный, выявляющий первоначальные знаний детей, разработка системы занятий, подбор разнообразных материалов, оформление логопедического кабинета по теме проекта.

Второй этап: реализация содержания проекта.

Третий этап: подведение итогов, анализ результатов.

Первый этап – подготовительный

1. Раскрытие начальных знаний детей о космосе.

2. Подготовка презентаций о космосе, солнечной системе, космонавтах.

3. Подготовка космической музыки.

4. Подбор фото — коллекции на тему «Космос».

5. Подбор рассказов, стихов, загадок о космосе, ракете, звёздах.

6. Подбор материалов для реализации продуктивной деятельности.

7. Изготовление макета Солнечной системы.

Второй этап – основной

Беседы с использованием презентаций.

1. «Неизвестная Вселенная»

Цель: сформировать у детей понятие «космос», «Вселенная», ввести понятия «звезды», «галактика», объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.

2. «Планеты Солнечной системы»»

Цель: объяснить, что представляет собой Солнечная система, ввести понятия: спутники, кометы, планеты, метеор, орбита.

3. «Сколько звезд на небе?».

Цель: дать детям представление о звёздах и созвездиях.

4. «Космические корабли»

Цель: рассказать о первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу, какие космические корабли, спутники летали в космос.

Образовательная деятельность:

Занятие 1

Тема: «Космос».

1. Коррекционно-образовательные задачи: уточнять, активизировать словарь по теме «Космос». Упражнять детей в образовании существительных Р. п. мн. ч., в согласовании сущ. с числительными.

2. Коррекционно-развивающие задачи: развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику рук.

3. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Оборудование: картинка с изображением ракеты, счетные палочки для выкладывания ракеты, карточки для игр, мяч («метеорит») .

Занятие 2

Тема: «Космодром»

Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов. Расширение представлений о значении труда взрослых. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Космос» (космос, космонавт, корабль, ракета, станция, иллюминатор, спутник, полет, планета, звезда, орбита; первый, космический, орбитальный; осваивать, летать, запускать). Совершенствование навыка чтения.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие навыков речевого общения, связной речи, зрительного восприятия и внимания, мышления, творческого воображения, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Оборудование. Магнитная доска, предметные картинки по теме «Космос», картинка В. М. Каратая «Строительство космической станции» (Все работы хороши. Детям о профессиях, тетради по числу детей, контейнер с карандашами, плоскостные изображения звезд с написанными на них словами и ракет, маленькие предметные картинки со звуком [р] в названиях, мяч.

Занятие 3

Тема: «Тайна красной планеты»

Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Космос». Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными мужского и женского рода, употребление простых предлогов). Совершенствование навыков звукового и слогового анализа. Профилактика нарушений письменной речи.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, мышления, зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества.

Оборудование. Магнитная доска, карточки для организационного момента, тетради «Занимаемся вместе» по числу детей, фишки, колокольчик, мяч, алгоритм для составления рассказа о профессии, картинка с изображением космонавта, картинка с изображением космического корабля на орбите Земли, плоскостные изображения звезд.

Занятие 4.

Тема: «Путешествие к далеким планетам»

Цель: Составление творческих рассказов о неизученных планетах и их жителях с опорой на картинный план.

Задачи:

— уточнить и активизировать словарь детей по теме «Освоение космоса человеком»; словарь антонимов;

— учить детей составлять рассказы о неизученных планетах и их жителях по опорному картинному плану;

— упражнять детей в подборе слов-определений к каждой планете;

— развивать внимание, память детей;

— развивать произвольное внимание, логическое мышление и фантазию детей.

Оборудование: картинки с изображениями планет Солнечной системы, звездного неба, видов из космоса, портрет Ю. А. Гагарина, три конверта с лежащими в них изображениями неизведанных планет, опорный картинный план ; «космическая музыка» (на выбор логопеда, магнитофон, мяч, магнитно-маркерная доска.

Физкультминутки:

«Ждут нас быстрые ракеты»,

«Космическая эстафета»

«Ракетодром»

«Невесомость»

«Солнце – чемпион»

Сюжетно-ролевые игры:

«Космическое путешествие».

Цель: способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.

Развитие фонематического слуха «Галактическое собрание»

Выстраиваем цепочку слогов. Работаем по тому же алгоритму. Цепочка может быть, например, такой:

ПА–НА–РА; ПА–НА–РА–КА;

ПА–НА–РА–КА–ДА.

В этой работе очень важны фантазия и чувство юмора самого ведущего. Так, ребятам можно сказать, что это язык марсиан. Можно даже в них поиграть, давая возможность ребенку на более поздних этапах развивающей работы самому придумать новый язык (цепочку слогов или звуков) – упражнение.

Дидактические игры:

— «Восстанови порядок в солнечной системе»

— «Найди лишнее»

— «Подбери созвездие».

— «Найди недостающую ракету»

— «Добавь словечко»

-«Куда летят ракеты»

Чтение художественной литературы:

Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность.

— Я. К. Голованов «Дорога на космодром»,

— В. Кащенко «Созвездие драконов»,

— П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,

— О. А. Скоролупова «Покорение космоса»,

— Н. Носов «Незнайка на луне»

— стихотворения о космосе.

— загадки о космосе.

Третий этап – заключительный:

Развлечение «Как? Зачем? Почему?»

Задачи:

1. Познавательное развитие: познакомить детей с днем космонавтики и первопроходцами, покорившими воздушное пространство; закрепить у детей понятия «космос»; расширить знания детей о строении Солнечной системы; формировать коммуникативные навыки через работу в группах. Воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса, чувство патриотизма, гордости за страну, первой преодолевшей силу земного притяжения; доставить детям радость, поднять настроение.

2. Речевое развитие: содействовать активизации речевой и познавательной деятельности; развивать у детей навыки выразительного чтения, артистические умения.

3. Физическое развитие: способствовать развитию двигательных возможностей детей;

Презентация проекта

Вывод:

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.

Мониторинг знаний детей по теме «Этот загадочный космос» проводился в начале проекта и после его завершения. Вопросы детям задавались индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время, после небольшой предварительной беседы. Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:

• Какие планеты есть в нашей Солнечной системе?

• Кто летает в Космос?

• Кто первый полетел в космос?

• Как звали первого космонавта?

• На чем летают в космос?

• Зачем люди летают в Космос?

• Какие звезды, созвездия вы знаете?

Результаты диагностики показали, что на начальном этапе работы средний уровень показали 5 детей (35,7%, совсем низкий уровень – у 9 детей (64,3%). Знания детей о космосе были поверхностными и отрывочными, полученные, в основном, из мультфильмов, дети называли 1-2 планеты, не знали имени первого космонавта, слабо представляли, чем люди занимаются в космосе. Заключительная диагностика показала, что знания детей о космическом пространстве и об освоении космоса людьми у детей систематизировались, обогатился активный словарь за счет введения новых слов на познавательных занятиях и употребления их в других видах деятельности: в играх, обсуждении иллюстраций, продуктивной деятельности и т. д. Дети узнали, насколько проблема освоения космоса значима для страны и почувствовали себя причастными к ней. Результаты итоговой диагностики: высокий уровень показали 3 ребенка (21,4%), средний уровень — 10 детей (71,4%, низкий уровень: 1 ребенок (7,2%).

Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы — детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.

Источник: maam.ru