Проект «Художественные промыслы земли Нижегородской»

Марина Кириллова
Проект «Художественные промыслы земли Нижегородской»

Автор:Кириллова Марина Владимировна, воспитатель МБДОУ детского сада № 15 г. Павлово

Актуальность: Дошкольный возраст – важнейший период становления личности человека, формируются первые представления детей об окружающем мире, идет установление первых отношений с людьми, формируется представления о государстве, гражданами которого являют-ся их родители и в будущем они станут сами.

Чтобы логичнее выстроилась картина мира у дошкольников после проекта «Край трудовой доблести» стоит пояснить, что одной из отраслей промышленности стали художественные про-мыслы Нижегородского края, в результате чего край считается центром народного декоратив-ного искусства. Роль искусства и народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю. Учитывая исторически-сложившееся многообразие народных промыслов края, знакомство с ними превращается в интересный творческий процесс. Таким образом, тема проекта является актуальной.

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий

Вид проекта: краткосрочный, групповой

Сроки проведения проекта: 3 неделя марта

Участники проекта: педагоги, дети 7-го года жизни, родители (законные представители)

Цель проекта: приобщение детей к культуре, посредством ознакомления с художественными промыслами, традициями, умельцами Нижегородского края

Задачи проекта: Ознакомление дошкольников с народным художественным декоративным искусством Нижегородского края, историей развития, связью с местом расположения (природа, полезные ископаемые, особенностями, народностью, продукцией и ее применении в масшта-бах страны. Дать представления о музее художественных промыслов Нижегородского края.

Расширение представлений о профессиях и их значении, о заведениях, где получают эти про-фессии, значении труда родных людей в масштабе страны.

Развитие связной речи и поисково-исследовательского поведения у дошкольников, творческих способностей.

Воспитание коммуникабельных способностей, умения самостоятельно объединяться для какой-либо цели.

Повышение педагогической культуры родителей, установление сотрудничества и партнерских отношений с целью вовлечения в единое образовательное пространство.

Ресурсное обеспечение проекта: Нормативно – правовое:Устав ДОУ, программа развития ДОУ; согласование проекта с администрацией детского сада

Материально – техническое: аудиоаппаратура, интерактивное оборудование, компьютер, ска-нер, принтер, ксерокс, фотокамера, канцтовары, расходные материалы, выставочные стеллажи

Информационное: представление информации по реализации проекта на групповом стенде, сайте воспитателя и учреждения, на образовательных порталах сети Интернет

Учебно-методическое: подбор методической, познавательной литературы, периодических изда-ний, интерактивных материалов

Кадровое: совершенствование работы через повышение теоретического и практического уров-ня по проблеме, организация взаимодействия с социальными партнерами

Ожидаемые результаты: Дошкольники имеют представления о народном художественном декоративном искусстве Нижегородского края, историей развития, связью с местом расположе-ния (природа, полезные ископаемые, особенностями, народностью, продукцией и ее примене-нии в масштабах страны, о музее художественных промыслов Нижегородского края, о профес-сиях и их значении, о заведениях, где получают эти профессии, значении труда родных людей в масштабе страны.

Проявляют уважительное отношение к декоративному искусству, людям труда, прославившим родной край.

Проявляют самостоятельность, творческие способности, коммуникативные навыки при взаимодействии со сверстниками в проектной деятельности.

Родители демонстрируют повышение педагогической культуры в данном направлении, установлено сотрудничество и партнерские отношения с семьями воспитанников и другими учреждениями.

Усиление ресурсного обеспечения группы.

Итоговые мероприятия: Мини-музей «Художественные промыслы земли Нижегородской»

Предварительная работа: Анализ уровня сформированности гражданственности и патриотиз-ма дошкольников (ознакомление с родным краем)

Проведение анкетирования и интервьюирования родителей (законных представителей) с целью выявления уровня теоретических знаний и практического опыта по теме проекта

Выявление проблем, определение задач по теме проекта, изучение и подбор методической ли-тературы; обогащение развивающей предметно-пространственной среды; разработка перспек-тивного планирования

Этапы реализации проекта: 1 этап:

Цель: Обеспечение условий для успешной реализации проекта.

Задачи:

Обозначение проблемы, постановка цели проекта, определение задач, ожидаемых результатов

Составление плана работы

Деятельность воспитателя Деятельность детей Срок

Формулировка проблемы, введение в игровую ситуацию: видеописьмо от вы-пускников детей детского сада с вопро-сом, знают ли воспитанники, что худо-жественные промыслы считаются ча-стью промышленности Нижегородского края?.

Постановка задач и предложение видов продуктов проекта. Принятие участия в информационной беседе. Принятие проблемы, включение в игровую ситуацию.

Принятие задач и продуктов проекта – подготовка мини-музея «Художествен-ные промыслы земли Нижегородской» 1 день

2 этап:

Цель: Выполнение задач проекта

Задачи:

Планирование деятельности всех участников образовательных отношений

Решение задач через организацию разнообразных видов детской деятельности

Деятельность воспитателя Деятельность детей Срок

Составление плана деятельности по изу-чению художественных промыслов, предприятий Нижегородского края, про-фессий, учебных заведений, людях тру-да, значении труда близких людей вос-питанников в масштабе страны.

Распределение детей по творческим под-группам, помощь при распределении зон ответственности при организации деятельности.

Взаимодействие с семьями воспитанни-ков:

Проведение мониторинговых

исследований: беседа: «Нижегородский край-центр народного декоративного искусства»

Создание условий: Помощь в изготовле-нии атрибутов, костюмов к играм

Просветительская деятельность, направ-ленная на повышение педагогической культуры, расширение информационно-го поля родителей: папка-передвижка «Рекомендуем прочитать с ребенком о Нижегородской ярмарке», буклет «Зна-комим ребенка с художественными про-мыслами земли Нижегородской», ма-стер-класс «Творим вместе»

Выявление возможностей привлечения семьи к организации экскурсий, встреч с интересными людьми и т. д.

Составление плана взаимодействия со специалистами

Привлечение семьи к взаимодействию с социальным окружением Участие в составлении плана

Объединение по творческим подгруп-пам, выбор капитанов групп, распреде-ление обязанностей при подготовке продуктов детской деятельности

3 дня

3 этап

Цель: Организация проектной деятельности в соответствии с поставленными задачами

Задачи:

Ознакомление дошкольников с народным художественным декоративным искусством Нижего-родского края, историей развития, связью с местом расположения (природа, полезные ископае-мые, особенностями, народностью, продукцией и ее применении в масштабах страны. Дать представления о музее художественных промыслов Нижегородского края.

Расширение представлений о профессиях и их значении, о заведениях, где получают эти про-фессии, значении труда родных людей в масштабе страны.

Развитие связной речи и поисково-исследовательского поведения у дошкольников, творческих способностей.

Воспитание коммуникабельных способностей, умения самостоятельно объединяться для какой-либо цели.

Установление сотрудничества и партнерских отношений с целью вовлечения в единое образо-вательное пространство.

Усиление ресурсного обеспечения группы.

Деятельность воспитателя Деятельность детей Срок

Беседы: «Художественные промыслы земли Нижегородской», «Нижегородская ярмарка-карман России», «Преемствен-ность поколений», «Музей художествен-ных промыслов Нижегородского края».

Труд: поручения, совместное изготовле-ние изделий

Сюжетные игры: Создание игровой си-туации для организации игры «Музей изделий художественных промыслов Нижегородского края»».

Интерактивные игры:«Выбери ремесло, ставшее промыслом», «Где что делают?», «Кому что нужно»

Настольные игры: «Художественные промыслы»,«Кому что нужно», «Можно-нельзя»

Режиссерская игра, игра-фантазия: со-здание игровой, проблемной ситуации для организации игры «Музей декора-тивного искусства будущего»

Решение проблемных ситуаций «Кто может научить азам какого-либо про-мысла?»

Экскурсии в музей художественных промыслов, музей г. Семенова, Павлов-ский музей

Коллекционирование и рассматривание: изделия художественных промыслов Нижегородского края, фотографии и от-крытки, значки, марки;

Электронные ресурсы: подготовка СD диски

1. Художественная обработка дерева «Зо-лотая хохлома», видео «Городецкая рос-пись», «Семеновская роспись», «Полхов-Майданская роспись»;

2. Художественная обработка металла «Первые в России-ПЗХМИ им. Кирова», «Казаковская филигрань», «Художе-ственная роспись ООО Труд», «Суве-нир»

3. Художественные изделия из ткани «Гипюр», «Тканые узоры», «Лысковские узоры»

4. Изделия из кожи, кости и камня

Рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций и фотографий с изделиями художественных промыслов Нижего-родского края, характерных узоров и ор-наментов художественной росписи, по картинам Т. Гусевой «Нижегородская ярмарка»

Чтение:Стихи В. Приходько, В. Моисеева, С. Михалкова, Т. Лисенковой о матрешках, П. Синявского, Л. Ларкиной, Б. Дубровского о хохломской росписи, «Городецкая роспись» Л. Куликова, «Аленький цветочек» С. Аксаков

Образовательный процесс детского сада, направленный на установление сотруд-ничества и партнерских отношений с целью вовлечения родителей в единое образовательное пространство:

Участие в создании мини-музея «Худо-жественные промыслы земли Нижего-родской»;

Подготовка презентаций о городах-центрах художественных промыслов Нижегородского края, изделиях, умель-цах

Индивидуальные поручения: альбомы «Приобщение к ценностям физической культуры в условиях родного края», «Приобщение к ценностям здорового образа жизни в условиях родного края», помощь в организации экскурсий и со-провождение

Участие в конкурсе творческих работ Беседы: «Художественные промыслы земли Нижегородской», «Нижегород-ская ярмарка-карман России», «Преем-ственность поколений», «Музей худо-жественных промыслов Нижегородско-го края».

Труд: поручения, дежурства, помощь взрослым, совместное изготовление из-делий

Сюжетные игры: «Музей изделий худо-жественных промыслов Нижегородско-го края»». (Репортажи из за-лов:«Художественная обработка дере-ва», Художественная обработка метал-ла», «Художественные изделия из тка-ней», «Изделия из кожи, кости, камня»)

Интерактивные игры:«Выбери ремесло, ставшее промыслом», «Где что дела-ют?», «Кому что нужно»

Настольные игры: «Художественные промыслы»,«Кому что нужно», «Мож-но-нельзя»

Режиссерская игра, игра-фантазия: «Му-зей декоративного искусства будущего»

Решение проблемных ситуаций «Кто может научить азам какого-либо про-мысла?»

Экскурсии в музей художественных промыслов, музей г. Семенова, Павлов-ский музей

Составление картографа «Какими ви-дами художественных промыслов сла-вен Нижегородский край

Коллекционирование и рассматривание: изделия художественных промыслов Нижегородского края, фотографии и открытки, значки, марки;

Моделирование: «Художественные промыслы»

Электронные ресурсы: просмотр СD диски

1. Художественная обработка дерева «Золотая хохлома», видео «Городецкая роспись», «Семеновская роспись», «Полхов-Майданская роспись»;

2. Художественная обработка металла «Первые в России-ПЗХМИ им. Кирова», «Казаковская филигрань», «Художе-ственная роспись ООО Труд», «Суве-нир»

3. Художественные изделия из ткани «Гипюр», «Тканые узоры», «Лысков-ские узоры»

4. Изделия из кожи, кости и камня

Экспериментирование с материалами при изготовлении творческих работ

Составление индивидуальных рассказов о членах семьи, о труде, творчестве

Рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций и фотографий с изделиями художественных промыслов Нижего-родского края, характерных узоров и орнаментов художественной росписи, по картинам Т. Гусевой «Нижегородская ярмарка»

Изобразительная деятельность: рисова-ние «Золотая хохлома», «Городецкая роспись», «Семеновская матрешка»; лепка «Слоник», «Медведь из камня»; раскрашивание шкатулки, фигурок из теста; нетрадиционные материалы «Павловский лимон», «Гусиные бои», лозоплетение, «Тканое одеяло»

Конструктивно-модельная деятельность: «Музей художественных промыслов земли Нижегородской», схемы, иллю-страции

Музыкальная деятельность:

Слушание: «Камаринская», муз. рус. нар. «Наша хохлома», «Хохлома» муз. М. Пахоменко

Игра на инструментах Ансамбль ложка-рей «Барыня»

Пение:«Русские ложки» муз. и сл. Г. Рузанова, Частушки о хохломе, яр-марке; «Ой, полным полна коробуш-ка…», муз. и сл. рус. нар. ;

Движения: «Плясовая – Ярмарка», муз. рус. нар.

Народные игры : «Костромушка»; «По-душечка»

Подвижные игры: «Венок дружбы»; «Дружные пары»

Игры – состязания: «Ярмарочные заба-вы»

Настольные игры: «Витаминка», «Виды спорта» 5 дней

4 этап

Цель: Презентация итогового продукта

Задачи:

Формирование навыков построения устных сообщений о проделанной работе

Развитие интонационной выразительности речи

Закрепление умений согласовывать свои действия с действиями партнеров

Деятельность воспитателя Деятельность детей Срок

Подготовка к презентации итогового продукта для выпускников детского сада. Игровая ситуация: запись на видеокамеру с тем, чтобы переслать детям (пригласительные билеты для родителей (законных представителей, специалистов).

Организация презентации итогового продукта проекта. Подготовка к презентации итогового продукта для выпускников детского сада.

Мини-музей «Художественные промыс-лы земли Нижегородской» 1 день

Источник: maam.ru