Проект города Владивосток

Елена Викторовна Некрасова
Проект города Владивосток

Люби свой город, что у моря,

Где бьет начал твоих исток

И расскажи всем гордо, громко,

Что город твой — Владивосток!

Актуальность проекта.

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине — месту, где человек родился.

В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Поэтому с детьми проводится целый ряд различных мероприятий:

1) участие в театрализованной деятельности,

2) сюжетно-ролевые и дидактические игры по ознакомлению с родным городом

3) составление творческих рассказов,

4) вместе с родителями придумывание сказок, стихов о родном городе

5) художественно-продуктивная деятельность (рисовали, конструировали)

6) экскурсии в краеведческий музей города, целевые прогулки к достопримечательностям города.

Цель проекта: создание условий для обогащения знаний детей о родном городе, развитие познавательных, творческих способностей воспитанников; формирование у детей и родителей интерес к культурным ценностям прошлого и настоящего города Владивостока, чувство уважения к его жителям, воспитание любви к родному городу, уважение к его традициям и обычаям.

Участники: воспитатель, дети подготовительной группы, родители.

Тип проекта: творческий, информационный, исследовательский.

творческий (дети рисуют, конструируют, составляют рассказы, поют песни, создают новые правила поведения в общественных местах, в игре — нормотворчеств);

информационный (дети совместно с родителями и воспитателями собирают информацию из разных источников);

исследовательский (исследуют, знакомятся с историй семьи, города)

Сроки реализации проекта: в течение учебного года.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

Образовательная:

1. Расширять представления детей о родном городе (историческое прошлое, достопримечательности, традиции).

2. Формировать представление о своем родном крае, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям.

Развивающая:

1. Развивать связную речь детей посредством составления рассказов, пересказа сказок, рассказов о родном городе.

2. Пробудить в детях познавательный интерес к родному городу.

3. Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения истории своего города.

Воспитательная:

1. Воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к своей малой родине средствами эстетического воспитания: через музыку, изобразительную и конструктивную деятельность, художественное слово.

2. Способствовать укреплению семейных связей, развитию партнерских отношений между родителями и детским садом.

3. Формировать нравственные качества личности ребенка: самостоятельность, патриотизм, любовь к родному городу.

Формы и методы работы с детьми:

1) Занятия, беседы

2) Чтение художественной литературы

3) Слушание аудио. Просмотр видео

4) Экскурсии, наблюдения, целевые прогулки

5) Викторины, досуги

6) Театрализованные представления

7) Встречи с интересными людьми

8) Дидактические, с/ролевые игры и т. д.

9) Отражение полученных знаний в продуктивных видах деятельности

10) Выставки творческих работ детей

Формы и методы работы с родителями:

1) Консультации

2) Родительские собрания

3) Дни открытых дверей

4) Конкурсы

5) Организация фото и видеосъёмок

6) Тематические праздники

7) Экскурсии в музеи города

8) Целевые прогулки к достопримечательностям города

Основные направления в работе по реализации проекта:

Познание, коммуникация, продуктивные виды деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование, чтение художественной литературы, музыка, трудовая деятельность, здоровье и безопасность, экскурсии в музей.

Принципы реализации проекта:

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:

Принцип личностно-ориентированного общения

В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом и родителями, а не просто пассивно перенимают опыт общения со взрослыми.

Принцип последовательности

Предполагает планирование изучаемого материала последовательно: от близкого к далёкому, от малого — к великому (мой дом — моя улица — мой город — моя страна)

Принцип наглядности

Широкое представление наглядности: иллюстрации, показ слайдов, открытки, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д.

Принцип занимательности

Материал должен быть интересным, увлекательным для детей. Этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

Принцип интегративности.

Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской библиотекой, музеями города и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями Владивостока.

Предполагаемые результаты проекта:

1. Увеличение количества детей, проявляющих интерес к истории и культуре родного города.

2. Дети смогут находить свой город на карте, узнавать по картинкам и фотографиям памятники и исторические места.

3. Знать названия окружающих улиц.

4. Знать людей, прославивших город.

5. Уважать историческое прошлое своего города и бережно относиться к его достопримечательностям.

6. Составлять связный рассказ с опорой на картинки и слайды о родном городе.

7. Уметь находить и отбирать материал совместно с родителями по заданной теме (с использованием компьютера, интернета)

8. Формирование навыков самостоятельной работы с разными источниками информации (компьютер, книги, мультимедийная система, муз. центр, энциклопедии, иллюстрации, телепередачи)

9. Развитие умений у детей продуктивно взаимодействовать, умение слышать другого, предлагать различные варианты решения поставленных задач.

10. Фото — выставка совместно с родителями «Наш любимый город»

Основные этапы проекта:

1 этап — подготовительный. Включает в себя: изучение знаний родителей и детей по данному направлению; пополнение знаний воспитателя об истории города, его культурных достопримечательностях, традициях, биографий знаменитых земляков; планирование работы, выбор форм и методов; подбор иллюстративного и литературного материала для работы с детьми.

2 этап – практический. Он включает в себя два направления:

• работу с детьми;

• сотрудничество с родителями воспитанников.

3 этап – оценочный. На этом этапе была проведена диагностика знаний детей о родном городе.

В результате работы над проектом:

• были созданы карта города и микрорайона, где расположен детский сад.

• коллективная работа детей «Улицы нашего города»

• фото-выставка совместно с родителями «Наш любимый город»

• дети и родители приняли участие в акции «Чистый город».

Вывод:

Проживая в городе Владивостоке, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. Благодаря работе над проектом дети уточнили уже имеющиеся знания о родном городе, узнали много нового об истории Владивостока, знаменитых людях основавших и прославивших наш город, ближе познакомились с культурой и традициями города, начали проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.

Совместная деятельность родителей и детей способствовала расширению кругозора взрослых, укреплению взаимоотношений в семьях, духовному развитию участников, воспитанию уважения и бережного отношения к родному городу.

Этапы реализации проекта

Деятельность участников проекта

Педагоги Дети Родители

1 этап – организационный

Педагоги:

1. Диагностика уровня нравственно – патриотического воспитания детей

2. Подбор необходимого материала для оснащения развивающей среды в группе

3. Оформить информационные уголки для родителей по теме «Социально-нравственное воспитание детей в детском саду»

4. Подбор дидактических игр по теме патриотического воспитания.

5. Подбор художественной литературы, книг для чтения и рассказывания детям во время образовательной деятельности, во время бесед и в свободной деятельности.

6. Проведение общего родительского собрания; познакомить с темой проекта, домашним заданием для родителей.

Дети:

1. Участие в выборе тем проектов.

2. Рассматривание тематических альбомов

«Владивосток — город воинской славы», «История Владивостока в картинках», «Природа родного края», «День города».

Родители:

1. Помощь детям в выборе тем проектов.

2. Подбор фотографий об истории города, из семейных архивов.

3. Просмотр материалов по интернету.

2 этап – основной, практический

Педагоги:

1. Составление плана реализации проекта, использование модели «3-х вопросов» (Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что нужно сделать для того, чтобы узнать)

2. Проведение бесед и занятий по блокам «Родная семья», «Родной город», «Родная природа», «Родная культура» (традиции).

3. Чтение художественной литературы («Люби свой город, что у моря.» А. Федюнина; «Хроника русских путешествий по Приморью и Дальнему Востоку» А. Хисамутдинов;

Фотоальбом «Старый Владивосток» из собрания Приморского государственного музея имени В. К. Арсеньева; «Крепость Владивосток» Аюшин Н. Б., Калинин В. И. ;

4. Продуктивная деятельность (рисование, аппликация): «Где можно увидеть государственную символику?», «Как я отдыхал со своей семьёй летом», «Улица, на которой я живу», «Наша дружная семья», «Мой дом — моя крепость». «Владивосток» Приморский орг. Комитет Международного Союза фотохудожников. Владивосток 1994 год.

«Владивосток. Исторический путеводитель» Тумов Г. П.

Дети:

1. Совместно со взрослыми собирают информацию из разных источников.

2. Просмотр интерактивной книги «Владивосток — город воинской славы».

3. Фиксирование идей в схеме (зарисовка).

4. Украшение страницы проекта.

5. Составление творческого рассказа «Если бы я был мэром города, то….»

6. Посещение Приморского государственный музей имени В. К. Арсеньева. (дети с родителями)

7. Словотворчество детей с родителями: сочини стихи, сказку о г. Владивостоке

8. Творческие рассказы:

«Город, в котором я живу», «Я хозяин города»

10. Дидактические игры «Я и другие», «Народы России», «Ребята нашего двора».

11. Создание детьми норм и правил поведения в общественных местах, в игре (нормотворчество) 12. Заполнение карты города (отмечаем на карте города места, где побывали).

Родители:

1. Совместно с ребёнком собирают информацию из разных источников — библиотека, книги, энциклопедии, Интернет, интервью с родственниками.

2. Совместно с ребёнком оформляют проект (родители пишут, печатают, дети делают зарисовки, украшают страницы)

3. Участие в составлении семейных газет «Под крышей дома своего»

4. Фоторепортаж «Наш любимый город» (фотографии скверов, памятников, улиц)

5. Создание семейного проекта.

6. Участие в акции

«Чистый город».

7. Посещение детьми и родителями мест, связанных с историей города (сквер, памятники, музей, улицы)

3 этап – заключительный

Педагоги:

1. Анализ–обсуждение с детьми результатов продукта деятельности по проекту.

2. Организация презентации проекта

3. Оформление стенда

«Путешествие по городу».

4. Карта города и микрорайона, где расположен детский сад – на мультисистеме.

5. Оформление тематических папок для детей по проектам.

Дети:

1. Участие в защите и презентации своих проектов.

2. Анализ обсуждения.

3. Диагностика знаний детей о родном городе.

4. Коллективная работа детей «Улицы нашего города».

Родители:

1. Участие в защите и презентации детских проектов.

2. Оформление фото- выставки «Наш любимый город».

Анкета для родителей.

Формирование у детей патриотического воспитания.

1. Что, по-вашему, является главным в формировании патриотизма:

просмотр фильма

чтение литературы

изучение архивов семьи

посещение музеев, выставок.

2. Как будете закреплять знания детей:

беседовать

рассматривать книги, альбомы

закреплять в рисунках, поделках

создавать семейный фильм, фотовыставку

ваш вариант ответа.

3. Какую помощь вы бы хотели получить от педагогов:

рекомендации по теме

подбор литературы по теме

подробную консультацию.

4. Какие советы и практическую помощь вы можете предложить по созданию уголка краеведения:

сделать фотомонтаж

составить с ребенком творческий рассказ

принести семейные реликвии для выставки

создать фильм «Мой любимый Владивосток»

ДИАГНОСТИКА

Контрольные задания для определения уровня сформированности знаний

о родном городе у детей 6-7 лет.

Задание 1. «Родной город»

Цель: Определить уровень знаний о родном городе, крае (знать название своего города, района, домашнего адреса. Называть достопримечательности города, площадей, скверов).

Предварительная работа: Беседы, занятия, экскурсии.

Оборудование: Развивающая игра «Где находится памятник?», Карта-схема города, фотографии с достопримечательностями города, фишки.

Методы: Беседа, игра, запись ответов детей.

Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник и обозначить фишкой на карте его местонахождение.

Оценка результатов.

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок без особого труда называет название города, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 — 5 улицы, площадь.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.

Задание 2 «Символика родного города»

Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о флаге, гербе родного города.

Материалы: Герб и флаг города Владивостока.

Методы: беседа

Ход проведения: Беседы и рассматривание герба и флага города Владивостока.

Оценка результатов.

Высокий уровень (3 балла).

Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего города. Проявляет интерес.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах герба и их значении.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок затрудняется назвать значение цветов, используемых во флаге. Затрудняется рассказать о символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.

Задание 3. «Историко-географический и природный компоненты родного края»

Цель: Определить уровень сформированности знаний о природных богатствах Приморского края; о историко-географическом расположении родного города.

Предварительная работа: Беседы, целевые прогулки. Д/игра «Обитатели Приморской тайги».

Ход проведения. Педагог предлагает рассказать о географическом расположении города, о растительном и животном мире родного края.

Оценка результатов:

Высокий уровень: (3 балла)

Ребенок правильно называет растительность, животный мир нашего края, географическое расположение. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе.

Средний уровень: (2 балла)

Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу.

Низкий уровень: (1 балл)

Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает эстетического отношения к природе.

Задание 4 «Личностное отношение к родному городу».

Цель: Определить отношения к родному городу. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.

Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

— Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в нашем городе?

— Что интересного о родном городе ты запомнил, посещая музеи нашего города? И т. д.

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал из сказок. Ребёнок передает настроение, впечатление от знакомства с книгой.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дает без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперирует предметными терминами.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.

Уровни сформированности знаний о родном городе у детей 6-7 лет.

Фамилия имя ребёнка Контрольные задания

Высокий уровень (10-12 баллов)

Знает название города, края, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, 4-5 улиц, площади; знает и узнает флаг, герб города Владивостока, может объяснить символику герба; называет народные праздники, предметы быта; называет природные богатства родного края, передает настроение.

Средний уровень (6-10 баллов)

Знает название города, свой домашний адрес; флаг, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, предметы быта. Ответы дает без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперирует предметными терминами.

Низкий уровень (2-6 баллов)

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия города, не может объяснить символику родного города. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.

Флаг Владивостока

Красное поле — знак любви владивостокцев к своему городу, их мужества и храбрости, соответствует статусу Владивостока как города воинской славы.

Белый цвет — символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания.

Красное поле и белая кайма соответствует цвету герба: червлёные глаза и язык тигра, белая (серебряная) скала.

Синий цвет — это символ чести, благородства, духовности, возвышенных устремлений и отражение морского положения города Владивостока, расположенного на полуострове города-порта.

Утверждён 29 августа 2012

Герб Владивостока

«В зелёном поле щита золотой тигр с червлёными (красными) глазами и языком, идущий по скалистому серебряному склону вправо, подняв переднюю правую лапу».

29 августа 2012 года Дума Владивостока утвердила новые флаг и герб.

Геральдический совет при Президенте Российской Федерации отказал флагу в регистрации и герб был исключен из Государственного геральдического регистра Российской Федерации.

Источник: maam.ru