Проект «Дети-герои Великой Отечественной Войны»

Анастасия Удалая
Проект «Дети-герои Великой Отечественной Войны»

«Быть патриотом

значит не только с уважением

и любовью относится к своей истории,

а, прежде всего, служить обществу и стране»

Президент Российской Федерации

Путин В. В.

«Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда об этом не забудем!

Пусть память верную о ней,

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей и наших внуков внуки».

А. Твардовский

Цель проекта :

отдать дань памяти детям-героям ВОВ, развитие в детях чувства уважения и благодарности за великий подвиг, совершенный маленькими героями, воспитание патриотизма и чувства гордости за свою Родину.

Задачи проекта:

— пробудить интерес дошкольников к героям и событиям Великой Отечественной войны;

— познакомить детей с художественной литературой по теме: рассказами, стихами, песнями. Обогатить и активировать словарный запас детей за счет новых слов.

— воспитывать патриотизм, уважение и признательность героям Великой Отечественной войны;

— собрать информацию и подготовить рассказы о малолетних героях Великой Отечественной войны для выступления с ними перед группой;

— формировать у воспитанников навыки работы с дополнительным материалом и историческими документами с целью развития исследовательских навыков и аналитического мышления;

— повышать уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания, социальной и гражданской ответственности дошкольников;

— сравнить жизнь современных детей с жизнью детей военных лет;

— привлечь родителей к совместной деятельности.

Актуальность :

«Дети Великой Отечественной войны» — так называют на сегодняшний момент 80-85 – летних людей. Это наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, которые во время войны были детьми и которые знают войну не по фильмам и книжкам, а по собственным воспоминаниям. Детям войны во время ВОВ приходилось трудно, их лучшие детские годы приходились во времена лишений и горя, они узнали, что такое голод и холод, смерть и страдания. Проблема возрождения и сохранения духовно-нравственных ценностей, приобщение дошкольников к историческому прошлому Родины остаётся актуальной, так как современные дети не могут представить себе, каково расти во время войны.

В 2020 г. исполняется 75 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., что позволяет еще раз обратиться к истокам и истории гражданско-патриотического воспитания на примерах истинного мужества, глубокой любви к Родине.

Война стала биографией целого поколения детей. У каждого ребенка была своя судьба в этой войне. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Это они в несовершеннолетнем возрасте перенесли все тяготы и ужасы войны: немецкие концлагеря, проживание на оккупированных территориях, участие в подполье, партизанских отрядах. Это они трудились наравне со взрослыми, в тылу на фабриках и заводах, на полях колхозов и совхозов, принимали участие в мероприятиях помощи Армии.

И сегодняшние дети обязательно должны знать о подвигах детей, о героическом прошлом Родины, отдать дань памяти героям. Ведь от того, что будут помнить и ценить дети, зависит то, какой будет наша страна завтра. Получим ли мы здоровое, целостное общество с богатой историей и опытом прошлого, или попадем в реальность, где нет ни уважения, ни благодарности, ни осознания – а значит, нет будущего. Это подчеркнул В. В. Путин в своем Послании Президента РФ Федеральному Собранию: «Именно в гражданской ответственности, в патриотизме вижу консолидирующую базу нашей политики».

У детей старшего дошкольного возраста еще недостаточно знаний о Великой Отечественной войне, о ее защитниках и героях. Старший дошкольный возраст – самый чувствительный, “сензитивный” для серьёзного воспитательного разговора. Это период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

Продукты проектной деятельности:

рассказы, портреты героев, фотографии и документы,альбом о детях-героях ВОВ, рисунки «От нас, не видевших войны…», поделки «Военная техника», конспекты НОД.

Основные формы реализации проекта: НОД, мини-выставки, сюжетно-ролевые игры, составление рассказов, физкультурный досуг, консультации для родителей.

Вид проекта: познавательно-исторический, группой.

Срок реализации проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Педагогические принципы реализации проекта:

поисково-исследовательской деятельности;

Личностно-ориентированного обучения;

дифференциации и интеграции всех видов деятельности;

непрерывности.

Ожидаемые результаты проекта:

-пробуждение интереса подрастающего поколения к героям и событиям Великой Отечественной войны;

— проявление интереса к чтению художественной литературы патриотической направленности;

— приобретение дошкольниками навыков самостоятельного сбора информации из разных источников;

— закрепление сведений о героях в памяти воспитанников с помощью рассказов — презентаций о малолетних героях Великой Отечественной войны;

— развитие личности дошкольников путем прививания чувств патриотизма, благодарности и сопереживания детям войны, проявление подрастающим поколением внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям;

— создание альбома о малолетних героях и их подвигах с целью дальнейшего использования;

-повышение эффективности детско-родительских отношений и родительского авторитета в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста;

— вовлечение родителей в педагогический процесс ДСО, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДСО.

План реализации проекта

Подготовительный этап (выявление проблемы, определение цели и задач). Подбор материалов по теме проекта

1. Постановка проблемного вопроса «Могут ли дети быть героями войны?»

2. Подборка художественной литературы, фотоматериалов, аудио и видеозаписей по теме, музыкальных произведений

3. Пополнение предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию

4. Распределение работы между участниками проекта

5. Работа с родителями по привлечению их к реализации проекта

6. Беседа с детьми «Что я знаю о войне?»

Организационно-практический этап

Познакомить детей с людьми, совершившими подвиг в Великую Отечественную войну. Постановка проблемного вопроса -Что такое подвиг?

Работа с детьми Чтение стихотворений и рассказов о войне

1. «Дорога жизни»

2. «Жила-была девочка»

3. В. Блинов «Хлебная карточка»

4. В. Катаев «Сын полка»

5. Книги серии «Пионеры-герои»

6. Л. Кассиль «Улица младшего сына»

7. В. Губарев «Рассказы о юных героях»

8. «Гаврош» из «Отверженные» В. Гюго

9. «Юные партизанки» В. К. Яковенко

10. «Партизан Леня Голиков» Ю. Коропков

11. «Дети герои Великой Отечественной войны!»А. Печерская

12. «Сын артиллериста» К. Симонов

13. «Война и дети» А. Гайдар

Просмотр мультфильма «Мальчиш – Кибальчиш»

Чтение книг по теме «Пионеры герои». Обсуждение книг.

Образы юных мстителей. Как показано в книгах их воинское возмужание, твердая воля?

Какую помощь оказывали дети партизанским соединениям, воинским частям, подполью. Как вы сами готовите себя к защите Родины?

Что мы понимаем под словом «долг перед Родиной». Как его понимали ребята военных лет? Самый близкий и дорогой для меня герой книги.

физкультурный досуг «Соревнования сильнейших» (с участием мальчиков старшего дошкольного возраста)

ОД. Познание и речевое развитие.

«В огне войны сгорело детство, но не прошло бесследно, нет…»

А) подвиг Марата Казея;

Б) подвиг Лени Голикова;

В) подвиг Вали Котика;

Г) подвиг Зины Портновой.

Оформление альбома «Мы против войны»

Беседы о военном времени, показ иллюстраций

Рисование на тему «От нас, не видевших войны…»

конструирование «Военная техника»

Союжетно-ролевые игры: «Моряки», «Военный корабль», «Танкисты», «Разведчики», «Госпиталь», «Артиллеристы» и т. д.

Дидактические игры «Ордена войны», «Определи рода войск», «Мы солдаты», «Кто шагает на параде?», «Скажи наоборот»

Подвижные игры “Шагаем на параде”, “Полоса препятствий”, «Перенеси раненого», «Медицинские сестры»

Прослушивание песен:

1. «Прощание славянки» В. Агапкин

2. «Священная война» В. Лебедев – Кумач, А. А. Александров

3. «В землянке» А. Суриков, К. Листов

4. «Хотят ли русские войны» Е. Евтушенко, Э. Колмановский

5. «День Победы» В. Харитонова, Д. Тухманов 6. «Соловьи» В. Соловьев – Седой, А, Фатьянов.

7. запись голоса Левитана об объявлении войны, 8. звук метронома.

Работа с родителями Консультация для родителей: «Как рассказать ребенку о войне?»

Составление индивидуальных рассказов детей совместно с родителями об истории своей семьи в годы ВОВ.

Беседы с бабушками, дедушками о военном детстве и последующего создания выставки «Из семейного архива» (фронтовые письма, фотографии, медали).

Изготовление костюмов к сюжетно-ролевым играм

Организация в каждой группе передвижной библиотеки «Произведения о войне» (для чтения детям дома)

Заключительный этап

Работа с детьми

Оформление альбома с рассказами детей «Дети-герои Великой Отечественной войны»

Презентация рассказов о малолетних героях Великой Отечественной войны

Фотовыставка «Дети войны»

работа с родителями

Совместное оформление альбома «Дети-герои Великой Отечественной войны»

Литература:

Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации/ Н. В. Алешина. – М. : ЦГЛ, 2011. – 205 с.

Великая Отечественная война 1941 – 1945: Словарь-справочник/ М. М. Кирьянова. – М., 1985.

Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 112 с.

Еремеева В. Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному :нейропедагогика — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В. Д. Еремеева. – Учебная литература, 2008. – 160 с.

Кондрыкинская Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л. А. Кондрыкинская. – М. : ТЦ Сфера, 2006. — 192 с.

Летопись Великой Отечественной. 1941 – 1945: М. : Молодая Гвардия, 1985.

Энциклопедия для детей. История России. Т. 5, Ч. 2, 3. – М. : Аванта, 1997.

Беседа «Дети — герои Великой Отечественной войны»

Цель: дать детям представление по данной теме.

«Дети — герои Великой Отечественной Войны»

Во время Великой Отечественной войны, когда родину захватили враги, стали устанавливать свои порядки, диктовать как жить, убивать, грабить, сжигать жилище, угонять в плен на чужбину, все как один встали на защиту своей страны. Среди тех, кто защищал Родину, было очень много детей.

Вот их имена:

Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Вася Курков, Витя Хоменко, Шура Кобер, Володя Дубинин и многие другие.

Леня Голиков

Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.

Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады.

Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня — за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.

Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады.

Марат Казей

В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.

За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой Адой Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске.

Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.

Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их. и себя.

За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

Валя Котик

Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области.

Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.

Присмотревшись к мальчику, партизаны доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.

Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его.

Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. На его счету — шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.

Зина Портнова

Война застала Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы.

Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

. Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в фашиста.

Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее.

Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием — званием Героя Советского Союза.

Вася Курков

В шестнадцатилетнем возрасте Вася Курка выглядел моложе своих лет, был небольшого роста худеньким голубоглазым светловолосым мальчишкой. Однако, отличался упорством, настойчивостью, сообразительность, умением быстро ориентироваться на местности.

Ему, малолетнему, не доверили оружия и определили в тыловые подразделения. Он старательно выполнял все работы вплоть до заправки керосиновых ламп, а в апреле месяце 1942 года Курка узнал о зачислении его курсантом школы снайперов. Старательно он изучает винтовку.

К сентябрю 1942г. Вася Курка уничтожил 31 оккупанта, в том числе за период обороны на реке Миус – 19. Считался одним из лучших снайперов дивизии. Всего на его боевом счету было 179 уничтоженных солдат и офицеров противника, а также один сбитый самолёт-разведчик.

3 января 1945 года лейтенант Курка умер от ран, полученных в бою на Сандомирском плацдарме.

Витя Хоменко

Родился 12 сентября 1926 года в городе Кременчуге Полтавской области. Был активным участником партизанского подполья в Николаеве. А 1942 году вместе с Шурой Кобером перешел линию фронта и доставил ценные сведения в штаб партизанского движения, находившийся в Москве. 5 декабря 1942 года был казнен фашистами в Николаеве.

Шура Кобер

Родился 5 ноября 1926 года в городе Николаеве. Во время немецко-фашистской оккупации был разведчиком и связной в одном из организаций Николаевского подпольного центра. 5 декабря 1942 года был казнен фашистами в Николаеве.

Война — не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,

И море крови и смертей.

Война — не место для детей!

Ребенку нужен теплый дом

И мамы ласковые руки,

И взгляд, наполненный добром,

И песни колыбельной звуки.

И елочные огоньки,

С горы веселое катанье,

Снежки и лыжи, и коньки,

А не сиротство и страданье!

Дети войны — и веет холодом,

Дети войны — и пахнет голодом,

Дети войны — и дыбом волосы:

На челках детских седые волосы

Земля омыта слезами детскими,

Детьми советскими и не советскими.

Какая разница, где был под немцами,

В Дахау, Лидице или Освенциме?

Их кровь алеет на плацах маками

Трава поникла, где дети плакали

Дети войны — боль отчаянна

И сколько надо им минут молчания.

Голодяевс Л. М.

В Николаеве, в Пионерском сквере в ноябре 1959 года был установлен памятник юным патриотам. На высоком постаменте стоят две бронзовые фигуры мальчиков. На гранитной плите высечены слова: «Пионерам-героям, юным разведчикам Шуре Кодеру и Вите Хоменко, погибшим в борьбе с фашистскими захватчиками 5 декабря 1942 года, от пионеров Украины» .

Володя Дубинин

Володя рос подвижным, любознательным, немного хулиганистым парнем. Любил читать, увлекался авиамоделизмом, фотографией…

Когда началась война, Никифора Дубинина призвали в армию. Евдокия Тимофеевна с Володей и его сестрой перебралась к родне, в район Старый Карантин.

Володя и другие ребята занимались не только разведкой. Во время боёв они подносили боеприпасы, оказывали помощь раненым, выполняли другие поручения командира.

Когда гитлеровцы окружили Старокарантинские каменоломни сетью минных полей, и партизаны не могли покинуть их. Выйти там, где выходил Володя, взрослые физически не могли.

И тогда Володя вызвался быть проводником у сапёров. Первый день разминирования прошёл успешно, но 4 января 1942 года около 10 утра у входа в каменоломни прогремел мощный взрыв. На мине подорвались четыре сапёра и Володя Дубинин.

Погибших сапёров и Володю похоронили в братской партизанской могиле в Молодёжном парке Керчи.

Источник: maam.ru