Природа болезни и пути распространения

Ваганова Нина Петровна
Природа болезни и пути распространения

Природа болезни и пути распространения

Болезни простудного характера вызываются различными возбудителями. Они бывают вирусного и бактериального происхождения. Их возбудители – стрептококки, стафилококки, кишечная палочка и другие.

Наиболее сложной формой таких заболеваний является грипп. Он бывает трех типов: А, В и С. Эпидемию вызывает вирус группы А. Заболевание двух других видов гриппа, встречается гораздо реже.

Чаще заражаются маленькие дети, посещающие детский сад, потому что у них еще не выработан стойкий иммунитет к вирусам. Источником заражения служит больной человек, который передает вирусы и инфекции воздушно-капельным путем либо через личные вещи и предметы быта. Заражение происходит как от взрослого человека, так и от других детей.

Симптомы и особенности протекания ОРВИ у детей

Начало респираторной вирусной инфекции у грудных малышей и детей старшего возраста характеризуется резким повышением температуры тела. Это происходит сразу после заражения. Чем дети младше, тем больше у них выражена интоксикация организма. Она проявляется слабостью, плохим аппетитом, апатией. Дети постарше, становятся менее активными, жалуются на головную боль и тошноту.

Кроме того, инфекция проявляется:

кашлем;

слизистыми выделениями из носа;

отеком горла и гортани;

осиплостью голоса;

белыми пятнышками на слизистой оболочке ротовой полости.

Все эти симптомы группируются по-разному в каждом конкретном случае.

При высокой температуре усиливается сердцебиение, учащается пульс, а иногда, даже появляться кровотечения из носа. Нередко при гриппе появляются осложнения. Чаще, это бронхит, воспаление легких, ангина.

От вида вируса, который является возбудителями гриппа, зависит продолжительность заболевания. В основном оно длиться одну-полторы недели. Улучшение состояния характеризуется снижением температуры и менее выраженными симптомами интоксикации. После выздоровления, некоторое время сохраняется слабость и вялость. Иммунитет, в этот период, ослаблен, а потому подвержен заражению другими заболеваниями.

Острые респираторные вирусные инфекции, вызываются различными недугами, которые проявляются по-разному:

Аденовирусная инфекция – начинается резко и неожиданно. Характеризуется скачками температуры тела, появлением конъюнктивита или бронхита.

Парагрипп. Развивается постепенно. Сначала повышается температура, появляются слизистые выделения из носа и незначительный кашель. На вторые сутки, как правило, ночью, появляется высокая температура (более 39 градусов) лающий кашель и осиплость голоса (ларинготрахеит). Он опасен тем, что затрудняется дыхание, что провоцирует нехватку воздуха, вплоть до летального исхода. Большому риску, в этом случае, подвержены малыши.

Риновирусная инфекция, при которой температура может незначительно повышаться, либо оставаться в норме, а также отсутствует синдром интоксикации. Основным ее проявлением являются вязкие выделения из носа. Иногда, они желто-зеленого цвета, что говорит о присоединении бактериальной инфекции.

Энтеровирусная инфекция. По проявлениям она напоминает риновирусную инфекцию, но, при этом, добавляются нарушения в работе пищеварительного тракта. При тяжелых формах осложнятся менингитом, экзантемой и ангиной, вызванной вирусом герпеса.

Симптомы и особенности протекания гриппа у детей

Вирус гриппа попадает в организм ребенка через слизистые оболочки носа, рта и глаз. Если слюна или слизь из полости носа больного ребенка попадает на здорового малыша, то вирус через слизистые оболочки проникает в организм. Другой путь заражения, когда инфекция от больного ребенка попадает на окружающие вещи и предметы. Если здоровый ребенок дотронется руками до этих предметов, а затем потрет глаза или возьмет руки в рот, то, заражения не избежать.

После попадания в организм, вирусы размножаются и продвигаются глубже. Они поражают и другие органы, например, горло или гортань, и вызывают характерные симптомы: кашель (сухой) или боль в горле. Токсины, которые выделяются вирусами, негативно влияют на сердце, сосуды и нервную систему. Помимо этого, они подавляют иммунитет, что благотворно влияет на появление бактерий и присоединение бактериальной инфекции.

Попадая в организм ребенка, грипп проходит несколько стадий:

Вирусы размножаются в полости носа.

Вирусы попадают в кровеносную систему, выделяют токсины и вызывают реакции, при которых поднимается температура, болит голова, появляется вялость. При аллергических реакциях на токсины, может появиться сыпь или отек дыхательных путей.

Развитие и продвижение вируса в трахею, бронхи и легкие.

Возможность появления бактериальных осложнений.

Угасание симптомов и постепенное выздоровление.

Начало гриппа протекает в острой форме, через 12-48 часов, после попадания в организм его возбудителя. Как правило, это повышение температуры тела более 38 градусов и появление сухого кашля. Высокая температура может держаться 5-7 дней. Для облегчения состояния следует принимать жаропонижающие средства. Помимо этого, появляются и другие симптомы, такие, как насморк, острый конъюнктивит, красное горло. Воздействие токсинов проявляется болью и слабостью в мышцах, болевым синдромом головы и глаз, снижением активности, потерей аппетита.

Это заболевание может протекать и без возникновения некоторых симптомов (например, не повышается температура тела, отсутствует насморк). Грипп может проходить в легкой, средней и тяжелой форме, в зависимости от проявлений и наличия осложнений.

У каждого ребенка длительность заболевания различна. Это зависит от многих факторов, в том числе, от состояния иммунной системы и правильно назначенного лечения. При слабом иммунитете у ребенка появляется бактериальное осложнение, которое можно выявить, сдав общий анализ крови. Заподозрить его можно, если у ребенка держится повышенная температура более 5 дней и не наступает облегчение состояния. В этом случае, без антибиотика обойтись не получится.

Профилактические меры в детских дошкольных учреждениях

Эпидемия заболеваний в детских дошкольных учреждениях возникает из-за того, что дети проводят много времени в закрытом помещении и все вместе. Иногда, очень сложно определить, кто является носителем вируса. Ведь он уже может находиться в организме, но никак себя не проявлять. Кроме того, часто встречаются непорядочные родители, которые приводят в детский сад ребенка, зная, что у него насморк, кашель или другие проявления заболевания.

Чтобы укрепить иммунную систему ребенка в дошкольном учреждении, нужно следовать некоторым советам:

малыш должен быть готов к посещению детского сада, потому что стрессы снижают иммунитет;

промывать нос солевым раствором ежедневно, до и после посещения дошкольного учреждения;

мазать крылья носа оксолиновой мазью;

соблюдать правила личной гигиены;

проводить влажную уборку в доме;

проветривать спальню и другие комнаты, где находится ребенок;

избегать сухого воздуха в доме;

развивать физическую активность малыша и приобщать его к легкому спорту (плаванье, бег, катание на велосипеде);

регулярно гулять на свежем воздухе;

закалять ребенка;

следить за здоровым питанием;

принимать витаминно-минеральные комплексы.

Особенности вакцинации от гриппа

Даже если родители будут соблюдать все рекомендации по проведению профилактических мер, это не даст гарантии того, что ребенок не заболеет. Более действенным способом, на сегодняшний день, является вакцинация. Однако вокруг нее постоянно ведутся споры. Одни считают, что это спасение, другие же, наоборот, обходят прививки стороной, считая, что они губят иммунитет.

Принцип действия вакцинации заключается во введении в организм ослабленного вируса или его частей, отвечающих за выработку к нему иммунитета.

Родители остерегаются, что сделав инъекцию, ребенок заболеет или у него появятся осложнения. На самом деле, современные вакцины более совершенны, чем те, что были раньше. Если лет десять назад использовали живых, но слабых возбудителей, то теперь вакцины включают, лишь частичку вируса. Это позволяет сформировать иммунитет к заболеванию. Конечно, осложнения после прививки у некоторых детей появляются. Чаще, это незначительное повышение температуры тела или аллергия. Во многом это связано с ослабленной иммунной системой во время вакцинации (после недавно перенесенных заболеваний, аллергических реакциях на продукты и других).

Особенностями вакцинации является то, что:

иммунитет на них формируется только через полторы — две недели после прививки (а значит, до этого времени существует вероятность заразиться);

как правило, в одной вакцине содержится сразу несколько возбудителей, что позволяет избежать заболевания во время всех волн эпидемии;

на эффективность такого способа профилактики, влияют различные факторы (внешняя среда, особенности вакцины, состояние организма);

примерно в 10-15% случаев, вакцинация оказывается неэффективной;

из-за того, что вирус гриппа постоянно мутирует, каждый год используются вакцины с внесенными изменениями.

При выборе вакцины, нужно учитывать, что она может быть двух видов:

содержащая живой вирус, но слабый;

содержащая лишь его фрагменты.

Памятка родителям по предупреждению гриппа и ОРВИ у детей

Чтобы избежать заболевания такими недугами, нужно запомнить основные правила

Соблюдать распорядок дня. Те дети, у которых существует определенный режим, болеют реже. Это объясняется тем, что ребенок знает порядок происходящих в его жизни действий, и становится более спокойным. Режим питания, сна и активного времяпровождения, должен быть более ли менее постоянным. Если ребенок посещает дошкольное или школьное учреждение, то распорядок должен строиться, учитывая их особенности.

Не перегревать и не переохлаждать ребенка. Не только замерзший ребенок может заболеть. Гораздо чаще, болеют дети, которых родители кутают во множество слоев одежды. Малыш от этого потеет, и малейший сквозняк провоцирует болезнь, либо понижает иммунитет.

Строгая гигиена, которая заключается в мытье рук после улицы и перед едой, пользовании своими средствами личной гигиены.

Следить за температурой и влажностью в комнате. Наилучшая температура 20-22 градуса, влажность – 60-80%. Для этого, следует как можно чаще проветривать помещение, делать влажную уборку, пользоваться увлажнителем или ставить в помещении емкость с водой (особенно на ночь).

Закалять с раннего детства. Здесь действует принцип постепенности. Нельзя резко начинать купание ребенка в холодной воде, если он привык к горячей.

Профилактика при помощи лекарств и вакцин.

Если симптомы заболевания все же появились, то следует незамедлительно обратиться к своему педиатру, избегать тесного контакта с окружающими людьми, не водить ребенка в дошкольное учреждение или школу. Заниматься самолечением запрещено. Ведь таким образом, можно лишь смазать основные признаки, что в последующем вызовет осложнение, либо заболевание перейдет в хроническую форму. Здоровье детей зависит от правильных действий родителей.

Развитие речи происходит на специально организуемых занятиях, в ходе которых развивается действие с предметами, дидактическим материалом, а так же в повседневной жизни: в режимные моменты, в самостоятельной игре.

Для развития речи мы широко используем картины с изображением отдельных предметов, предметов в действии, сюжетные картинки. И с помощью вопросов добиваемся, чтобы ребёнок назвал, что изображено на картине. А когда рассматриваем сюжетные картинки, рассказываем, что изображено на картине, и по ходу рассказа задаём детям вопросы.

Важное значение для развития речи имеет чтение книги с иллюстрациями. Большое место отводим слушанию и последующему воспроизведению коротких рассказов, стихов, а так же потешек и других фольклорных форм.

Для того, чтобы научить ребёнка понимать рассказ и выработать умение пересказывать, нужно организовать совместное рассказывание. Сначала побуждаем ребёнка, повторять слова и фразы за собой, затем задаём вопросы, дети отвечают на них. Нужно добиваться, чтобы дети отвечали не «да» и «нет», а полными предложениями и фразами. «Что это? Стул. Что делают на стуле? На стуле сидят».

Занятия с использованием сюжетных картинок и игрушек, обогащают нравственные представления, развивают способность к самостоятельной игре, речь выступает, как средство общения с взрослыми и сверстниками, активизирует разнообразный словарь.

Проводим сюжетно – ролевые игры (Кормление куклы, купание, лечение, приглашение в гости и т. д.) .

При развёртывании сюжетов даём много названий предметов (посуды, одежды, показываем действия с ними и рассказываем их назначение.

А так же закрепляем навыки приобретаемые детьми в режимных процессах, нормы поведения.

Проводим игры на развитие внимания, памяти, слухового внимания, на различение цвета, формы предметов. В режимные моменты закрепляем навыки у детей, приобретённые раннее и систематически формируем новые. Навыки – в процессе еды, раздевания, одевания и т. д.

Во время утреннего приёма детей проводим беседы с ними, задаём следующие вопросы: «С кем пришёл в садик?», «Что ты видел по дороге?», «Идёт ли дождь или снег на улице?», «как провёл выходной день?», «с кем ходил на прогулку?», «В какие игры играл дома?», «Расскажи о своих любимых игрушках», и. т. д.

. На прогулке ежедневно проводим наблюдение, за явлениями природы, за животными, растениями, птицами, как одеты взрослые и дети. Задаём вопросы, делаем обобщения.

На прогулке проводим много игр со словами, дети повторяют слова для игры и выполняют соответствующие движения

Развитие речи успешно осуществляется в самостоятельной игре детей. Во время выполнения действий дети произносят много различных слов и предложений. Речь это средство совместной деятельности с другими людьми и развивается она в зависимости от того, как эта деятельность организованна и в каких условиях протекает. Чаще всего оживлённые диалоги возникают при совместном выполнении какого – либо задания. Занятия лепкой, рисованием, конструированием – вот те особые условия для речевого общения сверстников. Они сопровождают свои действия словами, в особенности, если рядом находятся другие дети, которые эти слова услышат и ответят.

Речевое сопровождение собственных действий имеет очень важное значение для психического развития ребёнка. Речевое действие составляет основу мысленных операций и мышления вообще. Поэтому тормозить и останавливать речь детей, сопровождающую их практическими действиями, не следует.

Большое значения для развития активной речи детей имеет речь воспитателя, его умение разговаривать с маленькими детьми.

Речь педагога должна быть чёткой, выразительной, не торопливой. Слова и фразы, адресованные детям, не должны быть случайными. Их следует продумывать заранее.

Рекомендации логопеда

РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением.

В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.

Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.

Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т. д.)

Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи.

Вы должны приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.

Бывает такая ситуация:

Два малыша. Один из них очень разумно и ясно отвечает на вопросы, рассказывает осмысленно, выразительно читает стихотворение, поет песенку (он их знает немало: мама ему пела). А попытки обратиться ко второму с теми же вопросами кончатся ничем. Это не значит, что второй малыш глупее или менее любознателен. Нет. У него понятливые глазки, он адекватно реагирует на происходящее вокруг. Разница в том, что первому очень много внимания и заботы уделяла мать.

Если бы все родители понимали это, они, наверняка, находили больше времени для занятий со своими детьми.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЁНКА

Ф. И. Ребёнка

Возраст

Домашний адрес

Жалобы родителей

Данные о ходе речевого развития

Состояние слуха

Общее развитие ребёнка

Внимание, работоспособность

Общее звучание речи

Темп

Плавность

Дыхание

Состояние речевого аппарата

Произношение и различение звуков

Произношение слов сложного слогового состава

Грамматический строй

Словарь

Диагноз

Источник: maam.ru