Приобщение дошкольников к исследовательской деятельности по изучению окружающей среды

Ирина Фатфулина
Приобщение дошкольников к исследовательской деятельности по изучению окружающей среды

Приобщение дошкольников к исследовательской деятельности по изучению окружающей среды.

Фатфулина И. А. воспитатель

МБДОУ ДС «ЖЕМЧУЖИНКА» Г. ВОЛГОДОНСК

Мир, окружающий ребенка, — это, прежде всего мир

природы с безграничным богатством явлений, с

неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный

источник детского разума.

В. Сухомлинский

Экологическое воспитание–это одно из направлений дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Экология в прямом смысле слова – это знания о Доме. Изменится ли к лучшему деятельность человека на планете, если у него не будет необходимых знаний о себе и о своем Доме? Конечно, нет! Для того чтобы жизнь людей в нем была мирной, здоровой, гармоничной и созидательной нужно формировать экологические знания детей в дошкольном возрасте.

В современных условиях, когда скорость устаревания информации очень высока, все более актуальной становится переориентация образовательного процесса с методов, способствующих усвоению большого объема информации, на методы, нацеленные на развитие способностей думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Следовательно, педагог ДОУ должен быть подготовлен к осуществлению этой работы.

Эффективность решения задач опытно-экспериментальной деятельности зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников конкретных знаний, умений и навыков об окружающем мире.

С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения, что подразумевает создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное.

В условиях перехода на новую модель образования, внедрения ФГОС — дошкольные учреждения должны стать эталоном экологической культуры общества, где необходимо уделять внимание экологическому развитию всех субъектов образовательного процесса.

Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки. Ребенок не обидит увиденного на улице одинокого котенка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные. Наличие знаний еще не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении ребенка к природе. Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней.

Быстрый рост городов и, соответственно, численности городского населения привел к тому, что многие дети живут в практически искусственной среде, не имеют возможности общаться с природными объектами. Изо дня в день они видят серые монотонные здания, чувствуют под ногами асфальт, дышат выхлопными газами автомобилей, видят искусственные цветы. Ребенок больше времени проводит за компьютерными играми и телевизором. Никакой, даже самый красивый видеофильм о природе, не заменит живого общения с ней.

Экологическое образование, полученное в детском саду, является основой для становления и развития экологической культуры ребенка. Экологическая культура ребенка целенаправленно формируется на занятиях и в повседневной жизни через модели педагогического процесса экологического образования дошкольников, интеграцию экологического воспитания во все виды деятельности, планирование наблюдений в природе и прогулок по экологической тропе.

Нельзя воспитывать личность, не научив ее любить и сострадать, наблюдать и видеть.

Перед педагогами стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования — это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам — уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе.

Цель проектов — создать условия для подготовки детей к обучению основам экологии, сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности: познавательную, исследовательскую, творческую (художественно-эстетическую, ценностно-ориентированную, коммуникативную.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

Для того чтобы возник проект, необходима коллективная игровая проблемная ситуация, которая «захватила» бы всех. Когда у ребенка есть игровая проблемная ситуация, когда он увлечен событиями, происходящими в детском саду, когда он по собственной инициативе решает задачу в контексте общей для детско-взрослого коллектива цели и привлекает к сотрудничеству членов своей семьи, товарищей, когда получает хотя и ожидаемый, но столь желанный продукт своей деятельности и срывает свою «долю аплодисментов», во время презентации этого продукта, тогда можно сказать, что мы действительно организовали увлекательную детскую жизнь в условиях детского сада, а ребенок выбирает для себя задачи из своей зоны ближайшего развития и восходит по лестнице достижений.

Разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека, — вот главные аспекты работы педагога с детьми.

Одно из важных условий воспитательно–образовательной работы по экологическому образованию дошкольников – правильная организация развивающей предметной среды.

Развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль.

В моей группе организована зона коллекций : предназначена для знакомства детей с объектами природы, для обучения классификации по различным признакам;(камни, ракушки,виды почвы, песка, природный материал, т. д).

Создана в группе зона экспериментирования для проявления инициативы ребенка и самостоятельных исследований, так что опираясь на инструкции, схемы, карточки ребенок может самостоятельно провести эксперимент, понаблюдать за объектами живой и не живой природы. Ежегодно оформляется огород на окне, который способствует более подробному наблюдению за ростом и развитием растений в разных фазах и условиях.

Для младшего дошкольного возраста использую центр воды и песка: малыши экспериментируют с водой и песком, для снятия статического и эмоционального напряжения, развития моторики рук;

Большой интерес у детей старшего дошкольного возраста вызывает деятельность в центре науки: предназначенная для экспериментирования, опытов, наблюдений.

Кроме этого в группе действует уголок природы, для закрепления знаний широко используются дидактические игры.

Основы характера, жизненная позиция ребенка закладываются в семье. И чтобы объяснить детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей, их бережное, любовное, заботливое отношение к природе. С родителями проводились беседы и консультации на экологические темы. От того, какой пример подадут взрослые в своем отношении к природе, зависит уровень экологической культуры ребенка. Педагог, родители и дети вместе готовили праздники, походы, экскурсии, принимали участие в проектной деятельности :(Расти, расти- елочка красавица. Очистим участок от мусора. Мусор — знай свое место. Эта вредная батарейка. Мы растили огород, Как помочь животным зимой? Покормите птиц зимой. Рябина красная.)

Кроме просветительной работы с родителями большое внимание должно уделяться совместной деятельности детей и взрослых, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей. Например, нами были проведены природоохранные акции «Превратим в игрушки мусор» (поделки из бросового материала, «Покормите птиц зимой» (изготовление кормушек, обеспечение кормом, «Сохраним планету чистой» (уборка мусора) и другие.

В результате проделанной работы, дети проявляют интерес к ярким явлениям природы, у них развита творческая активность, самостоятельность, инициативность; дети умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи, они бережно относятся к природе, умеют ухаживать за растениями и животными ближайшего окружения.

Литература:

1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»;

2. Программа «Наш дом – природа» автор Н. А. Рыжова;

3.«Экологические занятия в ДОУ» автор Т. М. Бондаренко;

4. «Любовь к природе воспитываем с детства» автор С. Н. Николаева;

5. «Экологические занятия в детском саду» автор О. А. Воронкевич.

Источник: maam.ru