Приобщение дошкольников к донской культуре в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками

Елена Галактионова
Приобщение дошкольников к донской культуре в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками

«Приобщение дошкольников к Донской культуре, в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками, как условие реализации ФГОС ДО».

Детский сад – это второй дом и волшебный мир для детей. Каким он должен быть, чтобы наши дети выросли по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми? Ответ на этот вопрос мы видим в обогащении внутренней культуры ребенка, в прикосновении его к истории малой Родины, музыкальному искусству Донского края, воспитании чувства гордости за свою семью, народ, Родину. Особое место в воспитании детей дошкольного возраста занимает праздник, одна из основных целей которого—формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности.

Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство; поэтому он, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности. С самого раннего возраста ребенок нуждается в обогащении яркими художественными впечатлениями, знаниями, умениями выражать свои эмоции. Фольклорные казачьи праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, музыкальном искусстве, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования задачи музыкального развития детей реализуются в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Основные задачи:— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства;

— становление эстетического отношения к окружающему миру;

— формирование элементарных представлений о видах искусства;

— развитие восприятия музыки;

— реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Целевые ориентиры в музыкальном развитии ребенка:— проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах музыкальной деятельности;

— обладает установкой положительного отношения к миру;

— обладает развитым воображением, которое реализуется в различных видах музыкальной деятельности,

— использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;

— подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими и др.

Фольклорный казачий праздник:— радость музыкального творчества и сотворчества

-это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции

— это возможности всестороннего развития ребенка

– это радость общения

-радость самовыражения

— радость раскрепощения и взаимообогащения.

На наших детских казачьих праздниках присутствуют разнообразные виды искусства Донского региона : музыка, литература, живопись, хореография, театр, пантомима. Таким образом, казачий фольклорный праздник является синтезом практически всех видов искусств. Это способствует проявлению детского творчества в различных видах деятельности.

Уже много лет в нашем дошкольном учреждении создаются условия для приобщения дошкольников к донской традиционной культуре (создан мини музей «Казачья горница» ,где собраны старинные предметы быта казаков; у воспитанников средних- подготовительной групп с помощью наших родителей сшиты казачьи костюмы; постоянно пополняется атрибутика к календарным песням, играм, танцам; создана картотека: казачьих песен, игр и танцев, сказок для семейного казачьего театра, записи на СД- диски старинных казачьих народных песен и современных авторских песен (композиторов г. Ростова, Таганрога, Новочеркасска,разработаны сценарии казачьих праздников разной тематики(«День рожденье Атамана Матвея Платова», «Крещение казака». «Проводы на службу», «Покровская Ярмарка в казачьей Станице», «Зимние забавы казачат», «Широкая Масленица» и т. д. .

Реализуя программу д/с «В краю Тихого Дона» знакомство дошкольников с фольклорным материалом возможно не только на музыкальных занятиях, но и кружковой работе, на интегрированных занятиях со специалистами ДО.

Главной целью является создание условий для приобщения детей к Донской музыкальной культуре, казачьим традициям и ценностям, развитие музыкально-творческих способностей.

Достичь цель помагает :-совместная педагогическая деятельность МБОУ и Атамана и казаков станицы Ново-Баклановской по духовно-нравственному развитию и воспитанию дошкольников на традициях донского казачества (проводятся праздники, музыкально-спортивные мероприятия, экскурсии в казачий музей, Атаманский Дворец, ст. Старочеркасскую и д. р.);

-взаимодействие нашего МБОУ с творческими коллективами города, района, области через участие в разных формах совместной деятельности, одной из которых являются праздники.

Работая по данной теме, я поставила перед собой следующие задачи: развивать интерес к культурным традициям Донских казаков;

развивать интерес к казачьей народной и авторской музыке: песням, танцам, хороводам, переплясам, играм;

Расширить диапазон детского голоса, развивать вокально-хоровые навыки, чистоту интонирования средствами народного фольклора.

знакомить детей с фольклором казачества.

Особое внимание обратить на связь уст ого народного творчества с трудовой, семейной, праздничной и другими сторонами жизни народа, с природой;

Освоить старинные детские игры, обогащая речь ребёнка пословицами, поговорками, загадками, знакомство с мифами и легендами;

через личное участие ребёнка в праздниках народного календаря ознакомление с историей, содержанием, обрядами и обычаями некоторых из основных народных праздников;

познакомить детей с историей казачьего быта, обычаями, традициями; ;

привлекать родителей к сотрудничеству в приобщении детей к казачьим национальным традициям.

Особое место в работе с детьми по освоению музыкального искусства Донского края отвожу музыке: военной, лирической и шуточной тематики.

В этом отношении незаменимы казачьи песни, казачьи музыкальные игры — хороводы, дразнилки, шутливые диалоги.

В казачьих народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка. Использование в работе с детьми казачьих песен, народных игр, потешек, прибауток, считалок, закличек позволяет решать сразу несколько задач: развивается память, внимание, смекалка, речь.

Донской фольклор» отражает различные виды музыкальной деятельности.

1. Слушанье и восприятие

2. Пение сольное и ансамблевое

3. Народная хореография

4. Фольклорные игры

5. Игра на народных инструментах

6. Казачий народный театр.

Организация и проведение детских фольклорных праздников занимают особое место. Праздник – это синтез различных видов народного коллективного творчества. Проведение казачьих праздников, посиделок, вечерок является продолжением работы воспитанников на тематических занятиях по приобщению к истокам казачьей культуры, позволяет проявить свою инициативность и творческий потенциал.

В процессе проведения праздника идет закрепление и расширение знаний, применение их воспитанниками на практике, в коллективном творчестве, т. к. праздник включает живое слово, звуки, краски, ритм, движение, форму, т. е. дети непосредственно участвуют в различных видах творчества.

Изучение календарного казачьего фольклора осуществляется через участие ребят в календарных праздниках.

Сценарии народных праздников посвящены разным циклам народного календаря. «Коляда пришла- козочку привела», «Святки на Дону», «Широкая Масленица», «Сороки», «Пасха», «Яблочный Спас», «Покровская Ярмарка», «День матери-казачки» — календарные праздники которые также является традиционными в нашем саду. В детском саду проходит традиционный обряд «Посвящение в казачата» очередного поколения малышей, воспитанников МБОУ. Готовя смену будущего казачества, мы стремимся приобщать наше самое младшее поколение к донским традициям, воспитываем подрастающее поколение в духе патриотизма и бережного отношения к истории, традициям донского края, любви к Отечеству.

Так, приобщая детей к Донской музыкальной культуре, мы развиваем у них уважение к своему народу, его традициям, обычаям, прививаем любовь к родной природе, уважение к людям труда, воспитываем добрые отношения в общении с другими детьми и взрослыми.

Проведение казачьих фольклорных праздников способствует не только приобщению детей к музыкальному искусству Донского края, но и дает уникальную возможность помочь детям раскрыть и развить социальную креативность, столь важные для современного человека, освобождает ребенка от закомплексованности, дает ему ощущение своей особенности, приносит массу радостных минут и огромное наслаждение.

Источник: maam.ru