Презентация «Коренные жители Югры»

ЕЛЕНА СЕЛИВЕРСТОВА
Презентация «Коренные жители Югры»

КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ ЮГРЫ

СЛАЙД 1

Сегодня мы познакомимся с коренными жителями Югры.

СЛАЙД 2

Сегодня ХМАО-Югру населяют люди разных национальностей, В связи с развитием нефтегазовой отрасли в округе, лесной, рыбной промышленности, ежегодно осуществляется приток в наш округ людей из разных городов, регионов, стран. Мало кто знает, что Югру населяют еще и коренные жители-ханты и манси, которых на сегодня осталось очень малое количество. Жизнь коренных жителей отличается от жизни современных людей. Отличается и культура, традиции.

СЛАЙД 3

Безусловно, разные народы занимаются каким-то своим определенным делом. Живущие в лесах – охотятся, жители полей – собирают урожаи и выискивают съедобные корни. Ханты и манси же с давних времен привыкли ловить рыбу, охотиться и разводить оленей. Можно смело сказать, что у них это в крови.

СЛАЙД 4

Живущие у водоемов ханты и манси делают лодки — долбленки которые называются – ОБЛАСОК. Их выдалбливают из целого толстого ствола дерева.

СЛАЙД 5

Разведение оленей – оленеводство, основное занятие северных народов.

Северный олень, пожалуй, единственное бездомное домашнее животное. Человек не дал ему ни укрытия от непогоды, ни запасов корма, ни надежной защиты от волков. Олень, как и его дикие сородичи, все время бродяжничает на свежем воздухе. Ищет ягель. Но коренные народы Севера в тундре не могут прожить без оленя. Вся жизнь оленеводов связана с ними. Олень даёт человеку пищу, одежду, помогает преодолевать расстояния – служит незаменимым транспортом на бескрайних северных просторах. Даже для жилища ненцы используют шкуры оленя. Поэтому они относятся к нему так бережно, нежно, как к самому лучшему другу.

СЛАЙД 6

У оленей копыта служат и лыжами и лопатами. Они могут широко раздвигаться, увеличивая тем самым площадь опоры, и поэтому олень не проваливается в снег и легко преодолевает топкие места.

СЛАЙД 7

Послушайте загадку

В доме лишь одна стена,

Очень круглая она

До того она кругла –

Ни единого угла. (Чум)

Чум – жилище оленеводов.

СЛАЙД 8

В чуме живут и летом, и зимой. Он сделан из 20 — 30 жердей

После того, как установлены шесты натягивается покрытие чума. В зависимости от времени года чум покрывают: летом и осенью берестяным полотном, зимой — полотном, сшитым из оленьих шкур.

СЛАЙД 9-

И так, «зайдем» в хантыйский чум

Посреди чума – очаг. Он расположен точно под верхушкой чума. Это вертикальный центр жилища. Он объединяет вокруг себя всех домочадцев и одновременно связывает землю с небом. К огню у хантов особое отношение, огонь – это тепло, жизнь. Его считали живым существом, называли «семиязыковой матерью». Существует множество обычаев по отношению к огню. Например: Когда хозяйка шьет новое платье, она должна от ткани отрезать кусок и бросить в огонь с просьбой о благополучии в семье, здоровье.

У ханты есть сказка «Обиженный огонь».

Рассказывают, что ехали двое: муж и жена. Захотели развести костер, а огонь никак не разгорается. Тогда муж рассердился и начал топором рубить огонь. Говорит: «Я все равно в другом месте разведу огонь». Поехали на другое место и там никак не могут развести огонь, нигде не могут. Потом поехали, ехали и приехали снова на это же место, где он костер рубил. А там сидит женщина в красном платке и плачет. У нее по лицу кровь течет.

— Зачем ты меня так изрубил? Больше ты нигде не разведешь огонь, пока не отдашь мне свою дочь.

У них была дочь, в дневной люльке сидела. Мать заплакала и не хочет отдавать дочь, а муж, раз уж он изрубил огонь, должен был рассчитаться. Поставил люльку с ребенком на костер. Костер сразу же разгорелся. Эта поучительная сказка учит бережному отношению к святому огню.

СЛАЙД 10

Лабаз — это небольшая избушка на высоких сваях (для того чтобы не забрались дикие звери, где хранятся снасти, одежда, утварь и мясо. Лабаз и место вокруг него считается священным, там нельзя находиться и тем более что-либо брать оттуда с наступлением сумерек. Эта изба на сваях стала прообразом Избушки на курьих ножках (в лабазах, кроме всего прочего, хранятся идолы). Для того, чтобы подняться в лабаз, использовались приставные лестницы,

СЛАЙД 11

Для создания одежды ханты использовали главным образом шкуры животных (оленей, собак, диких зверей). Самым древним видом одежды было платье из рыбьей кожи.

Отделкой служат беличьи хвостики, ушки, полоски меха контрастных цветов. Женские парки не отличаются от мужских, но отделываются богаче. Из меха разных расцветок выкладывают национальные орнаменты

СЛАЙД 12

Одежда мужчин называется — «малица».

Женское платье называется «ягушка».

Мансийская обувь очень удобная и легкая. Зимние сапоги –кисы и унты шьют и оленьих камусов мехом наружу, есть и чулки- выше колен. Как и одежду, их красиво украшают меховой мозаикой и полосками цветного сукна, вставленного в швы.

СЛАЙД 13

Одежда народа Ханты богата орнаментальными узорами.

Хантыйские орнаменты красивы –

В них все приметы родины моей.

Ты больше не найдешь по всей России

Таких цветов и сказочных зверей.

Узоры на одежде и посуде

Красны, как солнце, и белы, как снег, —

На них сызмальства глядя, наши люди

С прекрасным не расстанутся навек.

Они явились в жизнь совсем не просто

Из-под иглы, и кисти, и резца:

Ведь мастера по дереву и кости

В них вкладывали души и сердца. (М. Шульгин)

СЛАЙД 14

Художественная резьба по кости. Умельцы использовали для этого рог оленя и лося, редко — мамонтовую кость, которую находили в земле или выменивали.

СЛАЙД 15

Берестяные изделия были почти исключительно делом женских рук. Особенно вызывают восхищение разнообразие форм и украшений.

СЛАЙД 16

А это корневатики — это оригинальные коробки и тарелки из расщепленных корней кедра и веточек черёмухи с выпуклыми крышками.

СЛАЙД 17

Свою меховую одежду северянки издавна украшали костяными шариками, трубочками, кружочками, бисером. Впрочем, далеко не всякий бисер подходил к суровым северным условиям и выдерживал. Стеклянный – лопался и опадал; сохранялись лишь китайский фарфоровый или индийский, сделанный из морских раковин, такой бисер берегли – его переносили со старых вещей на новые.

СЛАЙД 18

Кукла «Акань» — хантыйская кукла. В такие самодельные куклы, изготовленные из тонкой ткани, сукна или меха, играли дети народов Ханты и Манси, живущие в нашем округе. Вместе с маленькой хозяйкой кукла «Акань» отправлялась в летнюю деревню, в стойбище оленеводов, на рыболовецкий стан, на праздники. Первую куклу девочке делали мама или бабушка, иногда старшая сестра. Подрастая, девочка шила их сама. Куклы дарили своим родственникам и сами получали их в подарок. Вечером перед сном девочка должна была слегка покусать Акань за голову, так как существовало поверье, что если девочка не покусает ее, то ночью Акань укусит ее за большой палец ноги. На лице у Акань не принято было делать глаза, нос, рот, так как такие куклы считались священными и, по поверью, в них могли вселяться злые духи.

СЛАЙД 19

В этой презентации мы узнали лишь маленькую часть истории и культуры народов, которые всю свою жизнь прожили в Югре. Ханты и манси — коренное население Ханты-мансийского округа. Эти малочисленные народы сумели сохранить свою культуру до наших дней.

Источник: maam.ru