Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. (опыт работы)

Бояренова Светлана
Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. (опыт работы)

Педагогический коллектив МДОУ «Центр развития ребёнка- детский сад №103г. Владивостока» целенаправленно ведет работу по обучению детей правилам дорожного движения.

В детском саду сформирован пакет “Нормативно-правовых документов по ПДДТТ”. Ежегодно пополняется материально-техническая база по ДДТТ. Особое внимание уделяется созданию развивающей среды. В ДОУ имеется: обучающая игра “Азбука дорожного движения”. В методическом кабинете оформлен уголок, в котором подобрана методическая литература, учебно-наглядные пособия, настольные и дидактические игры, в помощь педагогам при проведении работы по ПДДТТ.

В группах оборудованы уголки безопасности дорожного движения. Для закрепления знаний у детей о дорожных знаках, правилах дорожного движения в уголках имеются различные игры, наглядные материалы, художественная литература, игрушки различных видов транспортных средств, оформлены альбомы с кроссвордами, ребусами. Территория детского сада расчерчена специальными дорожками так, как будто это проезжая часть улицы.

В детском саду разработана система работы по формированию у детей правил безопасного поведения на дорогах. Целью, которой является повышение активности педагогического коллектива, родителей и детей в обеспечении безопасности дорожного движения, активизация работы по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни. Работа ведется в четырех направлениях:

• Работа с педагогами;

• Работа с родителями;

• Работа с детьми;

• Работа с общественными организациями.

Для реализации поставленной цели большая работа проводится с педагогическим коллективом: консультации, семинары-практикумы, круглые столы, дискуссии и многое другое.

Наряду с традиционными формами работы широко используются новые формы, которые обеспечивают обратную связь, позволяют проявить инициативу, творчество: смотры – конкурсы, КВНы. Итоги работы по профилактике ДДТТ подводятся на педсоветах. Активно внедряется в работу детского сада проектный метод. В старшей группе был реализован проект по безопасности дорожного движения. “Правила дорожного движения – достойны уважения” (однодневный проект).

Работа с детьми ведется систематически, согласно разработанного. С детьми проводятся экскурсии, занятия, на которых детей знакомят с правилами поведения на улице, с дорожными знаками, воспитывают навыки безопасного поведения. Также с детьми проводятся минутки безопасности. Традицией в детском саду стало проведение недель безопасности дорожного движения. Дети ежегодно отправляются в увлекательное путешествие в страну дорожных наук. Для закрепления знаний детей проводятся викторины, КВНы. В свободное время дети читают рассказы, разучивают стихи, решают ребусы, кроссворды.

Основным методом обучения детей правилам дорожного движения является игра. В младшем возрасте мы используем различные виды подвижных игр, в средней группе предпочтение отдаем сюжетно – ролевой игре, в которой знания детей уточняются и расширяются. В старшем возрасте дети приобретают определенное количество знаний и представлений об окружающем, поэтому мы используем интеллектуально – игровую деятельность в виде занимательных игр, упражнений, логических задач, головоломок, кроссвордов, развивающих сообразительность, внимание, самостоятельность.

Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма неизменно заставляет искать наиболее эффективные пути сохранения жизни и здоровья детей. Чтобы обучение детей было непрерывным, успешным мы используем широкий спектр разнообразных форм работы с семьей:

• Лекции;

• Консультации;

• Папки – передвижки;

• Семинары;

• Выпуск буклетов “Вы спрашивали, мы отвечаем”;

• Выставки;

• Стенды;

• Совместные праздники;

• Совместные решения проблемных ситуаций, ролевое их проигрывание и другое.

Для выполнения поставленных задач по профилактике ДДТТ, мы объединили усилия дошкольного учреждения, семьи, школы и общественности.

Система непрерывного обучения Правилам дорожного движения и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте имеет значительный педагогический потенциал в решении проблемы снижения детского дорожно-транспортного травматизма.

Подводя итоги проделанной работы можно отметить, что наши дети хорошо ориентируются на улицах, прилегающих к детскому саду; при переходе через проезжую часть ведут себя внимательно и осторожно; знают основные дорожные знаки; умеют вести себя на улице, руководствуются правилами культуры поведения в общественных местах, т. к. имеют четкое представление о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам, водителям, направлены на сохранение их жизни и здоровья, поэтому все обязаны выполнять их. Мы уверены, что знания “дорожной грамоты”, приобретенные в детском саду, помогут будущим школьникам стать более дисциплинированными и самостоятельными.

Актуальность:

С каждым годом в нашей стране растет плотность транспортных потоков на улицах и дорогах. Растет число дорожно-транспортных происшествий. Все чаще и чаще их жертвами становятся дети. Поэтому обучение безопасности движения становится все более важной государственной задачей.

Особое значение и решение этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности.

Основные причины дорожных нарушений:

• Незнание дошкольниками элементарных правил;

• Стремление к самостоятельности, но не умение адекватно оценивать свою силу и возможность;

• Безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.

Цель:

Повышение активности педагогического коллектива, родителей и детей в обеспечении безопасности дорожного движения, активизация работы по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни.

Задачи:

• Учить детей ориентироваться в различной обстановке;

• Вырабатывать привычку правильно вести себя на улице;

• Воспитывать грамотного пешехода в тесном взаимодействии с семьей.

Направления деятельности:

• Работа с педагогами

• Работа с детьми

• Работа с родителями

• Работа с общественными организациями

Этапы работы

Первый этап работы – это уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, т. е. их личный опыт, на который может опереться педагог. Такая диагностика необходима в каждой возрастной группе – помогает педагогу определить знания и навыки детей, уровень их возможностей.

Второй этап – расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о правилах дорожного движения посредством наблюдений движения транспорта по улице, встреч, бесед с сотрудниками госавтоинспекции, организованной системой занятий.

Третий этап – формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения. Чем старше группа, тем легче педагогу проводить работу в этом направлении. Однако, в младших группах следует в доступной форме, на конкретных примерах доводить до детей смысл и значение правил дорожного движения.

Четвертый этап – это формирование у детей чувства ответственности. Наличие чувства ответственности говорит уже о духовной зрелости. Разумеется, в этот период речь идет в дошкольном возрасте о духовной зрелости, однако отдельные ее компоненты сформировать у детей можно. Ребята понимают и усваивают предъявляемые к ним требования. Именно понимают и усваивают. А вот готовность отвечать за свои поступки идет позже. Следовательно, задача педагога: формировать в подрастающем человеке эту готовность, почву к ней.

Пятый этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, т. к. при обучении правилам дорожного движения эти качества во многом помогают личности вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся транспортной ситуации.

Условия:

• Создание среды

• Эмоциональный настрой педагога

• Творческий контакт со службой ГАИ

• Дидактические, сюжетно-ролевые, конструктивные игры

• Художественные произведения на соответствующую тематику

• Тесное взаимодействие педагогического коллектива детского сада, родителей, детей, общественности.

Принципы обучения:

Преемственность. Каждая новая ступень обучения должна опираться на уже усвоенные знания.

Последовательность и постепенность. Знания по дорожной тематике следует давать постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации.

Принцип развивающего обучения. Организация обучающих воздействий на личность и поведение ребенка позволяет управлять темпами и содержанием его развития. Не следует заставлять детей зазубривать сложные термины, определения, схемы и дорожные знаки. Задачей является достижение понимания, осмысления и осознания детей смысла конкретных безопасных действий на улицах и дорогах. Успешность обучения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат – осознанно вести себя в реальных дорожных условиях.

Доступность. Материал должен быть изложен в доступной форме. Дети не воспринимают сложную дорожную информацию с детализацией общепринятых определений по ПДД.

Наглядность. Этот принцип традиционно используется в работе с детьми, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. При обучении дорожной безопасности необходимы наглядные средства: плакаты, макеты дорожных знаков, специальное оборудование для проведения игровых занятий, видеофильмы и т. д.

Принцип единства воспитания и обучения. На всех этапах обучения необходимо воспитывать у детей культуру поведения на дорогах, в общественных местах и транспорте.

Принципы воспитания:

• Принцип индивидуального и дифференцированного подхода.

• Принцип взаимодействия “дети – дорожная среда”.

• Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия.

• Принцип возрастной безопасности.

• Принцип социальной безопасности.

• Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания.

Методы обучения: Методы воспитания:

• Рассказ • Внушение

• Рассказ-объяснение • Убеждение

• Беседа • Пример

• Работа со схемами и карточками • Упражнение

• Игра • Поощрение

• Игры-упражнения

• Ролевая игра

• Экскурсия.

Задачи:

(младшая и средняя группы)

• Знакомить детей с правилами дорожного движения;

• Расширять знания о транспортных средствах;

• Учить определять опасные места на дорогах;

• Уметь определять изменения направления перемещения людей и транспорта;

• Учить различать элементы дорог, остановки общественного транспорта и пешеходный переход;

• Воспитывать умение ориентироваться на местности вокруг детского сада, знать назначение зданий вокруг детского сада;

• Развивать наблюдательность и любознательность;

• Учить составлять небольшие рассказы о дорожной ситуации;

• Учить изображать в рисунках дорожные знаки, человека и транспорт.

Задачи:

(старшая группа)

• Прививать ребенку устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации;

• Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу по предупреждению случаев травматизма;

• Уточнять и расширять представление о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков, о правилах перехода проезжей части;

• Познакомить с правилами езды на велосипедах, с предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными знаками и знаками-сервисом;

• Закреплять навыки поведения в общественном транспорте;

• Развивать осознанное отношение к своему здоровью.

• рисунках дорожные знаки, человека и транспорт.

Задачи:

(подготовительная группа)

• Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения: основные термины и понятия, все элементы дорог, обязанности пешеходов и пассажиров, правила перехода железнодорожных переездов, предупредительные сигналы, подаваемые водителем, средства регулирования дорожного движения;

• Учить свободно ориентироваться вокруг детского сада – знать все общественные здания, уметь ориентироваться в многообразии транспортных средств своего поселка;

• Учить ориентироваться относительно элементов дорог, транспортных средств;

• Учить передавать в рисунке дорожную обстановку;

• Учить объяснять дорожную обстановку после прогулки;

• Учить наблюдать за правильными и неправильными действиями водителя, пешехода, пассажира;

• Продолжать знакомить с дорожными знаками;

• Совершенствовать культуру поведения детей на улице и в транспорте;

• Формировать самостоятельность и ответственность в действиях ребенка на дороге.

Источник: maam.ru