Познавательные сказки, как одна из форм формирования у детей 4–5 лет знаний об экологии

Екатерина Митрофанова
Познавательные сказки, как одна из форм формирования у детей 4–5 лет знаний об экологии

Экологическое образование, воспитание дошкольников в настоящее время становится одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем её уровень.

Экологическое образование дошкольников– это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Главная задача экологической работы в ДОУ и родителей – научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому и научить соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.

Экологическая сказка – уникальный метод воспитания, дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Помогают открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир. Они нацелены на формирование у человека бережного отношения к природе.

Необходимо выбрать такие формы и методы экологического развития дошкольников, которые позволили бы продемонстрировать приспособление растений и животных к среде обитания, взаимосвязи в природных сообществах, связь человека с природой.

Таким занимательным средством обучения может быть экологическая сказка.

Экологическая сказка – это литературное произведение, отражающее природные явления, объекты природы, взаимосвязи и взаимозависимости, существующие в природе, в фантазийной форме, формирующие экологическое, гуманное отношение человека к природе.

Цель экологических сказок:

1. познавать окружающий мир;

2. воспитывать чувство причастности к благополучию в природе;

3. думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.

4. Задачи экологических сказок:

5. Расширить представления детей о том, что Земля – это наш дом.

6. Формировать систему экологических знаний.

7. Развивать умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.

8. Привлечение внимания детей к экологическим проблемам через эко. сказки.

9. Воспитывать стремление беречь нашу Землю

10. Осознание себя как части природы.

11. Способствовать осознанному отношению к природе, а также отношению к себе как к части природы.

Значение экологических сказок:

В детях воспитывают культуру поведения и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе.

Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни.

Виды экологических сказок.

Экологические сказки подразделяются на авторские и народные. Народные сказки созданы по сюжетам русских народных сказок. Авторские сказки можно подразделить на следующие виды:

— сказки – «рассказки»

— сказки – «почемучки»

— сказки –«катастрофы»

В своей работе я использую следующие экологические сказки.

«Вершки и корешки», «Гуси-лебеди», «Кот и лиса» ,«Теремок», «Кощей Бессмертный», «Лиса и Журавль», «Снегурочка», «Две Мышки»

Примеры авторских экологических сказок.

В. Бианки: «Сова», «Хвосты», «Чьи это ноги?», «Чей нос лучше?», «Хитрый лис и умная уточка», «Как муравьишка домой спешил?».

Д. Мамин-Сибиряк: «Серая шейка», «Лесная сказка». А. Н. Толстой: «Сорока», «Мышка», «Козёл», «Ёж», «Лиса», «Заяц», «Кот Васька».

Н. Сладков: «Синичка необыкновенная», «Лесные шорохи»

К. Паустовский «Кот ворюга»

Н. Рыжова: «Жила-была река», «Чей дом лучше?», «Как медведь дом потерял?», «История одного пруда», «Травинка-путешественница».

Л. Тарасенко «Путешествие капельки», «Ласка и Звездочка», «Подсолнух», Фокус ящерица», «Гномик в муравейнике», Превращение гусеницы», «Молодая яблонька», «Появление муравьишки»

Сказки – «рассказки».

В качестве главных героев выступают сказочные, вымышленные персонажи (Колобок, Листовичок и др.) или очеловеченные реальные объекты и явления природного мира (растения, грибы, насекомые и т. д., посредством встречи с которыми дошкольники узнают много нового о многообразии живой природы.

«Про Звездочку и космический мусор» (А. Бачерикова)

«Кто вырастил ягодку?» (Е. Коротаева)

Сказки – «почемучки»

Благодаря этим сказкам взрослые могут ответить на множество типичных вопросов маленьких «почемучек». В названиях этих сказок уже содержится вопрос.

«Почему на крыше сосульки?» (Е. Бакина, Е. Засолоцкая)

«Почему у Мухи хвоста нет?» (К. Овчинникова, Н. Перевалова)

«Почему Льдинка исчезла?» (Ю. Игошина)

«Почему у кита большой рот» (С. Сахарнов)

Сказки – «катастрофы»

В содержании этих сказок раскрываются глобальные изменения климата, истощение природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды – факторы в совокупности создающие непрерывно ухудшающуюся среду обитания человека.

«Сказка о том, как разозлился дождь» (М. Пантюхина)

«Лесной пожар» (А. Смирнова, А. Устинова)

1. Содержательной основой сказки является познавательно-экологическая, а не развлекательная информация;

2. в сказках действуют реальные вещи, предметы, объекты природы, которые наделяются несвойственными им человеческими способностями (речью, мыслями, поступками и пр.) ;

3. главное – вызвать у детей любовь, интерес, положительное отношение к героям сказки, ведь если малышам будет симпатичен герой, то они легче и лучше усвоят все, что с ним будет связано.

Особенность таких сказок заключается в том, что все проблемы, приключения героев связаны с познанием реальных предметов, явлений и закономерностей нашего большого мира.

В каждой отдельной истории сказочные персонажи:

— сталкиваются с кем-то или чем-то им неизвестным, и в процессе знакомства открывают для себя много нового;

— попадают в трудную ситуацию и, преодолевая ее, получают много новых сведений;

— встречается с очень интересным собеседником, который в своих рассказах передает новую информацию.

При этом очень важно выразительно, ярко, образно, эмоционально описывать в сказке возникновения познавательной потребности и интересов у главных героев. Тогда ребенок, сопереживая герою, сам проникается интересам к описываемым событиям.

После чтения сказок или вовремя:

— Детям могут даваться задания:

придумать конец, нарисовать, сконструировать модель чего – либо и т. д.

Проходит обсуждение текста

Чтение экологической сказки может быть отдельной формой в работе по экологическому образованию детей и может входить в другие:

• экологические занятия,

• опытно-экспериментальная деятельность,

• беседы,

• наблюдения,

• театрализованная деятельность.

На основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены:

• начальные формы осознанно правильного отношения к природе;

• интерес к ее познанию;

• сочувствие ко всему живому;

• умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях,

• выражать свое эмоциональное отношение к ней.

Источник: maam.ru