«Посеешь привычку-пожнёшь характер»

Наталья Заднипровская
«Посеешь привычку-пожнёшь характер»

Родительское собрание в 1 младшей группе

«Посеешь привычку – пожнешь характер»

Форма проведения: круглый стол

Цель: формирование ответственности за психическое, физическое, эмоциональное здоровье своих детей, негативного отношения к вредным привычкам, объединение усилий детского сада и семьи в вопросе формирования у детей полезных привычек.

Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада вас приветствовать за нашим круглым столом. Тема родительского собрания «Посеешь привычку – пожнешь характер».

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребёнок рос привлекательным, воспитанным, ответственным, одним словом, имел только положительные качества. Недаром народная мудрость утверждает: «Посеешь привычку – пожнёшь характер». От того, какими привычками обладает человек, он выглядит либо привлекательным, воспитанным, либо отталкивающим, вызывающим осуждение.

Как вы думаете, что такое привычка? (высказывание родителей)

Привычка – это такое действие, которое человек выполняет как бы автоматически. У каждого человека в течение жизни вырабатывается много привычек. Они могут быть как полезными, способствующими возникновению положительных черт характера, так и вредными для формирования личности ребёнка.

Если ребёнок научился бегло и правильно читать, он может приобрести полезную привычку регулярно читать книги, а в старшем возрасте следить за новинками художественной литературы. Научившись владеть иглой, утюгом, ребёнок легче выработает в себе привычку следить за своей одеждой, быть всегда аккуратным и чистым. Так формируются полезные привычки.

Наши дети ещё маленькие, сами читать, шить и гладить они не умеют, поэтому давайте сначала вспомним и обсудим все те полезные привычки, которые уже есть или которые ещё можно развить в наших детях, а потом поговорим о плохих привычках.

Назовите полезные привычки, которые характерны для ваших детей.

(Родители называют).

Вывод воспитателя: к полезным привычкам мы относим:

• личная гигиена (мытьё рук перед едой, после туалета, после прогулки, пользование носовым платком, расчёсывание,

• соблюдение режима дня,

• утренняя зарядка,

• закаливание,

• прогулки на свежем воздухе и двигательная активность,

• правильное питание,

• уборка игрушек на место,

• выбрасывание мусора в мусорное ведро.

Полезные привычки делают человека более свободным, так как о многих своих действиях он перестаёт задумываться, они, словно, совершаются сами собой. Полезные привычки помогают сохранить здоровье и облегчить нашу жизнь.

Редко встретишь человека, у которого только хорошие привычки.

Тревогу вызывают вредные привычки.

Что, по вашему мнению, означает термин «вредные привычки»?

Вредные привычки — навязчивые, ставшие ритуалом действия, которые отрицательно сказываются на поведении человека, его физическом и психическом развитии. Есть ли вредные привычки у ваших детей?

У вас на столах лежат карточки. Напишите на них вредные привычки детей. (Родители пишут и зачитывают то, что у них получилось).

Воспитатель: Итак, мы выявили следующие вредные привычки присущие детям, это:

• капризы

• сосание пальца

• грызут ногти

• кусание

• ковыряние пальцем в носу

• щипание

Как вы думаете, откуда у детей появляются вредные привычки? (мнение родителей)

Причина их возникновения проста — недостаточное внимание со стороны родителей к поведению ребёнка, подражание взрослым.

Многие вредные привычки возникают в связи с неправильно закрепленным или плохо усвоенным навыком. Например, так создаётся привычка неправильно держать ложку или вилку у ребёнка, которого не научили ими пользоваться.

Иногда родители считают, что дети наследуют привычки от близких («Весь в папу», «Вся в маму») – это ошибка! Ребёнок не наследует привычки от близких, а приобретает их благодаря постоянному общению, путём подражания, а главное воспитания. Случается, что ребёнка чуть не до двух-трёх лет кормят из ложки, умывают, одевают, постоянно идут на уступки.

Подобный образ жизни существенно влияет на поведение ребёнка: он растёт неорганизованным, несобранным, а его поступки часто зависят от его желания и настроения. Подрастая, он начинает диктовать родителям свои условия: «Хочу – не хочу»; «Буду – не буду»; «Это не нравится». Так, родители незаметно для себя допускают накапливание ребёнком аморальных привычек поведения.

Иногда родители спрашивают: «Откуда у ребёнка плохие привычки? Мы его этому не учили!» Действительно, не учили, но и о воспитании «хороших» вовремя не позаботились. Если вовремя не выработать у ребёнка полезные привычки, то он их создаст сам в результате подражания окружающими или потому, что ему было удобно действовать так, а не иначе.

С чего в первую очередь начинается воспитание привычек?

В первую очередь, от поведения родителей напрямую зависит формирование привычек поведения у детей, т. к. многие привычки начинают формироваться в раннем детстве, благодаря подражанию. Если объекты для подражания положительны, то ребенок накапливает багаж привычек – помощников, которые организуют его поведение.

Случается, ребёнок невольно проявляет себя как не надо. Если его не поправляют, не учат как надо, то эти отрицательные способы поведения укореняются. Привычка к внешней безкультурности постепенно огрубляет ребёнка, обедняет его внутренний мир. Например, отсутствие у ребёнка привычки правильно реагировать на родительское «нельзя» является источником многих негативных проявлений: упрямства, капризов, эмоциональных срывов.

Необходимо, чтобы ребёнок с помощью режима приобретал полезные привычки. Дети, которые живут по режиму, обычно хорошо спят, с аппетитом едят, уравновешенны, спокойны и умеренно активны.

Привычки могут легко утрачиваться. Достаточно иногда изменить условия или ослабить контроль над ребёнком, как тут же меняется его поведение.

Ребенок не игрушка! Нельзя по взмаху волшебной палочки вложить в него собственные мысли, чувства и взгляды. Вместо «доброго и вечного» можно посеять страхи, неврозы, агрессию. Дальнейшая его судьба зависит от ответственности и последовательности действий, окружающих его взрослых.

Давайте разберём ситуацию:

Педагогическая ситуация

Пока мама разговаривала со своей знакомой, двухлетний карапуз вырвал из клумбы цветы. Она возмущена и «выдает» ему изрядную порцию шлепков. Малыш плачет.

Ответ:

В этом случае ребёнок расплачивается за запоздалое открытие ему понятий дозволенного и запретного. Матери следовало строго, но спокойно сказать сыну: «На клумбах нельзя рвать цветы» (выделив интонацией «нельзя»). На цветы могут смотреть и любоваться многие люди, когда они растут на клумбах».

Вывод. Родителям надо учить детей поступать правильно, разъясняя, что можно, а что нельзя. Так как у детей этого возраста ещё не развито волевое усилие, и они действуют по первому импульсу: увидел -понравилось – взял.

Родители принимают активное участие в обсуждении ситуаций, объясняют, как бы они поступили, если бы оказались на месте происходящего.

Как помочь ребенку избавиться от вредных привычек, какие хитрости можно использовать взрослым для этого? Ответ на этот вопрос вы получите, прочитав памятку «Как избавить ребёнка от вредных привычек».

Подводя итог всему сказанному, хочется отметить, что самое эффективное средство против «вредных» привычек – их предупреждение. Если возникла нежелательная привычка, то можно помочь ребёнку освободиться от неё. Важно при этом учитывать, что при искоренении привычки следует вникнуть, от чего она произошла, и действовать против причины, а не против последствий.

«Побороть дурные привычки легче сегодня, а не завтра» — сказал Конфуций.

Давайте будем стараться вместе: вы- родители и мы-педагоги, прививать детям только «полезные» привычки.

Источник: maam.ru