План проведения тематической недели «День космонавтики» в старшей группе

Ирина МАЛИНОВСКАЯ
План проведения тематической недели «День космонавтики» в старшей группе

Небывалым событием, потрясшим весь земной шар, стал первый в истории человечества полет в космос. Его совершил 12 апреля 1961 года гражданин СССР Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток». В ознаменование этого исторического события эта дата ежегодно отмечается как День космонавтики.

Этому событию была посвящена тематическая неделя в нашей группе. Предлагаю Вашему вниманию план тематической недели «День космонавтики» в старшей группе.

Цель: сообщить сведения о Дне космонавтики и космонавтах; привести детей к пониманию значимости нравственных и волевых качеств, необходимых космонавтам; учить детей рассуждать, связно излагать мысли.

1. Комплекс утренней гимнастики «Космическая тренировка».

2. Специально организованная деятельность:

— Занятие по образовательной области «Ребенок и общество» «Путешествие в мир Космоса».

Цель: Расширить представления детей об освоении человеком космоса. Развивать наблюдательность, творческое воображение, мышление, речь. Воспитывать уважение к профессии космонавта.

— Занятие по образовательной области «Изобразительное искусство». Пластилинография «Полет в Космос».

Цель: закрепить приемы лепки в технике пластилинографии – налеп, оттягивание, сглаживание, расширять и уточнять представления детей о покорении космоса, воспитывать чувство уважения к героям космоса, желание быть похожими на них.

3. Нерегламентированная деятельность

Общение:

— Чтение рассказа В. Бороздин «Первый в космосе».

Цель: уточнить представления о том, какие качества необходимы космонавтам.

— Чтение рассказа А. Митяева «Первый полет» с обсуждением.

Цель: расширить представления о подвиге первого космонавта Земли.

— Беседа «Петр Климук – первый белорусский космонавт».

Цель: познакомить с белорусским героем космоса, учить рассуждать про основные черты характера человека, который летал в космос (выдержанный, смелый, физически закаленный, здоровый, умный, внимательный).

— Решение проблемного вопроса «Что общего и чем отличаются Солнце и лампа?».

Цель: развивать речь, навыки рассуждения на предложенную тему, умения находить сходство и различия предложенных объектов.

Игровая деятельность:

— Дидактическая игра «Небылицы – небылицы».

Цель: учить придумывать интересные невероятные истории на предложенную тему «Встреча в космосе».

— Подвижная народная игра «Солнце и месяц».

Цель:

Все дети стоят на площадке. Выбирают двух ведущих. Они отходят в сторону и договариваются, кто из них будет Солнце, а кто Месяц, надевают шапочки. Игроки встают друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящему. Солнце и Месяц подходят и становятся перед игроками, берутся за руки и высоко их поднимают, образуя «ворота». Играющие проходят через «ворота» и поют:

Шла, шла тетеря,

Шла, шла, рябая,

Шла она лугом,

Вела детей кругом.

Старшего, меньшого,

Среднего, большого.

Солнце и месяц останавливают последнего и спрашивают: «К кому хочешь – к Солнцу или к Месяцу?». Играющий отвечает, к кому он пойдет, и становится рядом с выбранным ведущим. Игра продолжается. В конце игры нужно пересчитать, к кому перешло больше игроков.

— Игра-этюд «Космос».

Цель: закрепить знания детей о небесных объектах (Солнце, Луна, планеты, звезды, их размещении относительно нашей планеты, друг друга.

— Логическое упражнение «Продолжи логическую цепочку».

Цель: способствовать развитию логического мышления.

— Планшет – игра «Раздели объекты на планеты и летающие суда».

Цель: упражнять в классификации объектов по определенному признаку.

— Логоритмическая игра «Космонавт».

Цель: развивать умения согласовывать движения со словами текста.

В небе ясном солнце светит, (поднимают руки вверх)

Космонавт летит в ракете. (соединяю ладони вместе, потягивания)

А внизу леса, поля –

Расстилается земля. (наклон вперед, руки разводят в стороны)

— Словесная игра «Продолжи предложение».

Цель: упражнять в подборе слов, подходящих по значению, расширять знания о профессиях взрослых.

В космос летает… (космонавт)

Звезды наблюдает… (астроном)

Предсказывает судьбу по звездам… (астролог)

— Словесная игра «Объясни словечко».

Цель: активизировать словарь детей, расширять представления о значении слов.

Речевой материал:

Приземлиться, прилуниться, приводниться.

Созвездие, луноход, спутник, невесомость, космонавт

— Дидактическая игра «Семейка слов».

Цель: упражнять в подборе однокоренных слов к слову «звезда».

Речевой материал:

Образуем слова одной семейки к слову «Звезда»

Как можно ласково назвать звезд? (звездочка)

Если на небе много звезд, как можно про него сказать, какое оно? (звездное)

Как называют корабль, который летит к звездам? (звездолет)

Как в сказке называют волшебника, который предсказывает будущее по звездам? (звездочет)

Познавательная практическая деятельность:

— Рассматривание глобуса.

Цель: расширить знания детей об основных частях планеты (суша, водная поверхность).

— Рассматривание атласа «Звездное небо».

Цель: расширить представление детей о строении Вселенной, воспитывать интерес к науке астрономии.

— Работа в «Уголке книги» — рассматривание энциклопедии «Почемучка».

Цель: расширять кругозор детей, интерес к познанию окружающего мира.

— Выкладывание ракеты из счетных палочек, геометрических фигур.

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Художественная деятельность:

— Вечер белорусской поэзии (чтение стихотворений на белорусском языке – А. Грачаннікава “Планета дзяцей”, Э. Агняцвет “Беражы зямлю і неба”, С. Папара “Зямля – калыска”).

Цель: познакомить с творчеством белорусских поэтов, показать красоту белорусской поэтической речи.

— Рисование плаката «Береги нашу планету».

Цель: воспитывать бережное отношение к природе, ответственность за деятельность человека, осуществляемую в природе.

— Чтение стихотворения Р. Сефа «Земля».

Цель: побуждать детей к действиям, способствующим охране окружающего мира.

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету —

Ведь другой, похожей, нету!

— Вечер загадок «Загадочная Вселенная».

Цель: закрепить представления о строении Вселенной, совершенствовать мыслительные операции, развивать способность к анализу, обобщению, формировать умение делать выводы, умозаключения.

Материал:

Эта желтая звезда

Согревает нас всегда,

Все планеты освещает,

От других звезд защищает. (Солнце)

Бегают вкруг огонечка

Шесть сыночков и две дочки,

Промелькнут года и дни,

Но не встретятся они. (Планеты)

Крохотулечка-планета

Первой Солнышком согрета,

И проворна – год на ней

Восемьдесят восемь дней. (Меркурий)

Только Солнце и Луна

В небе ярче, чем она.

Да и горячей планеты

В Солнечной системе нету. (Венера)

На планете чудеса:

Океаны и леса,

Кислород есть в атмосфере,

Дышат люди им и звери. (Земля)

То худеет, то полнеет,

Светит с неба, но не греет,

И на Землю лишь одной

Вечно смотрит стороной. (Луна)

Над планетой красной кружат

Каменюки Страх и Ужас.

Нет горы нигде на свете

Выше, чем на той планете. (Марс)

Великан-тяжеловес

Мечет молнии с небес,

Полосат он, словно кошка,

Жаль худеет понемножку. (Юпитер)

Пышный газовый гигант

Брат Юпитера и франт

Любит он, чтоб рядом были

Кольца изо льда и пыли. (Сатурн)

Он уже который век

Среди братьев-римлян грек,

И сквозь космоса тоску

Мчится, лежа на боку. (Уран)

На планете синей-синей

Дует ветер очень сильный.

Год на ней велик весьма –

Длится 40 лет зима. (Нептун)

Нужно пять часов, чтоб свету

Долететь до той планеты,

И поэтому она

В телескопы не видна. (Плутон)

Предпосылки учебной деятельности:

— Урокі Моваведкі «Звуковой анализ слова РАКЕТА».

Цель: учить проводить звуковой анализ слова, определять гласные, твердые и мягкие согласные звуки, определять ударный слог в слове.

Школа Бусліка:

— Графическое задание «Посади ракету на планету».

Цель: развивать мелкую моторику рук, подготовить руку к письму.

— Космический лабиринт.

Цель: развивать глазомер, мелкую моторику рук.

Источник: maam.ru