Перспективный план работы по развитию моторики, речевого дыхания и голоса у детей старшей логопедической группы

Людмила Веренич
Перспективный план работы по развитию моторики, речевого дыхания и голоса у детей старшей логопедической группы

Тема: «9-мая – день Победы»

1. Развитие мелкой моторики:

-артикуляционная гимнастика

Шторм на море. Поставить три пальца к уголкам губ. Приподнимать и опускать уголки губ, одновременно поднимая щеки.

Рупор. Зубы сомкнуты и чуть вытянуты вперёд, как при звуке о. верхние и нижние резцы видны.

Гребём веслом. Перемещать язык из одного уголка рта в другой.

Подводная лодка. Рот открыт. Язык высунуть «лодочкой» («желобком», держать неподвижно. Губы то широко раскрыть («оскал», то касаться ими «желобка».

Танк. Рот открыт. Губы в улыбке. Напряжённым кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук т-т-т – сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер чёткого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая струя воздуха.

Танк на войне боевая машина,

Сильная, смелая, несокрушимая.

Пулемёт. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д-д-д, ускоряя темп. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, кончик языка не подворачивался, чтобы звук д носил характер чёткого удара, а не был хлюпающим, ощущалась выдыхаемая воздушная струя.

Вертолёт. Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка упереть в боковые верхние зубы почти до клыков. Поднять кончик языка к бугоркам за верхними зубами и направить струю воздуха на кончик языка, заставляя его вибрировать. Переплести пальцы рук «корзинкой», указательные пальцы соединить, крутить большими пальцами, произнося длительно звук р.

Быстро лопасти крути!

Вертолёт, лети, лети!

-пальчиковая гимнастика

Пальцы эти все бойцы, — показать раскрытые ладони;

Удалые молодцы.

Два больших и крепких малых — сжать пальцы в кулаки и поочерёдно разжимать пальцы

И солдат в боях удалых. на обеих руках, начиная с больших.

Два – гвардейца – храбреца, Соединять и делать пружинистые движения,

Два – сметливых молодца, надавливая на пальцы.

Два – героя безымянных,

Но в работе очень рьяных!

Два – мизинца – коротышки –

Очень славные мальчишки!

2. Развитие речевого дыхания.

Трубач. Кисти рук сжаты и подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука ф-ф-ф.

Самолёт. Пропевание гласных звуков: «А-э-и-о-у».

Выразительное чтение стихотворения:

Плохо, если дом без дверей,

Праздник без песни,

А дуб без корней.

Окна без рамы,

Костёр без огня,

Я без папы, а он без меня.

Четкое произнесение фраз:

Жу-жу-жу – я границу сторожу.

Ши-ши-ши – зашуршали камыши.

Жу-жу-жу – я в дозоре хожу.

Ши-ши-ши – спите сладко малыши.

Пословицы:

— Родина – мать, умей за неё постоять.

— Человек без родины, что человек без песни.

— Близка врагу наша граница, да перейти её боится.

— Враг хотел пировать, а пришлось горевать.

— За родное дело – стой смело!

— Тяжело в ученье – легко в бою.

3. Упражнения для мышц шеи:

Ох, рано встает охрана! – потянуть шею вверх

Если близко воробей — смотрят влево — вправо, рука под козырек

Мы готовим пушку. — потянуть шею вперед

Если пушка пушку бей – наклонить голову вправо — влево

Взять её на мушку. — потянуть шею вперед

Ю. Энтин

4 Упражнения для жевательно — артикуляционных мышц:

Открывается опускаясь вниз грузовая дверь самолета. Медленно опускать нижнюю челюсть, как можно шире открывая рот. Кончик языка лежит за нижними зубами. Медленно закрыть рот.

5. Мимические упражнения:

Чтение по ролям, предавая эмоции мимикой лица

— Почему, дедуля, у тебя слеза?

Почему, дедуля, прячешь ты глаза?

Кто тебя обидел, можешь рассказать?

За тебя я буду драться, воевать!

— Внучек ты мой милый, нет, не плачу я,

Просто вспоминаю о былых боях,

Когда был я молод, Родину любил

И врагов проклятых под Москвою бил!

Там друзей военных много полегло,

Вспоминать об этом сердцу тяжело!

Представить:

— вы пограничники, осматриваете внимательно окрестность, увидели нарушителя;

— вы летите на вертолете и удивляетесь тому, какое все маленькое;

— вы испугались взрыва снаряда;

— вы спускаетесь на парашюте, и вам нравится чувство свободного полета.

6. Координация речи с движением.

Старшая группа

Тру-ту-ту! Тру-ту-ту! -имитировать игру на горне, поворачивая туловище вправо-влево;

По порядку стройся в ряд, -ходьба на месте;

Пограничников отряд.

Левая, правая. -топнуть левой, потом правой ногой;

Бегая, -бег на месте;

Плавая. -имитация «брасса» в наклоне;

Мы растем смелыми -встать на носки, руки вверх;

На солнце загорелыми. -стойка, руки за голову;

Ноги наши быстрые, — поднимание согнутых ног вперёд;

Метки наши выстрелы, -рывки руками;

Крепки наши мускулы -сгибание рук к плечам;

И глаза не тусклые. — поставить руку ко лбу сначала левую, посмотреть направо и наоборот;

Кто шагает дружно в ногу? -ходьба на месте.

Пограничникам дорогу!

«Салют»

Вокруг все было тихо. — Встать прямо, руки опустить.

И вдруг — салют! Салют! — Поднять руки вверх.

Ракеты в небе вспыхнули — Раскрыть пальчики веером,

И там, и тут! — Помахать руками над головой влево – вправо.

Над площадью, над крышами, — Присесть, встать, руки с раскрытыми пальчиками

Над праздничной Москвой — Поднять вверх (2-3 раза)

Взвивается все выше

Огней фонтан живой.

На улицу, на улицу — Легкий бег на месте

Все радостно бегут,

Кричат: » Ура!» — Поднять руки вверх, крикнуть ««Ура»

Любуются — Раскрыть пальчики веером, руками над головой влево – вправо.

На праздничный салют!

7. Дидактические игры

Объясни слово. Словообразование существительных путём сложения основ. Вот задачки мы решаем

И словечки получаем,

Части слова мы слагаем,

В играх транспорт повторяем.

Само…плюс…лёт получаем… (самолёт). Почему так называется?

Слова для игры: вездеход, вертолёт, аэроплан, бензовоз.

Составь предложение. Составление предложений с предлогом над по двум опорным словам или картинкам. Например: самолёт, лес – Самолёт летит над лесом. Ракета, земля – Ракета летит над землей.

Закончи предложение. Образование сравнительной степени прилагательных. Например: Самолёт летит высоко, а ракета выше Слова для игры: далеко, быстро, мощный, большой, тяжёлый, просторный, длинный, быстроходный.

Подбери слово. Подбор антонимов. Усвоение глаголов с разными приставками. Например: Танк подъехал к речке, а потом…отъехал. Слова для игры: въехал – съехал, заехал – выехал, укатил – прикатил, уехал – приехал, отъехал – подъехал.

Угадай профессию. Дети называют военную профессию соответствующую транспорту. Например:танк – танкист,самолёт – лётчики, и т. д.

Собери слово. Убирать лишние слоги и выделять слово: са-са-са, мо-мо-мо, лёт-лёт-лёт.

Образные перевоплощения. Изобразить корабль, попавший в шторм,; летящий самолёт; застрявший танк, стреляющую «катюшу», взлетающий вертолёт.

Источник: maam.ru