Перспективный план работы по развитию моторики, дыхания и голоса у детей старшей логопедической группы

Людмила Веренич
Перспективный план работы по развитию моторики, дыхания и голоса у детей старшей логопедической группы

Тема: «Одежда»- старшая группа

1. Развитие мелкой моторики:

-артикуляционная гимнастика

«Иголочка». Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до 5-6).

«Застегиваем и расстегиваем молнии». Улыбнуться, крепко сомкнуть губы (застегнули молнию, разомкнуть губы (расстегнули молнию).

«Большие пуговицы и маленькие пуговки». Максимально округлить губы (большая пуговица, вытянуть губы узкой «трубочкой» (маленькая пуговка).

«Воротник с широкими и острыми краями». Чередовать положения широкого и узкого языка. Положить широкий язык на нижнюю губу («круглый воротничок», вытянуть «острый» — «воротничок с острыми краями».

«Бельё на ветру». Широко открыть рот и прижать кончик языка к верхним зубам, удерживать его в таком положении.

«Шитьё на разных швейных машинках». Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д» (шьём на электрической машинке, «Т-т-т-т-т» (шьём на ручной швейной машинке).

«Строчка». Кончик языка «иголочкой» ритмично касается верхней губы, начиная с уголка рта.

— пальчиковая гимнастика

У Матрешкиной сестрицы – выполняют ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по левой ладони

По деревне небылицы: — ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по правой ладони

Ходит утка в юбке, — на каждое название животного загибают пальцы на обеих руках, начиная с больших

В теплом полушубке,

Курочка – в жилете,

Петушок – в берете,

Коза – в сарафане,

Заинька – в кафтане,

А всех их пригоже – ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и удары кулачками.

Корова в рогоже.

(Русская народная потешка)

2. Развитие речевого дыхания.

«Шитьё одежды». Шьём и напеваем песенки: «Ля-ли-ле, ли-ля-лю».

«Уколи пальчик». Подуть на больное место, произнести на выдохе: «Ой-ой-ой-ой», а затем предложения: «Ой, ой, ой, болит пальчик мой!», «Уй-уй-уй, ты на пальчик свой подуй!».

3. Упражнения для мышц шеи:

— Испачкали платье и рассердили маму. Прижать ладони к ушам. Наклонять голову из стороны в сторону с сопротивлением рук, произнося: «Ай-ай-ай-ай!» Выразить смущение.

4. Упражнения для жевательно — артикуляционных мышц:

— Стучит швейная машинка. Максимально часто открывать рот с произнесением слогов: «Ба-ба-ба-ба-ба, бы-бы-бы-бы-бы, пы-бы-пы-бы-пы-бы».

5. Мимические упражнения:

— Передать эмоции: радость, удивление, восхищение и печаль.

— Показать: вы радуетесь покупке новой одежды, удивляетесь необычному наряду, восхищаетесь новым костюмом мамы; печалитесь, нечаянно порвав одежду.

6. Координация речи с движением.

Мы снимаем тапки, — дети выполняют действия согласно содержанию текста

Надеваем шапки,

Шарфики, штанишки,

Сапоги, пальтишки,

Надеваем куртки –

Готовы для прогулки! — поднимают руки вверх.

7. Дидактические игры

«Угадай, что я делаю». Вначале педагог, затем дети показывают действия, например: шитьё, вышивание, одевание платья и др., а дети угадывают.

«Оденемся на прогулку». Усвоение глаголов с различным значением, например: платье оденем, кроссовки обуем и т. д.

«Четвёртый лишний». Усвоение существительных в родительном падеже.

«Слова — наоборот». Подбирать слова антонимы, например: много – мало, темно – светло, тихо – громко, старый – молодой и т. д.

«Превратим предметы из обычных в большие или маленькие». Образовывать родственные слова с помощью суффиксов, например: платье – платьице, платьище.

«Разложи вещи по сезону». Классификация предметов по сезонному признаку.

«Как мы одеваемся?» Каждый ребёнок задумывает предмет одежды, педагог следит, чтобы дети не выбрали одно и то же. Потом педагог рассказывает: «Коля собрался на каток и надел…», показывает на одного из детей. Тот называет предмет одежды, какой он задумал.

Источник: maam.ru