Перспективный план работы по развитию моторики, дыхания и голоса у детей старшей логопедической группы
Людмила Веренич
Перспективный план работы по развитию моторики, дыхания и голоса у детей старшей логопедической группы
Тема: «Одежда»- старшая группа
1. Развитие мелкой моторики:
-артикуляционная гимнастика
«Иголочка». Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до 5-6).
«Застегиваем и расстегиваем молнии». Улыбнуться, крепко сомкнуть губы (застегнули молнию, разомкнуть губы (расстегнули молнию).
«Большие пуговицы и маленькие пуговки». Максимально округлить губы (большая пуговица, вытянуть губы узкой «трубочкой» (маленькая пуговка).
«Воротник с широкими и острыми краями». Чередовать положения широкого и узкого языка. Положить широкий язык на нижнюю губу («круглый воротничок», вытянуть «острый» — «воротничок с острыми краями».
«Бельё на ветру». Широко открыть рот и прижать кончик языка к верхним зубам, удерживать его в таком положении.
«Шитьё на разных швейных машинках». Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д» (шьём на электрической машинке, «Т-т-т-т-т» (шьём на ручной швейной машинке).
«Строчка». Кончик языка «иголочкой» ритмично касается верхней губы, начиная с уголка рта.
— пальчиковая гимнастика
У Матрешкиной сестрицы – выполняют ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по левой ладони
По деревне небылицы: — ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по правой ладони
Ходит утка в юбке, — на каждое название животного загибают пальцы на обеих руках, начиная с больших
В теплом полушубке,
Курочка – в жилете,
Петушок – в берете,
Коза – в сарафане,
Заинька – в кафтане,
А всех их пригоже – ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и удары кулачками.
Корова в рогоже.
(Русская народная потешка)
2. Развитие речевого дыхания.
«Шитьё одежды». Шьём и напеваем песенки: «Ля-ли-ле, ли-ля-лю».
«Уколи пальчик». Подуть на больное место, произнести на выдохе: «Ой-ой-ой-ой», а затем предложения: «Ой, ой, ой, болит пальчик мой!», «Уй-уй-уй, ты на пальчик свой подуй!».
3. Упражнения для мышц шеи:
— Испачкали платье и рассердили маму. Прижать ладони к ушам. Наклонять голову из стороны в сторону с сопротивлением рук, произнося: «Ай-ай-ай-ай!» Выразить смущение.
4. Упражнения для жевательно — артикуляционных мышц:
— Стучит швейная машинка. Максимально часто открывать рот с произнесением слогов: «Ба-ба-ба-ба-ба, бы-бы-бы-бы-бы, пы-бы-пы-бы-пы-бы».
5. Мимические упражнения:
— Передать эмоции: радость, удивление, восхищение и печаль.
— Показать: вы радуетесь покупке новой одежды, удивляетесь необычному наряду, восхищаетесь новым костюмом мамы; печалитесь, нечаянно порвав одежду.
6. Координация речи с движением.
Мы снимаем тапки, — дети выполняют действия согласно содержанию текста
Надеваем шапки,
Шарфики, штанишки,
Сапоги, пальтишки,
Надеваем куртки –
Готовы для прогулки! — поднимают руки вверх.
7. Дидактические игры
«Угадай, что я делаю». Вначале педагог, затем дети показывают действия, например: шитьё, вышивание, одевание платья и др., а дети угадывают.
«Оденемся на прогулку». Усвоение глаголов с различным значением, например: платье оденем, кроссовки обуем и т. д.
«Четвёртый лишний». Усвоение существительных в родительном падеже.
«Слова — наоборот». Подбирать слова антонимы, например: много – мало, темно – светло, тихо – громко, старый – молодой и т. д.
«Превратим предметы из обычных в большие или маленькие». Образовывать родственные слова с помощью суффиксов, например: платье – платьице, платьище.
«Разложи вещи по сезону». Классификация предметов по сезонному признаку.
«Как мы одеваемся?» Каждый ребёнок задумывает предмет одежды, педагог следит, чтобы дети не выбрали одно и то же. Потом педагог рассказывает: «Коля собрался на каток и надел…», показывает на одного из детей. Тот называет предмет одежды, какой он задумал.
Источник: