Педагогический проект «Профессия инженер — робототехник» по ранней профориентации дошкольников

Светлана Минибаева
Педагогический проект «Профессия инженер — робототехник» по ранней профориентации дошкольников

Актуальность проекта: реализация инновационного проекта по ранней профориентации дошкольников «Шаг в будущее» предполагает для детей подготовительной группы профессиональное информирование, развитие и воспитание при ознакомлении с профессиями будущего. Одной из таких профессий «инженер-робототехник», является самым перспективным направлением инженерии — создание и обслуживание роботов.

Данный проект помогает организовать деятельность дошкольников, направленную на развитие технического творчества, которое способствует формированию у воспитанников целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире.

Цель: создание условий для развития детского научно-технического творчества, представление о робототехники и о роботах, которые уже нас окружают, познакомить с профессиями будущего.

Задачи проекта:

— профессиональное информирование: расширять представления детей о труде людей инженерных, технических профессий; познакомить с историей роботов и робототехники; создать условия для развития конструктивных творческих способностей и овладения дошкольниками моделирующими видами деятельности через овладение техникой чтения элементарных схем, конструирование различных моделей и их частичное программирование.

— профессиональное развитие: формирование надпрофессиональных навыков:

Системное мышление (умение определять сложные системы и работать с ними. В том числе системная инженерия).

Навыки межотраслевой коммуникации (понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях).

Умение управлять проектами и процессами.

Программирование — Управление сложными автоматизированными комплексами / Работа с искусственным интеллектом.

Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми.

Способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса.

Клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя.

-профессиональное воспитание: воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, самостоятельность; способствовать овладению коммуникативной компетенции на основе организации совместной продуктивной деятельности, прививать навыки работы в группе, в парах.

Тип проекта: творческий, исследовательский.

Продолжительность проекта: долгосрочный (один месяц)

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели группы.

Планируемый результат:

для детей:

Дети активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместном конструировании, техническом творчестве имеют навыки работы с различными источниками информации.

Дошкольники овладели разными формами и видами творческо-технической игры, основными компонентами конструктора; видами подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, основными понятиями, применяемые в робототехнике, научились различать условную и реальную ситуации, подчиняться разным правилам и социальным нормам.

Сформированы умения работать по предложенным инструкциям; творчески подходить к решению задачи; довести решение задачи до готовности модели.

Сформированы умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Сформирован устойчивый интерес к робототехнике.

Сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов исследовательской и проектной деятельности.

для родителей:

повышена заинтересованность родителей в ранней профориентации их детей;

домашнее задание: вместе с детьми изготовить костюм или макет роботов.

Особенность данного проекта заключается в инновационной системе познавательного развития дошкольников: в практико-ориентированном подходе к формированию целостной картины мира на основе робототехники. Проект помогает обеспечить соответствующие условия для технического развития детей старшего дошкольного возраста, предоставляет дополнительные возможности для создания ситуации успеха всем детям.

Этапы проекта

I этап (организационный):

1. Методическое обеспечение: разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, выбор технологий.

2. Подготовка дидактического материала (атлас новых профессий, презентация «Роботы в жизни человека», «История робототехники», художественная литература (А. Звонкий. Стих. «Человек и Робот», А. Азимов «Я, робот»; М. Бруштейн. Сказка «Город роботов»).

3. Создание РППС (робототехнический конструктор ТЕХНОЛАБ, оборудование для сюжетно-ролевых игр (бросовый материал, изготовление СУПЕРРОБОТА).

4. Взаимодействие с родителями по реализации проекта: домашнее задание – создать робота и представить (подготовка к дефиле роботов).

II этап (практический): реализация тематического плана через организацию организованной образовательной деятельности, совместной и самостоятельной деятельности детей, взаимодействие с родителями.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

ДАТА ООД совместная и самостоятельная деятельность взаимодействие с родителями

«Роботы – кто это?».

Познавательное развитие: знакомство с профессией «инженер-робототехник» атлас новых профессий; презентация «Роботы в жизни человека».

Худ. эстетическое развитие: «Роботы для каждого».

Конструктивно-модельная деятельность: робототехнический конструктор ТЕХНОЛАБ.

«Мой робот».

«Дефиле роботов». Беседа о роботах.

Сбор материала о

роботах помощниках. Рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций на тему «Роботы помощники».

Чтение художественной литературы А. Звонкий. Стих. «Человек и Робот», А. Азимов «Я, робот»; М. Бруштейн. Сказка «Город роботов».

Сборка СУПЕРРОБОТА.

Сюжетно-ролевые игры: «Инженеры-конструкторы», «Программисты», «Я – робот». Выставка роботов «Robotics-Expo». Изготовление роботов помощников из бросового материала, совместно с родителями.

III. Заключительный этап.

Продукты проекта:

Конструирование роботов (робототехнический конструктор ТЕХНОЛАБ приложение 1).

Конспекты занятий (приложение 2).

Сборка модели суперробота (приложение 3).

Мероприятие «Дефиле роботов» (приложение 4).

СУПЕРРОБОТ «ЭМИ», костюмы и модели роботов из бросового материала.

Вывод:

Дети много узнали о роботах, получили заряд положительной энергии. Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек, стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, изучение информации в интернете, чтение книг (при помощи взрослого) дало детям возможность изучить и сравнить предназначение роботов и человека. Дети выяснили, что роботы бывают разными: механические, биороботы, нанороботы. Исследование подвело их к выводу, что роботов придумал человек для облегчения своего труда. Более тесное знакомство с робототехникой вызвало у детей еще большее стремление к конструированию, это первый шаг к будущим профессиям.

Научились:

— работать в команде;

— создавать схемы-проекты своих идей;

— презентовать свои проекты;

— делать сюжетные постройки из конструктора и бросового материала;

Приобрели:

— навыки в решении изобретательских, технических задач в процессе конструирования;

— необходимые знания и умения для конструирования и сборки моделей из образовательного робототехнического конструктора ТЕХНОЛАБ.

Список литературы:

1. Атлас профессий будущего.

2. Методические рекомендации «Образовательный робототехнический модуль «ТЕХНОЛАБ», Д. А. Каширин, А. А. Каширина.

3. Учебно-методическое пособие «Детская универсальная STEM – лаборатория», Е. А. Беляк.

4. Интернет – ресурсы.

Источник: maam.ru