Педагогический проект по развитию мелкой моторики дошкольников

Ольга Кукинова
Педагогический проект по развитию мелкой моторики дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 15 г. Йошкар-Олы «Ёлочка»

Педагогический проект

по развитию мелкой моторики и творческих способностей детей дошкольного возраста с использованием арт-терапии «Волшебная страна»

Составила воспитатель О. Н. Кукинова

Йошкар-Ола 2014

Обоснование проблемы.

Современные дети — это дети информационного общества. Гаджеты зачастую заменяют ребёнку и игры, и общение. В результате страдают коммуникативные качества ребёнка. Дети становятся малоподвижны, возникают проблемы с лишним весом. Из-за перенапряжения глаз теряется острота зрения. Как итог вышеназванного мы видим детей напряжённых, болезненных, часто необоснованно агрессивных.

Творчество, арт-терапия в частности, способно помочь ребятишкам снять мышечное и психологическое напряжение, дать выплеск эмоциям; способствует развитию познавательных и созидательных навыков.

Актуальность.

В настоящее время традиция многодетной семьи утеряна, в семьях, как правило по одному — два ребёнка. Если раньше старшие дети занимались младшими и у родителей оставалось время для дел не в ущерб детям, то теперь ситуация изменилась. Родители сами должны заниматься своим ребёнком. Чтобы выкроить время для дел современные родители занимают малыша гаджитами. Мобильный телефон, планшетный компьютер, ноутбук, телевизор — это сегодняшние друзья большинства детей. В результате у детей возникает мышечное и психологическое напряжение, мышечная мускулатура рук и мелкая моторика дошкольников развиты очень слабо.

Развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи, мышления ребенка. Известный педагог В. А. Сухомлинский утверждал: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Так, М. М. Кольцова, сотрудник института физиологии детей и подростков Санкт-Петербургской академии психологических наук, сравнивая результаты экспериментальных исследований, указывающих на тесную связь функции руки и речи, опираясь на данные электрофизиологических опытов, в 1973 году пришла к заключению, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от мускулатуры рук. Автор специально подчеркивает, что влияние импульсации с мышц руки наиболее ощутимо в детском возрасте, когда идет формирование речевой моторной области. Она обращает внимание на тот факт, что в двигательной проекции различных частей тела при центральной области коры головного мозга более чем треть площади занимает проекция кисти руки. Оказывается, что мелкие мышцы каждой фаланги всех пальцев рук имеют здесь отдельное представительство, в то время, как крупные мышечные группы рук, ног, туловища представлены суммарно. Кроме того, проекция движения кисти и речевые зоны расположены в непосредственной близости. И «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».

Рисование карандашом, кистью, пальчиками развивает разные группы мышц руки. Лепка предметов из пластилина, из глины и из слоёного теста даёт не только представление о форме предмета, но и делает пальчики ребёнка сильными, ловкими и умелыми. Работа с ножницами и бумагой — это развитие не только моторики рук, но и глазомера и воображения.

Применение методов арт-терапии в работе обеспечивает эффективную эмоциональную реакцию ребёнка, придает ей социально допустимые формы; облегчает процесс общения замкнутых, стеснительных детей; существенно повышает уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребёнком.

Таким образом, создавая творческий продукт и активизируя мышечную деятельность рук мы снимаем мышечное и психологическое напряжение ребёнка, а развивая мелкую моторику рук развиваем его речь и умственные способности.

Практическая значимость проекта.

Термин «арт-терапия» (аrt (англ.) — искусство, therapеia (греч.) — забота, лечение) был введен художником Адрианом Хиллом в 1938 г. Работая с больными, он заметил, что творческие занятия отвлекают пациентов от переживаний и помогают справляться с болезнью. Сочетание слов «арт-терапия» понимают как заботу о психологическом здоровье и эмоциональном самочувствии человека посредством творчества.

Учёные считают, что все наши невысказанные мысли блокируются в теле, а это приводит к физическим и невротическим расстройствам. Выплёскивая эмоции и чувства на холст, на бумагу, в танец, человек помогает себе, своему телу освободиться от ненужных «блоков».

К средствам арт-терапии относят мозаику, лепку, рисунок, поделки из меха и тканей, плетение, шитье, выжигание.

Методами арт-терапии являются: рисование, ваяние, моделирование с бумагой, красками, деревом, камнем, образные разговоры, написание рассказов, пение, музыка, танец.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Задачи арт-терапии:

1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам (работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить «пар» и разрядить напряжение).

2. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию доверительные отношения между воспитателем и детьми.

3. Развить мелкую моторику рук, чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.

4. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.

5. Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

Существует две формы арт-терапии: пассивная и активная.

При пассивной форме человек «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.

При активной форме арт-терапии человек сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т. д. Занятия по арт-терапии могут быть структурированными и неструктурированными.

При структурированных занятиях задается определённая тема и материал предлагается воспитателем. По окончании занятий обсуждаются тема, манера исполнения, трудности, с которыми столкнулись дети, даются положительные характеристики работам. Рекомендуется проводить с детьми до 5 лет.

При неструктурированных занятиях дети самостоятельно выбирают тему для освещения, материал, инструменты. Эту форму занятий можно проводить с детьми начиная со средней группы.

Существуют различные варианты использования метода арт-терапии:

• использование уже существующих произведений искусства через их анализ и интерпретацию детьми;

• побуждение детей к самостоятельному творчеству;

• творчество самого воспитателя (лепка, рисование, аппликация, используется в качестве обучающего положительного примера.

Создание творческого продукта предполагает активное восприятие, продуктивное воображение, фантазию и символизацию.

Арт-терапия имеет и образовательную ценность, так как способствует развитию познавательных и созидательных навыков.

Использование элементов арт-терапии в групповой работе дает дополнительные результаты, стимулируя воображение, помогает разрешать конфликты и налаживать отношения между участниками группы. Искусство приносит радость, что важно само по себе, независимо от того, рождается ли эта радость в глубинах подсознания или является результатом осознания возможности развлечься.

Цель проекта: через творчество гармонично развивать креативные способности ребёнка; формировать речевую деятельность детей раннего возраста через развитие мелкой моторики.

Задачи:

1. Дать детям понятие о разных способах рисования.

2. Развивать цветовое восприятие.

3. Способствовать развитию абстрактного мышления.

4. Развивать мускулатуру кисти руки.

5. Воспитывать эстетический вкус.

Объект исследования: группа детей количеством 25 человека в возрасте 4 — 5 лет.

Предмет исследования: Использование не традиционных методов изобразительного искусства с использованием элементов арт-терапии.

В результате реализации проекта кисть руки ребёнка приобрела хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений; изменяется нажим; улучшается координация движений пальцев рук.

Дети самостоятельно могут дорисовывать изображение; выполнять узор, состоящий из простых геометрических фигур; определять направление (верх, низ, право, лево, спереди, сзади); пользоваться трафаретами; подбирать цвет красок; анализировать образцы; определять размеры предметов на глаз; самостоятельно рисовать прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; самостоятельно дополнять или изменять рисунок; создавать свои композиции; взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; соблюдать технику безопасности. Дети получают удовольствие от процесса творчества; развиваются познавательные и созидательные навыки детей.

Дети становятся более общительными, могут рассказать о продукте своего труда, описать его. Выявляются и раскрываются скрытые таланты детей.

Источник: maam.ru