Педагогический проект «Использование камешков Марблс в образовательной деятельности воспитателя в младшей группе»

Наталья Попова
Педагогический проект «Использование камешков Марблс в образовательной деятельности воспитателя в младшей группе»

Педагогический проект

«Использование камешков Марблс в образовательной деятельности воспитателя

в младшей группе»

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

В. А. Сухомлинский

Актуальность проекта.

Имея за плечами многолетний опыт работы учителя – логопеда, я знаю, что важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка является хорошо сформированная устная речь. Но в настоящее время число речевых нарушений, как в дошкольном, так и в школьном возрасте неуклонно растет. Все большему количеству детей требуется коррекционная логопедическая помощь.

Среди дошкольников с речевой патологией значительное место занимают дети с общим недоразвитием речи.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования указывает на необходимость «создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями». В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано: «ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности».

Зная возможности нетрадиционных методов и технологий, я решила применить в работе с детьми такой инновационный материал, который будет способствовать не только развитию мелкой моторики, а также развитию речи, познавательной активности детей, играя, с которым, дети будут увлечены процессом. Таким материалом для меня стали камешки Марблс.

Работу с камешками Марблс можно сравнить с праздником, а если быть точнее — с Новым годом. Новый год радует детей великолепием ярких красок. Работа с разноцветными камнями так же по силе воздействия на ребенка вызывает положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции. А если эти задания еще и доступны по возрасту, тогда у нас в садике праздник.

Тип проекта: краткосрочный, творческий.

Участники проекта: воспитанники младшей группы, педагог, родители.

Цель: развитие у детей познавательного интереса, интеллектуального развития детей; развитие моторики рук, мышления и речи детей, применяя игры с камешками Марблс.

Задачи, которые решаются при использовании шариков Марблс в играх и упражнениях.

1. Формировать ориентировку на листе бумаги.

2. Отрабатывать навык правильного произношения звуков, четкого произношения отдельных слов и фраз.

3. Обогащать словарный запас.

4. Сенсорное развитие детей.

5. Формировать умение сравнивать предметы по основным свойствам (цвету, форме, размеру).

6. Работать над дифференциацией цветов.

7. Формирование элементарных математических понятий.

8. Развивать сложные координированные движения рук и моторику пальцев.

9. Развивать память, внимание и логическое мышление у детей.

10. Развивать фантазию и творческое мышление у детей.

11. Формировать навык совместной деятельности.

12. Разработка системы применения игр и упражнений с камешками Марблс в ходе педагогической работы.

13. Формирование психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.

Практическая значимость проекта.

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в образовательном процессе может использоваться для всех детей как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте. Каждый педагог знает и помнит, что вся жизнь ребенка – игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, — необходимый элемент в системе логопедического воздействия. Применение камешков Марблс — это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.

В игре ребёнок раскрепощается, получает эмоциональный заряд, обучается различным навыкам. Навык красивой, правильной, грамотной речи легче формировать в игровых ситуациях. Играя с камешками Марблс, у детей развивается память, мышление, речь, внимание, воображение.

В каждой группе есть дети, которым трудно усидеть на месте. Такие дошкольники создают дополнительные трудности в работе воспитателя. А проведение игр с камешками Марлбс или даже простое их перебирание, рассматривание, поиск самого красивого делает ребенка более спокойным, снимает напряжение, воспитывает любознательность.

Марионилла Максимовна Кольцова (советский, российский физиолог, доктор медицинских наук, профессор, член – корреспондент АПН СССР) пришла к заключению, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук». Она особо подчеркивает, что влияние импульсов с мышц руки очень значительно в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области. Это относится к детям и с нормальным, и с нарушенным речевым развитием. Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению М. М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга».

Содержание проектной деятельности

Этапы Содержание Задачи Сроки Ответственные

Подготовительный этап (информационно-аналитический) 1. Составление плана реализации проекта.

2. Изучение методической литературы по теме.

3. Подбор и изготовление дидактических игр.

1. Диагностика актуального уровня речевого развития детей младшего дошкольного возраста.

2. Подбор материала по теме. 15.10- 31.10

2018г. Педагог.

Основной (практический) 1. Информационно-просветительская работа с родителями: информация на стендах в группе «Игры с камешками Марблс».

2. Мастер – класс для педагогов:

«Шарики Марблс — наши маленькие помощники».

3. Использование инновационной технологии в образовательной деятельности с детьми посредством дидактических игр и речевых упражнений. Разработать и апробировать систему методических мероприятий для участников проекта по вопросам речевого развития дошкольников, посредством инновационной технологии. 01.11- 30.11

2018г. Педагог.

Заключительный этап реализации проекта 1. Итоговая презентация для педагогов результатов проектной деятельности, дидактических пособий.

2. Презентация проекта «Использование камешков Марблс в образовательной деятельности воспитателя в младшей группе».

Анализ и оценка результатов эффективности применения проекта «Использование камешков Марблс в образовательной деятельности воспитателя в младшей группе».

03.12- 14.12

2018г. Педагог.

Результат проекта.

1. Сформирована устойчивая мотивация детей к речевой самореализации, у них повысился интерес к речевым играм и упражнениям.

2. Проведена информационно – просветительская работа с родителями по теме: «Игры с камешками Марлбс».

3. Методическая копилка педагога пополнилась играми и пособиями с камешками Марблс.

Заключение.

Образовательная работа с детьми, в которой используются нетрадиционные средства обучения, более динамичная, эмоциональная, разнообразная, а занятия становятся для детей интересными, увлекательными, не утомительными.

Следует отметить, что применение игр с камешками Марблс нельзя рассматривать как самостоятельный метод обучения. Его использование выступает в качестве вспомогательного средства, которое позволяет стимулировать ребенка, создавать благоприятный эмоциональный фон, что, в конечном итоге, улучшает эффективность образовательного процесса.

Камешки Марблс — это инновационный, универсальный материал, который я бы советовала использовать в работе не только воспитателя, а также родителям, т. к. это замечательная помощь для организации занятий дома.

Камешки Марблс — это потомки глиняных шариков, которыми играли древние люди многие тысячи лет назад. Марблс — в переводе означает «мраморный». Камешки Марблс берут свое начало от развлечений древних римлян и греков. Они объединяют в себе морскую волну, звездную пыль, янтарь и каплю воды.

Современные Марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки. Камешки Марблс очень красивые, гладкие, прозрачные, разных форм и расцветок, очень приятны на ощупь.

Так эстетическая привлекательность Марблс усилила интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам. Игры с камешками Марблс – это физическое и умственное развитие ребенка.

При использовании камешков Марблс у детей обогащается речь, развивается внимание и мышление, и творческое воображение. Дети становятся уверенными в себе и обогащаются положительными эмоциями. Данные игры способствуют повышению речевой активности детей и могут быть использованы как на подгрупповых, индивидуальных занятиях, так и в свободной деятельности детей.

Список литературы.

1. Башаева Т. В. Развитие восприятия детей 3-7 лет. Ярославль, 2001.

2. Вольнова Л. Н. Движение-мысль-слово. Пермь., 1999.-63.

3. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. М. ,1986.

4. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М. : Просвещение 1990.

5. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М. Преодоление общего недоразвития речи. М., 1995.

6. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. — Екатеринбург, 1998.

7. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. М. ,1973

8. Кольцова М. М. Ребёнок учится говорить. М., 1979.

9. Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). М. -1997.

10. Платонова О. А. Су-джок терапия для всех; М. ; АСТ; СПб. ; Сова, 2007,-126с. ; ил.

11. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения. — М. : Школьная пресса, 2002.

Информационно – просветительская работа с родителями

«Игры с камешками Марлбс».

Каждый камешек хорош:

Вот на солнышко похож,

Этот с синей полосой,

Тот вот с красной полосой,

Вот на рыбку, на кота!

Лучший выбрать – маета!

Вся жизнь ребенка — игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.

Применение камешков Марблс — это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камешков разного цвета, формы и различные задания с ними.

Применение камешков Марблс многогранно: развитие тактильных ощущений; развитие мелкой моторики и координации рук.

При использовании шариков Марблс у детей обогащается речь, развивается внимание и мышление, и творческое воображение. Дети становятся более уверенными в себе и обогащаются положительными эмоциями.

Данные игры способствуют повышению речевой активности детей и могут быть использованы как на под групповых, индивидуальных занятиях, так и в свободной деятельности детей.

Камешки и игры с ними очень нравятся детям, а игр еще придумать можно большое количество. Таким образом, игры с камешками совмещают в себе и приятное, и полезное занятие для развития детей.

Описание игр.

1. «Веселая гусеница». Взрослый уточняет, как ползет гусеница – не по прямой линии. Гусеница ползет то вверх, то вниз, иногда быстро, а иногда медленно.

2. «Зоркий глаз».Выложить два (три, четыре) любых по цвету камешка в ряд, запомнить их последовательность. Закрыть глаза и проговорить.

3. «Золушка». Смешать все камешки, затем рассортировать по цветам: желтые камешки сложить в желтый стаканчик, красные – в красный, синие – в синий, зеленые – в зеленый.

Когда ребенок подрастет, можно усложнить задание: первый ряд – синие камешки, второй – желтые камешки и т. д.

4. «Мозаика». Выложить узор по образцу. Игра предполагает обязательное использование шаблонов к заданию.

5. «Художник». Выложить заданный предмет из камешков. Предлагаются карточки с предметами, например: зонтик, стол, стул, домик, машина, горка, юбка, торшер, лодка, ракета. Ребенок выкладывает схематичное изображение.

6. «Укрась». Выложить узор по собственному усмотрению.

7. «Сочинялки». Выложить камешки в рамочку в произвольном порядке. Составить рассказ. Например, камешки лежат так: желтый, красный, синий, зеленый.

Рассказ может быть таким.

Светило желтое солнышко. Маша в красном платье пошла в лес. Там она увидела синюю речку. Переплыла она через речку на зеленой лодочке. Вдруг, видит, на полянке растут красные, желтые, синие, зеленые цветочки. Как же чудесно пахнут цветочки!

8. «Гирлянда». Заполнить рамочку последовательно камешками по заданному образцу, обязательно соблюдение целостности гирлянды и последовательность рисунка.

Камешки и игры с ними очень нравятся детям, а игр еще придумать можно большое количество. Таким образом, игры с камнями совмещают в себе и приятное, и полезное занятие для развития детей.

Успехов вам в творческой деятельности!

Источник: maam.ru