Открытое занятие по экологии

Лукова Олеся
Открытое занятие по экологии

Открытое занятие по экологии

для старшей группы

Тема: «Знакомство с Кроноцким заповедником. Посвящение в Юные Экологи».

Цель: Формирование основ экологического воспитания у детей дошкольного возраста

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей с понятием «заповедник».

2. Приобщать детей к основам экологического воспитания.

3. Познакомить детей с нормами и правилами поведения в природе.

4. Продолжать расширять знания о защите окружающей природы.

5. Дать представления о том, как негативно воздействует загрязнение на окружающую среду.

Развивающие:

1. Расширять опыт восприятия мира природы, способствовать развитию воображения у детей.

2. Способствовать развитию познавательной активности, развитию умения анализировать и делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать желание охранять природу родного края, заботиться о ней.

Оборудование:

Презентация, музыкальное сопровождение, деревья, нора, соболь, кольца-дупла для соболей, столы с карточками –заданиями, монетки, озеро, пластиковый мусор, рыбы, вулкан плоскостной, сумки (подарки детям).

Интеграционные области:

Познавательное развитие, развитие речи, художественно-эстетическое развитие (музыкальное, физическое развитие.

Форма организации: группа

1

Ход занятия:

Вход в зал под песню «Как прекрасен этот мир» (Слайд № 1)

В: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по особой земле нашего полуострова. Называется она -Кроноцкий заповедник.

Садимся в импровизированный вертолёт (сели на стульчики) -звук вертолёта. (Слайд № 2)

В: Мы пролетаем через горы и долины, реки и озёра, леса и тундры.

В: Но для начала давайте уточним, что же такое заповедник? (Слайд № 3-12)

Ответы детей

В: Заповедники-это такие участки леса, или тундры, или гор, где природа охраняется от злых людей.

В: Что именно охраняется в заповеднике?

Ответы детей

В: Охраняется животные, растения, реки, горы

В: Вот мы и добрались до заповедника (Слайд № 13-15, а вы знаете, как надо себя вести в заповеднике (ходить только по тропинке друг за другом, не шуметь, не ломать растения, при встрече с животными не разрушать их дома, не подходить к ним близко, не трогать их руками)

В (инспектор): Здравствуйте ребята я инспектор по охране заповедника, я работаю и живу в заповеднике, прошу вас следовать за мной (передвигаемся по тропинке)

И: Это самый большой заповедник на Камчатке и один из первых заповедников в России. В начале он был создан для охраны соболей. (Слайд № 16) И случилось это очень давно, когда не было ещё ни меня не вас и даже ваших бабушек с дедушками- почти 130 лет назад. Люди убивали соболей, потому что считали, что у них очень тёплый и красивый мех. Когда люди поняли, что соболей остаётся всё меньше и меньше, решили сами охранять этих маленьких зверьков, а со временем там стали охранять не только соболя, но и всю камчатскую природу. Прошу вас следовать за мной, а передвигаться мы будем по тропинке.

В: Товарищ инспектор, а чья это норка? (подходит к норе)

Из норки показывается соболь

2

И: А в этой норке живет соболь, он очень весёлый зверёк, мы назвали его Шкодой, он постоянно пытается пробраться в мой дом, но я вам скажу, если прикормить соболя, он всё перевернёт в помещении. (А ещё он может погибнуть, потому что потеряет навыки охотника) Прикормка диких зверей строго запрещена!

В: А чем питается соболь?

И: Ребята, а вы как думаете, чем питается соболь

(ответы детей)

И: Он высматривает и вынюхивает не видно ли где полёвки, а вы знаете, кто это (это мелкие грызуны, похожие на мышей с круглыми ушками и коротким хвостиком, любит рыбку, а ещё он очень любит ягоду, а какую камчатскую ягоду вы знаете? (Брусника, голубика, рябина)

И: Как вы думаете в какое время суток он охотится? (ответы детей)

И: Он охотится вечером и ночью.

И: Соболь считается символом нашего заповедника! (Слайд № 14)

Игра «Соболи и дупла»

Дети занимают дупло (кольцо, каждый живёт в своём дупле.

Соболи отправляются на охоту (Все имитируют охоту). Вдруг ведущие становятся лесорубами и срубают старые деревья с дуплом. Играющие должны как можно быстрее занять домик. Оставшиеся соболи остаются без дупла и выходят из игры.

Дети садятся на стульчики

В: Ребята в природе нет ничего лишнего, даже старые деревья служат жильём для животных.

Презентация (Слайд № 15-16) — «Пихтовая роща»

В: Какая необычная роща (на экране) ?

И: Да. Растут здесь очень редкие деревья и называются они «Пихта грациозная» (Камчатская)

Пихты — крупные вечнозелёные растения с красивой кроной. Это растение необычное – шишки на нем растут вверх. В конце лета чешуйки шишки отваливаться и остаются раздетые до основания стерженьки, острые на конце, как гвоздики. Пихты живут столетиями. Они занесены в Красную книгу.

3

Игра-релаксация «Представь себя деревом»

Ход игры:

Дети стоят с закрытыми глазами

В: Представьте себя пихтовым деревом. Почувствуйте, как уходит корень, глубоко –глубоко в землю. Боковые корни начинают расти вправо, влево, вперёд, назад. Осторожно покачайтесь вперёд- назад, почувствуйте, как прочно вы вросли в землю. Поднимите руки-это ваши ветви, они тянутся к свету, на них созревают шишки. С приближением осени шишки созрели (руки в стороны, пальцы в щепотку вверх). Чешуйки опадают (поочередно раскрываем пальцы рук, остается только большой палец) и остаются одни стерженьки. Становится всё холоднее, сок опускается по ветвям в ствол и в корни, деревья погружаются в спячку.

Дети садятся на стульчики

И: Ребята, а вы запомнили, как растут шишки пихты (да, а мы сейчас проверим. Предлагаю поиграть в игру «Лишние шишки», подойдите к столам, как вам удобно (на столах лежат карточки с изображением пихты с шишками, шишки покрыты краской и монетки номиналом 2 рубля по количеству детей). Я раздаю вам карточки, на которых изображены пихта с шишками, но здесь секрет, не все шишки пихтовые, вам надо найти лишние шишки, при помощи этой монетки.

Игра «Лишние шишки»

Ход игры: Дети монеткам стирают краску с карточек

Цель: Быстро и правильно найти лишние шишки (не пихтовые)

И: Молодцы ребята, все постарались! А по сколько лишних шишек оказалось у вас на пихте?

Ответы детей.

И: Мы продолжаем нашу экскурсию, следуйте за мной.

В: Посмотрите, это же озеро! Подходим к озеру с мусором.

И: Как вы думаете, что произошло с озером? (Ответы детей). Наверное, здесь были туристы, которые не умеют вести себя на природе.

Могут ли в таком озере водится живые существа? (Ответы детей)

И: Вы согласны помочь, очистить озеро от мусора?

4

Игра: «Очистим озеро»

В: Я предлагаю разделиться на две команды, команду мальчиков и девочек.

Первыми будут убирать мусор мальчики, а потом девочки. (Дети убирают мусор, складывают его в контейнер).

И: А теперь в этом озере будет водиться рыба.

Танец «Рыбки»

(запускаем рыбу в озеро)

В: Посмотрите, какие вы молодцы, помогли очистить озеро и вернуться рыбам в свой дом.

И: А представляете, что происходит с мусором на нашей планете…

(Слайд с пятном)

В: Тихом океане есть огромный остров из мусора, его так много, что по нему даже можно ходить. Из-за этого мусора каждый год погибает тысячи животных. Животные принимая мусор за пищу, проглатывают его и гибнут, а другие животные запутываются в нём.

(Слайд с пострадавшими животными)

И: Как вы считаете, люди могут помочь нашей планете, сократить количество этого мусора? Как это можно сделать?

(Ответы детей)

И: Ребята, нашей планете очень нужны помощники — экологи, вы готовы стать юными экологами?

(Да)

В: Сейчас мы построимся для посвящения в экологи.

Ребята, у каждой команды экологов есть свой девиз, так пусть же он и у нас будет! (воспитатель читает девиз)

В: Вам нравится такой девиз? А сейчас все вместе произнесём его.

Вместе произносим девиз:

«Мы ребят — эколята!

И хотим вам все сказать,

Будем мы природу

Любить и защищать!» 5

И: Ребята, вы стали настоящими экологами, и я хочу вручить вам подарки, которые послужат вам долго, не так как пластиковые.

Вручение экологических подарков. (Дети благодарят инспектора)

В: Уважаемый инспектор, мы благодарны вам за интересную экскурсию по заповеднику. А сейчас ребята хотят подарить вам песню, в которой поётся о том, какой бы мы хотели видеть нашу планету.

Песня «Мы хотим, чтобы птицы пели»

В: Наше путешествие подошло к концу.

И: До свидания ребята. Берегите природу!

В: Пора возвращаться, занимайте места, мы отправляемся в обратный путь.

Ребята, вам понравилось путешествие? А что вам понравилось больше всего? Вы теперь стали помощниками природы –Эколятами. Какие выводы вы сделали для себя? (ответы детей)

В: Какая ваша главная задача? Беречь природу!

Дети выходят из зала.

6

Источник: maam.ru