«Особенности словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня»

Ольга Ничпальская
«Особенности словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня»

«Особенности словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня»

Полноценное овладение словообразованием родного языка основывается на усвоении исторически сложившихся в нем моделей. Словообразование является не только системой особых операций, но и стимулом развития речи в целом. В онтогенезе происходит активное достижение способов словообразования и практическое их применение.

Процесс становления словообразования является значимым этапом в развитии речи ребенка в силу того, что дошкольник, хорошо владеющий речью, использующий различные словообразовательные модели создания новых слов, продуктивно общается как, со взрослыми, так и со сверстниками, не испытывает стеснения в выражении своих мыслей, чувств, эмоций, адаптируется в новом школьном коллективе.

Способность к пониманию производных слов в онтогенезе формируется раньше, чем способность к созданию производных слов, при нормальном речевом развитии такой скачок происходит у детей на 3-4 году жизни.

С точки зрения нарушений словообразования дети с общим недоразвитием речи III уровня характеризуются неоднородностью, вариативностью симптоматики: от незначительной задержки становления словообразовательной системы языка до выраженных аграмматизмов в экспрессивной речи. Основным механизмом нарушения словообразования у детей данной категории является нарушение дифференциации фонем, что вызывает трудности различения словообразовательных форм из-за нечёткости слухового и кинестетического образа слов. Нечёткая речь не даёт возможности для формирования чёткого слухового восприятия и контроля в выборе соответствующих суффиксов и префиксов.

Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня испытывают затруднения при оперировании значимыми элементами речи, что приводит к непродуктивности их общения со взрослыми и сверстниками, отрицательно влияет на эмоциональное состояние ребенка, снижая его речевую активность.

Используемая литература:

1. Вершинина, О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня О. М. Вершинина // Логопед. -2004. -№ 1.

2. Жаренкова, Г. И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Г. И. Жаренкова. — Москва : Просвещение, 1961.

3. Левина, Р. Е. Логопедия [Текст] / Р. Е. Левина. — Москва : Просвещение, 1968.

4. Никашина, Н. А. Недостатки лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи// Научная сессия по вопросам дефектологии, 4-ая: тез. докл. / Н. А. Никашина — Москва : Просвещение, 1962.

Источник: maam.ru