Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе

Олеся Семенова
Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе

«Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе»

Актуальность

Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Патриотизм – это качество, выражающееся в чувствах, мотивах, и результатах деятельности, требованиях к деятельности, отношении к природе, людям, культуре и к себе.

Патриотическое воспитание дошкольников — это воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей; воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию:

создание условий для становления основ патриотического сознания детей,

создание возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Основные задачи патриотического воспитания дошкольников:

1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть представлена следующим образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны, сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций, социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, столицы, страны, знания названия страны, ее столицы, других городов, государственной символики, некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города, улиц).

2. Воспитание у дошкольников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни.

Предполагает активизацию эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств, как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе, ненависти к врагам.

3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. Предполагает формирование у детей определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.

Методы работы:

— Целевые прогулки и экскурсии.

— Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь людей, изменения в облике города, улицы).

— Рассказ, объяснение, воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.

— Беседы о родном городе, поселке,

— Использование иллюстраций, диафильмов, детских произведений (их рассматривание и обсуждение)

— Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.

— Ознакомление с произведениями народного творчества (роспись, скульптура, вышивка и т. п.)

— привлечение детей к посильному общественному труду.

— Воспитание уважения к ветеранам войны и труда. Необходимо рассказывать детям о подвигах воинов, устраивать тематические праздники, утренники, с приглашением ветеранов войн, героев труда.

Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.

В. А. Сухомлинский.

Источник: maam.ru