Особенности организации деятельности в образовательном учреждении для детей с РАС и с признаками РАС
Михайлова Вероника Геннадьевна
Особенности организации деятельности в образовательном учреждении для детей с РАС и с признаками РАС
Департамент образования и науки Кемеровской области
ГОО «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и
социальной помощи «Здоровье и развитие личности»
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАС И
С ПРИЗНАКАМИ РАС
(для педагогов-психологов, дефектологов и родителей)
г. Кемерово, 2019 г.
Главные задачи психолога
при работе с учащимися с РАС:
1. Формирование границ взаимодействия (выстраивать простые отношения с детьми и взрослыми, с учетом правил поведения, не нарушающих интересов другого человека, используя игровые способы и приемы взаимодействия);
2. Помощь в организации обучения – в рамках фронтального обучения;
3. Формирование коммуникативных навыков в стереотипных ситуациях и их гибкое изменение;
4. Индивидуальная работа с ребенком, направленная на формирование представлений о себе и других (формирование модели психического, т. е. понимание, что у другой человек имеет иные, чем у него мысли, чувства и желания);
5. Формирование функций программирования и контроля.
Алгоритм выстраивания коммуникации учащихся с РАС
1. Простые отношения
с детьми и учителем – объем контактов с другими детьми дозирован,
а общение четко организовано в рамках стереотипа урока и перемены,
походов в столовую или на прогулку
2. Формирование навыков взаимодействия и коммуникативных
навыков в детской среде в целом
(использование в классе методов групповой работы)
3. Постепенно расширять
коммуникативные умения ребенка с РАС,
переходить к организации взаимодействия детей на различных
малоструктурированных мероприятиях – праздниках, экскурсиях.
Сопровождение ребенка с РАС условно можно разделить на 3 этапа.
1 этап. Установление контакта.
В ходе данного этапа педагог наблюдает за ребенком, выясняет, что является для ребенка поощрением, в каких случаях он отказывается общаться, какие аффективные реакции наблюдаются у него. Для установления контакта можно использовать сенсорные стимулы (мыльные пузыри, вращающиеся предметы – волчки, колесики, заводные и музыкальные игрушки и др.)
Для установления контакта можно использовать средства сенсорной интеграции (Яйцо Совы, Одеяло Совы, Чулок Совы, которые способствуют развития проприорецептивной, тактильной и вестибулярной систем человека.
2 этап. Формирование навыков учебного поведения.
Ведущей задачей данного этапа является общая организация поведения ребёнка с аутизмом: формирование установки на выполнение задания, выработка усидчивости, удержание внимания, привыкание к ситуации обучения. Важно соблюдать принцип постепенности, дозирования подачи нового материала. На первых занятиях лучше сосредоточиться на одном, наиболее доступном для ребенка навыке, схема выполнения которого довольно проста. Инструкции и задания на занятии формулируются четко и кратко.
3 этап. Развитие познавательной сферы.
На данном этапе решаются задачи интеллектуального развития ребенка с РАС в зависимости от выявленных у него умственных и речевых способностей и возможностей.
Познавательное развитие включает ознакомление с окружающим, сенсорное воспитание, формирование мышления, элементарных количественных представлений, развитие речи, общей и мелкой моторики, коммуникативных способностей. На занятиях идет работа по формированию предметной, конструктивной, игровой деятельности.
Источник: