Особенности организации деятельности в образовательном учреждении для детей с РАС и с признаками РАС

Михайлова Вероника Геннадьевна
Особенности организации деятельности в образовательном учреждении для детей с РАС и с признаками РАС

Департамент образования и науки Кемеровской области

ГОО «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и

социальной помощи «Здоровье и развитие личности»

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАС И

С ПРИЗНАКАМИ РАС

(для педагогов-психологов, дефектологов и родителей)

г. Кемерово, 2019 г.

Главные задачи психолога

при работе с учащимися с РАС:

1. Формирование границ взаимодействия (выстраивать простые отношения с детьми и взрослыми, с учетом правил поведения, не нарушающих интересов другого человека, используя игровые способы и приемы взаимодействия);

2. Помощь в организации обучения – в рамках фронтального обучения;

3. Формирование коммуникативных навыков в стереотипных ситуациях и их гибкое изменение;

4. Индивидуальная работа с ребенком, направленная на формирование представлений о себе и других (формирование модели психического, т. е. понимание, что у другой человек имеет иные, чем у него мысли, чувства и желания);

5. Формирование функций программирования и контроля.

Алгоритм выстраивания коммуникации учащихся с РАС

1. Простые отношения

с детьми и учителем – объем контактов с другими детьми дозирован,

а общение четко организовано в рамках стереотипа урока и перемены,

походов в столовую или на прогулку

2. Формирование навыков взаимодействия и коммуникативных

навыков в детской среде в целом

(использование в классе методов групповой работы)

3. Постепенно расширять

коммуникативные умения ребенка с РАС,

переходить к организации взаимодействия детей на различных

малоструктурированных мероприятиях – праздниках, экскурсиях.

Сопровождение ребенка с РАС условно можно разделить на 3 этапа.

1 этап. Установление контакта.

В ходе данного этапа педагог наблюдает за ребенком, выясняет, что является для ребенка поощрением, в каких случаях он отказывается общаться, какие аффективные реакции наблюдаются у него. Для установления контакта можно использовать сенсорные стимулы (мыльные пузыри, вращающиеся предметы – волчки, колесики, заводные и музыкальные игрушки и др.)

Для установления контакта можно использовать средства сенсорной интеграции (Яйцо Совы, Одеяло Совы, Чулок Совы, которые способствуют развития проприорецептивной, тактильной и вестибулярной систем человека.

2 этап. Формирование навыков учебного поведения.

Ведущей задачей данного этапа является общая организация поведения ребёнка с аутизмом: формирование установки на выполнение задания, выработка усидчивости, удержание внимания, привыкание к ситуации обучения. Важно соблюдать принцип постепенности, дозирования подачи нового материала. На первых занятиях лучше сосредоточиться на одном, наиболее доступном для ребенка навыке, схема выполнения которого довольно проста. Инструкции и задания на занятии формулируются четко и кратко.

3 этап. Развитие познавательной сферы.

На данном этапе решаются задачи интеллектуального развития ребенка с РАС в зависимости от выявленных у него умственных и речевых способностей и возможностей.

Познавательное развитие включает ознакомление с окружающим, сенсорное воспитание, формирование мышления, элементарных количественных представлений, развитие речи, общей и мелкой моторики, коммуникативных способностей. На занятиях идет работа по формированию предметной, конструктивной, игровой деятельности.

Источник: maam.ru